Олимпиада по русскому языку для 3-4 классов
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Федорова Елена Петровна

Одним из видов внеклассной работы по русскому языку в школе является проведение предметной олимпиады.

Олимпиада позволяет оценить уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, предметно-речевых навыков чтения и грамотного письма школьников. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_3-4_klass.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из видов внеклассной работы по русскому языку в школе является проведение предметной олимпиады.

Олимпиада позволяет оценить уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения, предметно-речевых навыков чтения и грамотного письма школьников. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

Успешными на олимпиаде могут быть различные учащиеся, как с высоким уровнем сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку, так и имеющие нестандартное мышление, субъективно оцененное посредственными оценками.  На Олимпиаде оцениваются креативные качества каждого участника, как при решении задач, так и при их составлении.

Цели олимпиады:

1. Повышение познавательного интереса учащихся к русскому языку и поощрение проявляющих интерес к русскому языку.

2. Поощрение детей, проявляющих способности в области русского языка.

3. Демонстрация практической значимости изучения русского языка для успешности в различных предметных областях.

4. Решение социальных проблем в виде уменьшения негативных явлений в  детской среде через приобщение детей  к самосовершенствованию.

Олимпиада проводится в два этапа:

1 этап – отборочный I тур;

2 этап – основной II тур.

 

I тур предполагает участие всех учащихся класса (параллели). Олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспевающего ученика. Участниками II тура олимпиады становятся победители I тура. Итоги I тура обсуждаются учителем с учащимися на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап особенно важен, так как ученики, не допущенные к участию во II туре, должны обязательно узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке. После проверки письменных конкурсных работ участников II тура олимпиады учитель выявляет победителей. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознакомлены все ученики класса (параллели).

Время выполнения заданий каждого тура  – 45 минут.

Участники олимпиады: учащиеся 3-4 классов.

I тур олимпиады

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению.  (3 балла)

Например: найти общий язык – договориться.

Дело в шляпе - _______________________

Отложить в долгий ящик - __________________

Держать в черном теле - _________________

2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточий слова, противоположные по смыслу выделенным. Учитывайте, что это стихи. (3 балла)

Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки –

Он гоняет их метлой.

Вася – добрый, Жора – … (злой!)

За … (высоким) за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

Любят кот и папа Тани

Спать на мягком на диване,

А на … (жесткий) табурет

Вовсе претендентов нет.

3. Составьте слово, если в нем

корень – из слова зима,

окончание – из слова синяя,

суффикс – из слова весенний. __________   (2 балла)

4. Реши анаграммы. (3 балла)

Например: кабан – банка.

Карета - ___________________

Приказ - ___________________

Апельсин -  ___________________

5. Объясните значение слова «коса» в каждой фразе (3 балла):

У девушки красивая коса. _____________________________________

Вдалеке виднелась песчаная коса. ______________________________

Без косы и сена не накосишь. __________________________________

6. Составь лесенку из имен существительных  на букву Т так, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего. (7 баллов)

Т_ _

Т _ _ _

Т _ _ _ _

Т_ _ _ _ _

Т _ _ _ _ _ _

Т _ _ _ _ _ _ _

Т _ _ _ _ _ _ _ _

7. Подчеркни слова только с твёрдыми согласными звуками. (2 балла)

Играть, конь, тепло,  жар, шило.

8. Подчеркни слово (слова), в которых количество звуков и букв совпадает. (2 балла)

Сердце, веер, семь,  яблоко, ясень.

9. Прочитайте предложение, выпишите все словосочетания. (5 баллов)

На зеленой лужайке красуется белая березка с душистыми листочками.

10. Разберите слова по составу. (5 баллов)

Прибрежный, строитель, забегала, перевозчик, подоконник.

11. Расставьте  слова в алфавитном порядке. (5 баллов)

Ландыш, лилия, лютик, лаванда, лотос.

12. Подчеркните только существительные. (2 балла)

Зеленеть, зелень, зеленеющий, зелененький, зеленка, зелены.

13. Подчеркните только глаголы. (5 баллов) 

Ходьба,  ходить,  плавать,  плавание,  стрелок,  стрельба,  выстрел, стрелять, отдых, отдыхать, забег, бегун, бегать.

14. Подчеркните только однокоренные слова. (3 балла) 

Город, гора, горный, горе, горняк, гореть, гордый.

15. Спишите предложения, раскрывая скобки. (5 баллов)

(В) ходим   (в) зал;  (во) шел  (во) двор; (по) плыли  (по) реке; пароход  (от) чалил (от) пристани; лодку (от) толкнули (от) берега; (до) води начатое дело (до) конца; (по) плыл (по) волнам; (до) плыли  (до) знакомого села; (по) бежали (по) оврагу; (на) правился (на) стадион.

II тур олимпиады

1. Спишите, исправив ошибки. (5 баллов)

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.                     (По Н. Сладкову.)

2. По данному началу допишите пословицы. (4 балла)

Без труда ______________________________________________

Семь раз отмерь — ______________________________________

Кто не работает, ________________________________________

Любишь кататься — _____________________________________

3. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его. (3 балла)

Мария, Елена, Анастасия, Иванова, Лидия.

Лисица, заяц, дельфин, воробей, медведь,

Стол, стул, диван, мебель, шкаф.

4.  Прочитайте  «заколдованное» слово и «расколдуйте» его,  вычеркнув «лишний» слог. (4 балла)

Контофеты, мармесалад, зефибрар, шокроколад.

5.  Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.  (6 баллов)

6. Придумайте по 3 примера слов-синонимов, слов-антонимов. (6 баллов)

7. Расставьте ударения в словах. (5 баллов)

Торты, углубить, звонит, цемент, фарфор, щавель, каталог, кухонный, диалог, случай.

8. Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное», включив в них слова: рояль, мышь, кино, тюль, шоссе, ателье. (6 баллов)

9. Употребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях:

выехать (с,из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) автобуса. (6 баллов)

10. Подберите 2 группы слов так, чтобы и у тех, и у других был корень  -вод-, но с разным значением. В каждой группе должно быть не менее 3-х слов.

(6 баллов)

11. Вставьте пропущенные буквы в словах: ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад. (3 балла)

12. Составьте несколько предложений так, чтобы в них слово кисть употреблялось в разных значениях. (3 балла)

13. Определите члены предложения и укажите, в каких падежах употреблены имена существительные. (4 балла)

1) Почтальон принес письмо.

2) Мама оставила на столе ключи.

3) Шофер починил колесо.

4) Ситец – хлопчатобумажная ткань.

14. Составьте  как можно больше слов из слова космонавтика. (1 слово -  0,5 балла)

15. Поставь в конце предложений нужные знаки препинания. (2балла)

Откуда вы прилетели

Ноябрь – одиннадцатый месяц года

Сколько времени ты решал задачу

Как прекрасен этот мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 3-4 классов

Материал поможет провести школьный тур олимпиады по русскому языку в 3-4 классах. Распечатывать удобно с двух сторон, работа на половину листа А4...

Олимпиады по русскому языку в 1-2 классах

Мною предложены тексты заданий олимпиад по русскому языку в 1 и 2 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителями начальных классов  д...

Олимпиады по русскому языку для 2 - 4 классов 2012 год

Олимпиады  по русскому языку составлены на основе методических пособий для обучающихся 2 - 4 классов с учетом индивидуальных особенностей младших школьников, использованы развивающие задания....

Олимпиады по русскому языку в 1-4 классах

Задания для проведения олимпиады по русскому языку в 1-4 классах, содержат рекомендации к проверке олимпиады готовые образцы для детей....

Олимпиады по русскому языку для 1-4 классов.

В материале представлены по двадцать заданий к каждому классу, ответы и ключи для проверки олимпиады....

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2011 г.

Задания рассчитаны на самостоятельную работу в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса - 2011 г.

Задания предусматривают самостоятельную работу учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....