Правописание ъ и ь знаков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт
Цель: отработка правописания ъ и ь знаков. (Учебник А.В. Поляковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnye_i_znaki.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
Начинаем наш урок.
2 Актуализация знаний
Грамоте учиться – всегда пригодится
- Как вы понимаете смысл данной (русской) пословицы?
(«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт)
Минутка чистописания
Друз…я, учен…е нас об…единяет!
Спишите пословицу, вставив пропущенные буквы.
- Какие буквы вы вставили?
Проверка
Друзья, ученье нас объединяет!
- Что у них общего? (знаки, разделительные, не обозначают звуков, пишутся после согласных перед гласными буквами)
Знаки………………
Пунктационные, математических действий, в письменности, в литературе, в искусстве, в программировании, в военном деле, ПДД.
Мы все участники дорожного движения. Знание и соблюдение этих правил сохранит нам жизнь.
В русском языке тоже очень много правил, их необходимо знать, чтобы грамотно писать.
Словарный диктант
Предлагаю вспомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными
- Десятый месяц календарного года (октябрь)
- Осветительный прибор, в котором источник света окружён стеклом (фонарь)
- Осенним и зимним бывает оно. В шкафу есть местечко всегда для него (пальто)
- Человек, который обучает детей в школе (учитель)
- Млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела (обезьяна)
- Какое слово «лишнее»? Докажите
Фонетический разбор
Обезьяна – 4 слога, 3 слог ударный, 8 букв, 8 звуков, 4 гласных, 4 согласных
3 Постановка учебной задачи и поиск решения
Если вы решите орфографическую задачу, то определите тему сегодняшнего урока.
- Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки:
I - вариант
Грустит обезьянка за прутьями клетки.
Пустите её покачаться на ветке.
II – вариант
Волк ужасно разъярён –
Съесть ежа не может он.
Ёжик выставил иголки –
Объегорил злого волка.
(или работа в парах)
Выписываем первое предложение и разбираем его по членам предложения
Грустит обезьянка за прутьями клетки. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
4 Сообщение темы и цели урока
5 «Открытие» нового знания
- Что разделяют ь и ъ знаки?
С. 78 упр. 147
- Прочитайте слова
Солю – солью, полёт – польёт, воробей – воробьи;
Мягкий знак разделительный –
Фокусник удивительный!
Слова разделит пополам –
И новый смысл предъявит нам!
- Сравните произношение звуков, обозначенных выделенными буквами. Твёрдые они и мягкие?
- Слитно или раздельно они произносятся со следующим за ними звуками?
- Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука?
- Запишите слова с разделительным мягким знаком:
Солью, польёт, воробьи
Было сели – стало съели,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Ъ знак.
Молчаливый ъ знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
Вывод с .79
Запомнить проще простого!
Пишите ь знак в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья: е, ё, ю,и, я.
С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
(составление алгоритма)
Схема-помощница
- Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков? (Не допускают слияния гласного и согласного).
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Разделите слова на группы:
шьёт, подъём, пьют, съезд, объединять, счастье.
- Работа с экранами
Лес
Как хорош лес на заре ранней осенью!.. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло.
Самостоятельная работа
С. 79 упр. 148
Прочитайте предложения.
- В каком из выделенных слов есть слог с раздельным произношением согласного и следующего за ним звука? Спишите.
Гусеницы начали объедать листву.
Самопроверка (экран)
7. Включение в систему знаний и повторения
Работа в парах
- Запишите слова, исключив «лишнее» слово
- свинья, вьётся, крыльцо, платье, соловьи, полью
- подъём, бьют, въехать, предъюбилейный, объявит
Работа в группах (тексты)
- Исправьте ошибки
1. Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел.
Ручи солются – река будет, люди обединятся – силу их не победить.
2. Вюга замела лес. Суча деревев покрыты снегом. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да зайка сёжился под елю.
3. В автомобиле река разезжает,
Радужной пылю асфальт поливает.
Подехал к стройке кран подёмный,
Подёмный кран – силач огромный.
Вюга хлещет так и сяк,
Бёт в лицо крупой колючей.
4. Обявление.
Третего декабря, в воскресене, состоится лыжная прогулка. Сбор у подезда школы. Отезд в девять часов.
5. Воробиха воробёнка выводила погулять.
По дороге потихоньку стала мама обяснять.
- Какие знаки в русском языке называются разделительными?
8 Рефлексия
Светофор знаний
- «Красный»
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять усядусь я.
- «Желтый»
Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь еще я.
- «Зеленый»
А теперь вперед, друзья!
В знаниях уверен я.
Домашнее задание (по выбору учащихся)
с. 82 упр. 153, правило с. 79
с. 83 упр. 156, правило с. 79
придумать рассказ, в котором обязательно должно быть 8 -10 слов с разделительными знаками, правило с. 79
Разноуровневые задания
Красный (слабый уровень)
1.Вставь разделительные ъ и ь знаки в слова:
Жил..ё, колос…я, от…езд, здоров…е, под…ём, варен…е, с…едобный.
2. Составь предложение
По, веленью, щучьему, по, хотенью, моему.
Жёлтый (средний уровень)
1.Обозначьте орфограмму по образцу:
льём подъём
пьеса съел
семья предъюбилейный
соловьи съедобный
2. Вставьте подходящие по смыслу слова
………желтеют …. ……… ……… .
В лужах купаются ………… .
……….. дружно строят муравейник.
Весной так чудно поют ………. .
Слова для справок: осенью, воробьи, муравьи, на деревьях, листья, соловьи.
Зелёный (сильный уровень)
1. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука
Йогурт, ясли, юнга, ель, лейка, ёжик, маяк, подъём, каюта.
2 .Запиши количество букв и звуков в словах:
объём - ___б., ___зв.
угольки – ___б., ___зв.
льёт – ___б., ___зв.
съел – ___б., ___зв.
3. Составь пословицу
неученье, свет, тьма, ученье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с мягким знаком.
Цель:a) Закрепить умение обозначать на письме мягкость согласныхзвуков в середине и на конце слов.b) Формировать связную речь учащихся.c) Обогащать словарный запас....
К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком
К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком – интегрированный урок чтения и письма, на котором обучающиеся знакомятся с творчеством Чуковского, дают характеристику произве...
Тренажёр по русскому языку 2 класс "Правописание Ъ и Ь знаков"
Тренажёр по русскому языку 2 класс "Правописание Ъ и Ь знаков" рекомендуется для самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время...
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине...
Урок "Правописание слов сразделительным мягким знаком" 2 класс
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии урока мы придерживаемся. При построении технологии орг...
Правописание слов о "ь" знаке.
Обобщение и систематизация знаний о разделительном ь знаке....
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание ъ и ь знака»
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС по Образовательной системе "Школа 2100". Тип урока:актуализации знаний и умений....