"Три склонения имени существительного".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: показать, отчего зависит склонение имен существительных, их окончания.
Задачи урока:
- Дать общее понятие о трех склонениях существительных; формировать умение определять склонение существительных.
- Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и классифицировать.
- Воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
(УМК «Перспектива»)
Тема: «Три склонения имени существительного»
Сотавил урок:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 151
Воронова А.С.
II квалификационная категория
Новосибирск 2013
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: показать, от чего зависит склонение имен существительных, их окончания.
Задачи урока:
- Дать общее понятие о трех склонениях существительных; формировать умение определять склонение существительных.
- Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и классифицировать.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование урока:
- Учебник “Русский язык” 4 класс, 2 часть. (Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина)
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Презентация к уроку.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Оргмомент
- Все ли готовы к уроку?
- Тогда вперед!
II. Минутка чистописания.
- Откройте тетрадь по чистописанию. Какие буквы вам встретились в этих сочетаниях? (-а, -о, -ь) Дайте характеристику данным буквам. (буквы: а, о – они гласные и указывают на твердость впереди стоящего согласного; буква ь – она звука не обозначает, придает мягкость согласным звукам).
- Пропишите элементы букв и буквы.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Откройте тетрадь и запишите дату (подчеркните известные вам орфограммы).
- На доске записаны слова: вода, земля, конь, солнце, окно, степь, Юра, дочь. Объясните написание орфограмм в этих словах.
- Что общего между этими словами? (Это имена существительные, которые стоят в именительном падеже, в начальной форме).
- Разделите эти слова на группы. Сколько групп у вас получилось? (три группы) По какому признаку вы разделили? (по родам) (Задание выполняется устно). Запишите эти слова в три столбика. (1-й слайд )
III. Актуализация знаний и постановка задачи урока.
- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
- Что вы знаете об имени существительном? (Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.) (2-й слайд)
- Перечислите постоянные признаки? (Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род) (3-й слайд)
- Перечислите непостоянные признаки? (Число, падеж) (4-й слайд)
- Каким членом предложения может быть имя существительное в предложении? (Подлежащим; дополнением – отвечает на косвенные вопросы или падежные; обстоятельством – отвечает на смысловые вопросы)
- Прочитайте предложение записанное на доске.
Марина написала сочинение о зиме и осени.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
- Назовите однородные члены предложения? Сделайте морфологический разбор этих имен существительных.
1 – й ряд – о зиме
2 – й ряд – о осени
- Назовите общие признаки имен существительных. (Неодушевленные, нарицательные, ж.р., ед.ч., П.п., отвечают на вопрос о чем? Второстепенные члены предложения: дополнение)
- А чем же отличаются эти имена существительные? Выделите окончания (окончаниями).
- Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные?
- Можем ответить на этот вопрос?
- Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование.
IV. Работа над темой.
- На доске записаны слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, озеро, поле, дочь, стол.(5-й слайд)
1. Что можете сказать о словах? (Существительные стоят в начальной форме.)
2. На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)
3. Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно. (6-й, 7-й, 8-й слайд)
2 | 3 | ||
М.р. |
| ||
Ж.р. | |||
Ср.р. |
- Назовите существительные, которые вы запишите в первую группу? Записать и выделить окончания. (Страна, земля, дедушка, дядя.) Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.
- Запишите существительные во вторую группу. Выделить окончания. (Стол, озеро, поле.)
- Запишите существительные в третью группу. Выделить окончания. (дочь)
- Что можно сказать об этом имени существительном?
- По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.)
- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения.
| 2 - скл. | 3 – е скл. | |
М.р. |
| ||
Ж.р. | |||
Ср.р. |
- Сделайте вывод: как определить склонение имен существительных? (По начальной форме: обращая внимание на род и окончание.) (9-й слайд)
Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай»
(Уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)
Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
- А теперь давайте вернемся к нашему предложению. Делая морфологический разбор имен существительных о зиме и о осени у нас возник проблемный вопрос.
- Почему в этих словах разные окончания, когда род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения.)
- А как определить склонение этих существительных? (Необходимо поставить слова в начальную форму.)
Алгоритм определения склонения (10-й слайд)
о зиме об осени
нач. ф.- зима нач. ф - осень
род – ж. р. род – ж. р.
окончание – а окончание - нулевое
склонение – 1 склонение - 3
- У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных.
- Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?
Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?
V. Закрепление
Игра «Заведи в каждый порт свои лодки»
На доске висят три порта – 1, 2, 3 склонения. Каждому ученику раздается корабль со словом, который необходимо прикрепить к нужному порту.
1. У.с. 18 упр. 24 Распределить имена существительные в группы по склонениям. Определить род и выделить падежные окончания.
2. У.с. 19 упр. 26 Объяснить написание слов с пропущенными буквами. Указать род, склонение и падеж каждого имени существительного. Выделить окончание.
VI. Итог урока.
- Что нового вы узнали?
- Что такое склонение?
- Сколько склонений у существительного?
- Какие существительные относятся к 1 – ому, 2 – ому, 3 – ому склонению?
- Как определить склонение существительного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»
Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...