Урок-сказка русского языка на тему: "Определение типа склонения у существительных множественного числа".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – сказка «Снежная королева».
Тема: Определение типа склонения существительных множественного числа.
Цели: Научить определять тип склонения существительных в форме мн. числа;
развивать умение определять падеж существительных;
формировать интерес к изучению родного языка.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
- Вспомним девиз письма.
- Хором прочтем сегодняшнюю дату. (Одиннадцатое декабря.)
- Какие орфограммы встретились?
- Запишите дату.
- Какие части речи мы использовали в написании даты?
- На строке ниже Классная работа.
2. Чистописание.
- Я предлагаю вам совершить путешествие в сказку.
- Если вы согласны поднимите руку.
- Вот представьте себе. Сидит Кай и палочкой на снегу выводит буквы, буквы соединяет в слоги и слова, а слова в предложение.
- Вот что у него получилось:
На доске: Нн ня Ну ны На
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Написание каких букв мы сегодня повторяем?
-Напишите их у себя в тетради и вспомните соединения.
- Прочитаем предложение.
- Что это за предложение? (пословица.)
- Как вы её понимаете?
- Какие орфограммы встретились?
- Прочитайте несколько раз и запомните.
- Закроем глаза и проговорим вслух.
3. Письмо по памяти.
- Проверяем.
- Герой какой сказки написал это? (Кай из «Снежной королевы».)
- Кто автор сказки? (Г. Х. Андерсен.)
4. Словарная работа.
- Пока мы писали предложение Кая, Герда настойчиво шла на его поиски. Она попала в цветочный сад к старушке, которая умела колдовать. Та заколдовала слова.
На доске: Св.бода, адр.с, ин.й, мальч.ки, бер.г, к.л.ндарь, м.розы, пут.шествие, г.р.зонт, п.сс.жиры, .кскурсия, дев.чка, п.года.
- Помогите Герде. Запишите слова в тетрадь и вставьте буквы.
- Поменяемся тетрадями и проверим. (Фронтальная проверка.)
- Поставьте оценку на полях.
5. Физкультминутка.
6. Новый материал.
- К какой части речи относятся эти слова?
- На какие две группы их можно разделить? (Сущ. ед. ч. и мн. ч.)
- Определите склонение существительных единственного числа.(1 ученик у доски.)
- Какие существительные у нас остались? (Сущ. мн. ч.)
- Как у них определить склонение?
- Кто догадался какая тема сегодняшнего урока? (Тема на доске.)
- Пока мы работали, Герда очутилась у Принца и Принцессы. Они пообещали ей помочь, если она ответит на вопросы.
7. Работа по учебнику.
а) С. 135 упр. 140 УСТНО
Докучная сказка – сказка наводящая скуку.
- Какие слова не понятны?
ЛЫКА СВЯЗКА – под корой волокнистая ткань (луб) липы, ивы разделённая на слои и узкие полосы.
(Ученик читает из толкового словаря.)
- Определим тип склонения существительных мн. числа. (ВИШЕНКИ, КЛЁНЫ.)
НА ДОСКЕ СХЕМА: сущ. мн. ч.
сущ. ед. ч.
склонение
б) Коллективная работа у доски по закреплению изученного.
- Ребята, с Гердой случилась беда, на неё напали разбойники. Маленькая разбойница дала ей непростое задание. Упр.141.
- Заполним таблицу пользуясь схемой.
- Как определить тип склонения существительных мн.числа?
ПРАВИЛО! С. 136.
8. Самостоятельная работа.
- Северный олень домчал Герду до Лапландии к старухе – лапландке, та дала ей задание и отправила к финке. Вот это задание. Надо распределить сущ. мн. ч. в три столбика по типу склонения.
СНЕГА, НОЧИ, ВЬЮГИ, МЕТЕЛИ, ХОЛОДА, СНЕЖИНКИ.
- Проверим.
- Вы хорошо выполнили задание. Финка подсказала Герде где искать Кая.
9. Повторение изученного. Разноуровневое задание по карточкам.
- Герда долго шла по царству Снежной королевы, но когда она нашла Кая, он её не узнал.
- Я знаю, как ей помочь. У вас на столе карточки. Задание состоит из двух уровней. Прочитайте их и выберите по себе.
Карточка. 1 уровень. Спиши предложение. Подчеркните грамматическую основу. У существительных единственного числа определите падеж и склонение. 2 уровень. Списать предложение. Разобрать предложение по составу. У всех существительных определить падеж и склонение. Герда заплакала, и слёзы растопили осколок в сердце Кая.
|
- Мы помогли Герде вернуть Кая домой, да и сами многому научились.
10. Итог урока.
- Что нового узнали путешествуя по сказки?
- Вам понравилось наше путешествие?
11. Домашнее задание.
С. 136 правило, упр. 142.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение» и презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...
Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....
Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....
Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".
КВН Проводится в 4 классах. Цели :1. Обобщить знания о склонении имён существительных.2....
Урок русского языка в 4 классе на тему : "Склонение имен существительных множественного числа»
Урок по теме "Склонение имен существительных множественного числа»Класс: 42я четвертьРусский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник, 1 часть...
Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...