Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 481 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 4 «Б»
Программа: общеобразовательная VI вида
Обучение в начальной школе 1-5 лет
Автор – составитель
учитель начальных классов
ГБСКОУ школы №584 «Озерки»
Пылаева Татьяна Юрьевна
Санкт-Петербург
2012-2013 уч.год.
Пояснительная записка.
Нашей школе «Озерки» 20 лет. Она одна из трёх школ города Санкт-Петербурга, где учатся ребята с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Школа работает по программе «Комплексная реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата», вдохновляя детей на личностные, учебные, творческие и спортивные достижения.
Учащиеся школы № 584 «Озерки» в большинстве случаев имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей) или заболевания и нарушения неврологического характера, осложненного ортопедическими нарушениями.
В условиях школы VI вида обучаются дети со сложной структурой дефекта развития по общеобразовательным программам VI вида, VII вида и образовательным программам VIII вида вариант 1 и вариант 2, в 30 классах с максимальной наполняемостью до 5 человек.
Занятия в школе проводятся с учётом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Преобладающими методами и способами обучения являются: объяснительно-иллюстративные, игровые и практические методы.
Очевидно, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья требует постоянного внимания со стороны взрослого помощника – воспитателя. В нашей школе в каждом классе работает воспитатель, который осуществляют всестороннюю помощь ученикам в учебно-воспитательном процессе.
Урок русского языка.
Тема урока: Части слова. Обобщение.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о частях слова.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.
Развивающая: совершенствовать умения правильно определять и графически обозначать части слова.
Коррекционная: корригировать умение элементарно обосновывать высказанное суждение.
Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка
Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять, санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Педагогические технологии:
- технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровая технология
- технология уровневой дифференциации
Оборудование: тетради учащихся, карточки с заданиями, сигнальные карточки с окончаниями слов, «рефлексивный экран», доска.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: «Мы вошли в просторный класс,
Начался урок у нас».
- Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно допишите буквы в слове.
Игра «Полубуковка».
Учащиеся дописываю буквы в слове, и читают слово: «Сказка»
Учитель : «Сказки мудростью богаты.
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди».
Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочную страну, а что это за страна, вы узнаете, когда среди букв найдёте и прочитаете слова. Карточки у каждого ученика.
ИОНЧБЗСОСТАВУРПСЛОВАМГБ |
Учитель: Ребята, мы отправляемся в сказочную страну «Состав слова».
- Сформулируйте тему урока.( Состав слова).
В сказочной стране могут происходить разные чудеса. У меня есть «волшебная палочка», с помощью которой я буду превращать вас в части слов, а вы должны будете рассказать об этой части слова.
Начинаем превращение: «Кручу, верчу,
Колдовать хочу.
Машу в корень слова превратить хочу».
Ученица: «Я корень слова – значимая часть,
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства,
Найди среди слов родственные слова».
Учитель: Какие слова называются родственные или однокоренные? (ответы учащихся)
Игра: «Найди слова». Задание на карточках.
1-й уровень.
Задание: выделить в однокоренных словах корень.
Лебедь, лебёдушка, лебединая.
Море, морской, взморье.
Бочка, бочковый, бочонок.
Остров, островок, островной.
2-й уровень.
Задание: дана группа слов, необходимо найти однокоренные слова и выделить в них корень.
Лебедь, лебёдушка, лебеда, лебединая.
Море, морской, морж, взморье.
Бочка, бочковый, бочонок, бочок.
Остров, островок, острый, островной.
3-й уровень:
Подобрать однокоренные слова, записать и выделить корень.
Лебедь -___________________________________________________
Море -_____________________________________________________
Бочка -_____________________________________________________
Остров - ____________________________________________________
Проверка.
Учитель: из какой сказки слова? (ответы учащихся)
Физкультминутка.
Баба Яга.
В тёмном лесу есть избушка.
Стоит задом наперёд.
В той избушке есть старушка,
Бабушку Яга зовут.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
Учитель: «Кручу, верчу,
Колдовать хочу.
Зою в приставку слова превратить хочу».
Ученица: «Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова».
Учитель: Игра «Исправь ошибки». У вас на карточках написаны приставки. Задание: каких приставок нет в русском языке? Зачеркните эти приставки.
У учащихся карточки.
По-, под-, пат-, а-, ат-, от-, пада-, пири-, пере-, на-, но-, об-, аб- |
Фронтальная проверка.
Учитель: «Кручу, верчу,
Колдовать хочу.
Серёжу в суффикс слова превратить хочу».
Ученик: «Я - суффикс.
За корнем я стою,
И важную работу выполняю.
Ведь без меня не смогут образовываться новые слова».
Игра «Волшебный суффикс». Задания на карточках.
1-й уровень.
Задание: выделить в словах суффикс.
Берёзка, домик, замочек, крылечко, маленький, белочка, грибница, зимушка.
2-й уровень.
Задание: образовать при помощи суффиксов -к-, - ик-, -ек-, -ечк- ,-очк-, -ниц-, -ушк- новые слова
Берёза-___________________________________
Дом-_____________________________________
Замок -___________________________________
Крыльцо- ________________________________
Мал- ____________________________________
Белка -___________________________________
Гриб-____________________________________
Зима-____________________________________
3-й уровень
Задание: образуй при помощи суффиксов новые слова.
Берёза-___________________________________
Дом-_____________________________________
Замок -___________________________________
Крыльцо- ________________________________
Мал- ____________________________________
Белка -___________________________________
Проверка.
Учитель: «Кручу, верчу,
Колдовать хочу.
Алёшу в окончание слова превратить хочу».
Ученик: «Я та часть слова, что окончанием зовут.
Слова я в предложениях правильно соединяю»
Игра «Определи окончание слова»
Работа с карточками. Учитель называет слова, учащиеся показывают карточку с нужным окончанием.
Жар- птица, яблоки, царь, золотые, волк, сад, поле, Елена, прекрасная.
Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
Учитель: Ребята, как называется вся часть слова, но без окончания? (Основа слова)
Игра «Найди слово».Задания на карточках.
1-й уровень.
Подобрать к каждой схеме своё слово
Вода ∩ ^
Заводь ∩
Водный ¬ ∩ ^
Безводная ¬ ∩
2-й уровень.
Собери слова. Подбери однокоренные слова по схемам.
корень приставки суффиксы окончания
вод за н а
без ая
ый
нулевое
∩ ^ ¬ ∩ ^ ¬ ∩ ∩
_____________ _____________ ______________ _____
3-й уровень.
Подбери и запиши к слову вода однокоренные по схемам.
∩ ^ ¬ ∩ ^ ¬ ∩
_____________ _____________ ______________
Итог урока.
Учитель: Уважаемые части слова, я превращаю вас обратно в ребят. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями.
Что мы сегодня вспомнили?
Какие задания выполняли?
Рефлексия.
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания….
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрёл…
9.я научился…
10. у меня получилось…
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...