Правописание безударных гласных
статья по русскому языку на тему

Мартынова Галина Петровна

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене обучения в школе. Орфограммы «безударные гласные» - это самые частотные орфограммы русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_razvitoy_lichnosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных

Формирование всесторонне развитой личности - программная цель в работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача - искать новые способы интенсификации обучения и повышения его качества.

Интенсификация обучения может быть достигнута в том случае, если будет увеличено число учебно-познавательных действий и операций, будет умело использоваться каждая минута урока, как учителем, так и учащимися, если учебный материал дойдет до сознания каждого ученика.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене обучения в школе. Орфограммы «безударные гласные» - это самые частотные орфограммы русского языка.

Обучение правописанию безударных гласных представляет определенные трудности для детей. В работах младших школьников встречается ошибки, вызванные либо неумением найти объект правила (не может выделить безударную гласную или корень слова), либо неумением пользоваться правилом (не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качеств проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: слизал сметану – лез).

Работу над безударными гласными я начинаю в период обучения грамоте. В 1 классе провожу постоянную работу над развитием речи, развитием фонематического слуха учащихся, учу вести наблюдения над словами, написание которых расходится с произношением, отрабатываю умение находить в словах ударные и безударные гласные.

Эту работу начинаю, когда изучены гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у я согласный н; слог и ударение детям тоже известны. Проверка безударных гласных ведется методом сопоставлений:

он - она - оно - они;

сосны - сосна;

осы - оса - у осы.

Подобная работа выполняете и на последующих уроках, входит в привычку у детей, у них постепенно вырабатывается потребность подбирать родственные слова, делать сопоставления - по звучанию и знанию. Подбор родственных слов необходимо сопровождать проговариванием.

Основная задача на данном этапе научить учащихся видеть безударную гласную в слове. Процесс этот сложный и длительный. Наиболее эффективным видом работы в 1 классе была игра «Маячки», которая дает возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. Например, даны предложения:

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Дети читают эти предложения дважды: сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания - обратить внимание на несоответствие написания слов их произношению. К словам с «маячками» подбираются проверочные слова путем изменения формы слова.

Помогает и такой прием, когда дети слышимые слова не записывают, а отмечают только безударные гласные графически. Диктую:

На дворе горой, а в избе водой.

Дети отмечает, что безударная гласная о встретилась три раза, а и - один раз. Затем слова проверяем устно.

Кроме этих видов работ, с учащимися провожу дидактические игры: «Догадайся сам», «Как правильно записать слов», «Не ошибись», «Кто впереди»; упражнения творческого характера (дописать пословицы, вставляя слова с безударными гласными; отгадать загадки, отгадку записать и проверить) и т.д.

К концу 1 класса дети должны научиться ставить ударение, выделять ударные и безударные гласные, изменять слово - ставить безударную гласную под ударение.

На втором году обучения, опираясь на знания и умения, полученные в 1 классе, я продолжила работу над безударными гласными. На уроках русского языка учу детей выделять не только безударный глас-звук, но и безударный слог, вырабатываю умения обнаруживать в тексте орфограммы, быстро изменять слова: коса - косы, роса - росы, ряды - ряд.

Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и подготавливаются к усвоению правила. Они устанавливают, что проверять нужно гласные буквы а, о, е, я, и в безударных слогах, а гласные у, ы, ю проверять ударением не нужно. Во 2 классе при изучении темы «Однокоренные слова» вводится понятие «корень слова». Я учу детей находить корень родственных слов, подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных слов, находить среди этих слов проверочные. У детей сформировываю умение осознанно составлять гнезда однокоренных слов, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличие одинаковых частей. Для этого провожу интересный вид работы - подбор - родственных слов с заданными корнями. (Игра «Кто подберет больше слов»).

рыба        кот        лес

рыбка        котик        лесник

рыбак        котище        лесной

рыбный        котенок                        лесок

Следующий прием - работа без зрительного восприятия, т.е. без «маячков», когда дети учатся сами обнаруживать в тексте слова с безударными гласными. Такие задания учащиеся получают на уроках довольно часто.

Восприятие орфограмм на слух всегда представляет трудности для учащихся. Чтобы преодолеть эти трудности, я зачитываю детям пословицы, загадки, предложения из рассказов, насыщенные словами с орфограммами. Дети слова не записывают, а только называют их вместе с проверочными словами и показывают сигнальную карточку с безударной гласной. Этот вид работы занимает короткий промежуток времени, но у детей увеличивается темп работы.

Я включаю в работу отгадывание ребусов, кроссвордов.

ноч           ночная - ночь

я

Чтобы дети усвоили этот материал, использую стихотворные упражнения:

1.Безударный хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударение, чтоб развеять все сомнения!

2.На берегу растет сосна, а рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда, а рядом с нею - звезды.

А на траве лежит роса, а рядом с нею - росы.

Вот по траве спешит коса, а рядом с нею - косы.

И будет мягкая трава душистым легким сеном.

Сгребать ее пойдет мой дед, точней пойдем мы с дедом.

В 3-4 классах работа над правописанием безударных гласных продолжается. Расширяется число и виды упражнений, усложняются задания. Я стараюсь научить детей работать самостоятельно, что важно для успешного обучения в дальнейшем.

Важно, чтобы ученик мог найти безударные гласные не только в предлагаемом учителем тексте, но и в любом печатном тексте. Для этого у ребенка должна развиваться орфографическая зоркость, как на уроках русского языка, так и на уроках чтения.

На уроках чтения я провожу словарную работу. Дети читают слова, работают над их лексическим значением, потом называют слова с безударной гласной, проверяют их. Ребята учатся самостоятельно работать с текстом, быстро в нем ориентироваться, отрабатывает технику чтения и закрепляет навыки правописания безударных гласных.

В 3-4 классах я задаю детям домашнее задание по русскому языку из «Книги для чтения». Они должны подобрать отрывок, предложения с безударными гласными в корне и к ним проверочные слова.

Не менее важно на уроке научать детей самоанализу учета своих действий и их результатов. При работе с безударными гласными использую памятки:

Проверочные слова:

  1. Много: волна - волны.
  2. Один: дома - дом.
  3. Из корня: садовый - сад.
  1. Буквой ё: ведро - вёдра.
  2. Ласкательное значение: ковер - коврик.
  3. На вопрос: какой?: доброта - добрый.
  4. На вопрос: что делает?: писать - пишет.

При работе над правописанием безударных гласных большое значение имеет выбор приемов. Разнообразие приемов, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе, межпредметные связи помогают детям усвоить такую трудную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными.

Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная:  овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте...