Правописание ъ и ь знаков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт
Цель: отработка правописания ъ и ь знаков. (Учебник А.В. Поляковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
Начинаем наш урок.
2 Актуализация знаний
Грамоте учиться – всегда пригодится
- Как вы понимаете смысл данной (русской) пословицы?
(«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» Р.Декарт)
Минутка чистописания
Друз…я, учен…е нас об…единяет!
Спишите пословицу, вставив пропущенные буквы.
- Какие буквы вы вставили?
Проверка
Друзья, ученье нас объединяет!
- Что у них общего? (знаки, разделительные, не обозначают звуков, пишутся после согласных перед гласными буквами)
Знаки………………
Пунктационные, математических действий, в письменности, в литературе, в искусстве, в программировании, в военном деле, ПДД.
Мы все участники дорожного движения. Знание и соблюдение этих правил сохранит нам жизнь.
В русском языке тоже очень много правил, их необходимо знать, чтобы грамотно писать.
Словарный диктант
Предлагаю вспомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными
- Десятый месяц календарного года (октябрь)
- Осветительный прибор, в котором источник света окружён стеклом (фонарь)
- Осенним и зимним бывает оно. В шкафу есть местечко всегда для него (пальто)
- Человек, который обучает детей в школе (учитель)
- Млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела (обезьяна)
- Какое слово «лишнее»? Докажите
Фонетический разбор
Обезьяна – 4 слога, 3 слог ударный, 8 букв, 8 звуков, 4 гласных, 4 согласных
3 Постановка учебной задачи и поиск решения
Если вы решите орфографическую задачу, то определите тему сегодняшнего урока.
- Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки:
I - вариант
Грустит обезьянка за прутьями клетки.
Пустите её покачаться на ветке.
II – вариант
Волк ужасно разъярён –
Съесть ежа не может он.
Ёжик выставил иголки –
Объегорил злого волка.
(или работа в парах)
Выписываем первое предложение и разбираем его по членам предложения
Грустит обезьянка за прутьями клетки. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)
4 Сообщение темы и цели урока
5 «Открытие» нового знания
- Что разделяют ь и ъ знаки?
С. 78 упр. 147
- Прочитайте слова
Солю – солью, полёт – польёт, воробей – воробьи;
Мягкий знак разделительный –
Фокусник удивительный!
Слова разделит пополам –
И новый смысл предъявит нам!
- Сравните произношение звуков, обозначенных выделенными буквами. Твёрдые они и мягкие?
- Слитно или раздельно они произносятся со следующим за ними звуками?
- Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука?
- Запишите слова с разделительным мягким знаком:
Солью, польёт, воробьи
Было сели – стало съели,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Ъ знак.
Молчаливый ъ знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
Вывод с .79
Запомнить проще простого!
Пишите ь знак в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья: е, ё, ю,и, я.
С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
(составление алгоритма)
Схема-помощница
- Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков? (Не допускают слияния гласного и согласного).
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Разделите слова на группы:
шьёт, подъём, пьют, съезд, объединять, счастье.
- Работа с экранами
Лес
Как хорош лес на заре ранней осенью!.. Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, и ветер запоёт свои песни. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло.
Самостоятельная работа
С. 79 упр. 148
Прочитайте предложения.
- В каком из выделенных слов есть слог с раздельным произношением согласного и следующего за ним звука? Спишите.
Гусеницы начали объедать листву.
Самопроверка (экран)
7. Включение в систему знаний и повторения
Работа в парах
- Запишите слова, исключив «лишнее» слово
- свинья, вьётся, крыльцо, платье, соловьи, полью
- подъём, бьют, въехать, предъюбилейный, объявит
Работа в группах (тексты)
- Исправьте ошибки
1. Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел.
Ручи солются – река будет, люди обединятся – силу их не победить.
2. Вюга замела лес. Суча деревев покрыты снегом. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да зайка сёжился под елю.
3. В автомобиле река разезжает,
Радужной пылю асфальт поливает.
Подехал к стройке кран подёмный,
Подёмный кран – силач огромный.
Вюга хлещет так и сяк,
Бёт в лицо крупой колючей.
4. Обявление.
Третего декабря, в воскресене, состоится лыжная прогулка. Сбор у подезда школы. Отезд в девять часов.
5. Воробиха воробёнка выводила погулять.
По дороге потихоньку стала мама обяснять.
- Какие знаки в русском языке называются разделительными?
8 Рефлексия
Светофор знаний
- «Красный»
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять усядусь я.
- «Желтый»
Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь еще я.
- «Зеленый»
А теперь вперед, друзья!
В знаниях уверен я.
Домашнее задание (по выбору учащихся)
с. 82 упр. 153, правило с. 79
с. 83 упр. 156, правило с. 79
придумать рассказ, в котором обязательно должно быть 8 -10 слов с разделительными знаками, правило с. 79
Разноуровневые задания
Красный (слабый уровень)
1.Вставь разделительные ъ и ь знаки в слова:
Жил..ё, колос…я, от…езд, здоров…е, под…ём, варен…е, с…едобный.
2. Составь предложение
По, веленью, щучьему, по, хотенью, моему.
Жёлтый (средний уровень)
1.Обозначьте орфограмму по образцу:
льём подъём
пьеса съел
семья предъюбилейный
соловьи съедобный
2. Вставьте подходящие по смыслу слова
………желтеют …. ……… ……… .
В лужах купаются ………… .
……….. дружно строят муравейник.
Весной так чудно поют ………. .
Слова для справок: осенью, воробьи, муравьи, на деревьях, листья, соловьи.
Зелёный (сильный уровень)
1. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука
Йогурт, ясли, юнга, ель, лейка, ёжик, маяк, подъём, каюта.
2 .Запиши количество букв и звуков в словах:
объём - ___б., ___зв.
угольки – ___б., ___зв.
льёт – ___б., ___зв.
съел – ___б., ___зв.
3. Составь пословицу
неученье, свет, тьма, ученье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с мягким знаком.
Цель:a) Закрепить умение обозначать на письме мягкость согласныхзвуков в середине и на конце слов.b) Формировать связную речь учащихся.c) Обогащать словарный запас....
К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком
К.И. Чуковский «Путаница». Правописание слов с мягким знаком – интегрированный урок чтения и письма, на котором обучающиеся знакомятся с творчеством Чуковского, дают характеристику произве...
Тренажёр по русскому языку 2 класс "Правописание Ъ и Ь знаков"
Тренажёр по русскому языку 2 класс "Правописание Ъ и Ь знаков" рекомендуется для самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время...

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине...

Урок "Правописание слов сразделительным мягким знаком" 2 класс
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии урока мы придерживаемся. При построении технологии орг...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Правописание ъ и ь знака»
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС по Образовательной системе "Школа 2100". Тип урока:актуализации знаний и умений....