Олимпиады по русскому языку для 1-4 классов.
олимпиадные задания по русскому языку по теме
В материале представлены по двадцать заданий к каждому классу, ответы и ключи для проверки олимпиады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiady_russkiy_yazyk.docx | 568.98 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс.
Задание 1.
Расшифруй слова:
Яцза - ___________________
Кровоа – ________________
Дедмевь - _______________
Задание 2.
Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твёрдые, названия блюд подчеркни:
салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу,
булочка, блины, желе, хлеб, булка, плов
Задание 3.
Напиши общий признак для каждой группы предметов:
Арбуз, мяч, колесо, кольцо _____________________________
Трава, лягушка, зелёнка, огурец _________________________
Задание 4.
Добавь одну букву, чтобы получилось другое слово:
Шпага - ___________________
База - _____________________
Банк - _____________________
Шёл - _____________________
Задание 5.
Напиши названия детёнышей этих животных.
Кошка - ________________________
Собака - ________________________
Свинья - ________________________
Лошадь - ________________________
Овца - ________________________
Корова - ______________________
Задание 6.
Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм, подчеркни.
[ М’ А Т’] – мать, мять
[ В’ О С ] – воз, вёз
[ Л’ Э С’ ] – лес, лезь
Задание 7.
Одинаковы ли по смыслу эти предложения? Обведи правильный ответ.
Они обедают в два часа.
Они обедают два часа. да нет
Задание 8.
Напиши слово, которое состоит из трёх слогов, а указывает на 7 дней.
________________________________
Задание 9.
Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их.
А Я У Ю Ы
Задание 10.
Напиши буквы, с которых не начинаются имена и фамилии людей.
___________________________________
Задание 11.
Употреби слова волчонок и волчок правильно. Впиши их в предложения.
Из норы вылез _____________.
Малышу купили игрушку – музыкальный _________________.
Задание 12.
Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
Пара, парный, паровой.
Носильщик, носатый, поднос.
Лето, лететь, летний.
Задание 13.
Угадай слово и напиши его.
Смор1на ___________________________
Задание 14.
Можно ли всё записанное назвать словами? Найди «пятое лишнее», вычеркни его.
Ком, кол, коф, кот, кок;
бок, бощ, боб, бор, бот;
рой, poг, ров, рот, рор.
Задание 15.
В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найди его и запиши.
Хлев ____________________
Зубр ____________________
Коса _____________________
Уточка ___________________
Волк _____________________
Задание 16.
Разгадай ребусы. Запиши отгадки.
___________________ ____________________
Задание 17.
Выбери слова, в которых согласные – только мягкие. Подчеркни их.
Билет, теперь, топор, чаща, юбилей.
Задание 18.
К словам в левом столбике подберите близкие по значению из правого, соедини их стрелочками.
алфавит аккуратный
огонь алый
чистый скакать
прыгать азбука
бросать пламя
красный кидать
Задание 19.
Артём придумал особый способ записи некоторых предложений. Одно из них в его записи выглядит так:
СОВАЛЯГУШКУШАЛА
Как звали сову? Выбери правильный ответ.
(А) Галя; (Б) Валя; (В) Уля; (Г) Саша; (Д) Луша.
Задание 20.
Подчеркни слова, называющие предмет.
Бег, беготня, бегать, побег, беги.
Ключи.
Задание 1.
Заяц, корова, медведь. (1 балл)
Задание 2.
Салат, уха, компот, рагу, булка, плов. (2 балла)
Задание 3.
Форма.
Цвет. (2 балла)
Задание 4.
Шпагат, базар, банка, шёлк. (1 балл)
Задание 5.
Котёнок, щенок, поросёнок, жеребёнок, ягнёнок, телёнок. (3 балла)
Задание 6.
Мять, вёз, лезь. (3 балла)
Задание 7.
Нет (1 балл)
Задание 8.
Неделя (1 балл)
Задание 9.
Я, Ю. (1 балл)
Задание 10.
Ы, ъ, ь. (1 балл)
Задание 11.
Из норы вылез волчонок.
Малышу купили игрушку – музыкальный волчок. (1 балл)
Задание 12.
Паровой, носильщик, лететь. (1 балл)
Задание 13.
Смородина (1 балл)
Задание 14.
Коф, бощ, рор. (по 1 баллу за каждое слово)
Задание 15.
Лев, зуб, оса, вол. (по 1 баллу за каждое слово)
Задание 16.
Подарок, ананас. (по 2 балла за каждое слово)
Задание 17.
Теперь, чаща, юбилей. (по 1 баллу за каждое слово)
Задание 18.
Алфавит – азбука, огонь – пламя, чистый – аккуратный, прыгать – скакать, бросать – кидать, красный – алый.
(по 0, 5 балла за каждую пару слов)
Задание 19.
Валя. (1 балл)
Задание 20.
Бег, беготня, побег. (по 0,5 балла за каждое слово)
2 класс.
Задание 1.
Какая гласная стоит всегда под ударением? Обведи её.
а у ё и о
Задание 2.
Догадайся, какой корень пропущен в словах и допиши эти слова.
_____________ение, __________ить, ___________еник,
_____________итель, ____________еница, ____________ительница,
___________енический, ___________ ительская.
Задание 3.
Раскрой скобки, обозначь приставки.
Взялся за дело – (до)веди его (до)конца.
________________________________________________
(По)работе и (по)чёт.
________________________________________________
Задание 4.
Напиши слово, которое состоит из одного слога, а указывает на сто лет.
_______________________
Задание 5.
Преврати мел – в мелкое место и напиши получившееся слово.
________________________
Задание 6.
Измени слова так, чтобы в них вместо ё стала буква е и запиши предложение по – новому.
Алёша поёт песни.
_______________________________________________
Задание 7.
Вставь, где необходимо, разделительный ь.
Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.
Задание 8.
Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.
Зме – я, гай – ка, ча – йка, суббо – та, груп – па, О – ля, ма – ши – на.
Задание 9.
Среди записанных букв спрятаны слова. Найди и выпиши их.
КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.
Табун охотничьих собак
Стая рыбок
Косяк оленей
Свора лошадей
волков
уток
Задание 11.
Найди лишние слово, объясни причину исключения:
Мяч, арбуз, лес, зубы
________________________________________________________
Ночь, дочь, поле, петь
___________________________________________________________________________
Задание 12.
Составь слова из букв:
ы, л, о, м______________________
е, р, о, п ______________________
у, р, а, к, ч ____________________
Задание 13.
Выдели слово, которое расположено не в алфавитном порядке:
- Мак
- Мальчик
- Молния
- Муха
- Муравей
Задание 14.
Продолжи предложения, вставив подходящее животное.
Индюк, осёл, медведь, лиса, рыба, заяц, свинья, сорока, волк.
Нем, как……………………………………………….
Грязный, как………………………………………...
Труслив, как …………………………………………
Упрям, как…………………………………………....
Колючий, как…………………………………………
Задание 15.
Выбери ответ, сколько звуков в слове «ЛЬЮ»?
- 4
- 3
- 2
Задание 16.
Подчеркни слова с суффиксом – к –
- Салфетка.
- Вазочка.
- Коробка.
- Книжечка.
Задание 17.
В каком слове отрицание нет слышится 100 раз. Запиши это слово.
____________________________________________
Задание 18.
Разгадай ребусы. Запиши ответы.
_______________ ___________________
Задание 19.
Выдели слова, которые есть в пословице или поговорке.
а) Когда считают цыплят?
- По весне.
- Летом.
- Зимой.
- По осени .
б) Когда приходит аппетит?
- Во время отдыха.
- Во время прогулки.
- Во время еды.
- Никогда не приходит.
Задание 20.
Выбери нужную форму существительного
Мама испекла пирожки с
- повидлом,
- повидлой.
Ключи.
Задание 1.
Ё. (1 балл)
Задание 2.
Корень -уч-. (2 балла)
Задание 3.
Взялся за дело – доведи его до конца.
По работе и почёт. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 4.
Век. (1 балл)
Задание 5.
Мель. (1 балл)
Задание 6.
Алексей пел песни. (1 балл)
Задание 7.
Пол покрыт пылью, а я мету и не пылю. (1 балл)
Задание 8.
Змея, чайка, суббота, Оля. (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Задание 9.
Ненастный, наст, тростник, капустный, устный.
(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Задание 10.
Табун лошадей, табун оленей, стая уток, стая волков, косяк уток, косяк рыбок, свора охотничьих собак.
(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Задание 11.
Зубы (мн. число).
Поле (нет на конце ь, 2 слога) или петь (глагол).
(по 1 баллу за каждое слово)
Задание 12.
Мыло, перо, ручка (по 1 баллу за каждое слово)
Задание 13.
Муравей (1 балл)
Задание 14.
Нем как рыба.
Грязный как свинья.
Труслив как заяц.
Упрям как осёл.
Колючий как ёж.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 15.
3 (1 балл)
Задание 16.
Салфетка, коробка (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 17.
Стонет (1 балл)
Задание 18.
Овал, вершина. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 19.
По осени, во время еды. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 20.
С повидлом. (1 балл)
3 класс.
Задание 1.
Напиши выражение сухая трава четырьмя буквами.
_______________________________________
Задание 2.
В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.
Берег, огород, красивый, обед.
Деревня, лошадь, бежать, девочка.
Я, мы, друг, он.
Быстрый, скорый, тишина, проворный.
Задание 3.
Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет. Что это? Напиши ответ.
____________________________________________
Задание 4.
Подбери слова с противоположным значением и запиши их.
Друг - ____________
Холод - _____________
Шум - _______________
Задание 5.
Подчеркни пары слов, являющиеся однокоренными.
Смешить – смешать
Парный – паровой
Лев – львиный
Носатый – носильщик
Слеза - слезинка
Задание 6.
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
День сменил ночь.
День сменила ночь.
Задание 7.
Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
Ловит, рыбка - __________________________________
Пешком, ходить - ________________________________
Лес, рубить - ____________________________________
Задание 8.
Найди и подчеркни существительные мужского рода:
Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.
Задание 9.
Замени выражение одним глаголом:
- Клевать носом- _______________
- Зарубить на носу - ____________
- Чесать языком -_______________
- Дать стрекача - _______________
- Ломать голову - ______________
Задание 10.
Какими частями речи являются выделенные слова?(надпиши).
1. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
2. Снежное покрывало покрывало всё поле.
3. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Задание 11.
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Лясы точить. Не покладая рук.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть сложа руки. Ворон считать.
От рук отбиться. Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
Задание 12.
Письменно объясни (одним - двумя словами), как ты понимаешь эти выражения:
Делать из мухи слона - __________________________________________
Как кошка с собакой - ___________________________________________
Прикусить язык - _______________________________________________
Как снег на голову - ______________________________________________
Мозолить глаза - _________________________________________________________
Задание 13.
Вставь пропущенные буквы.
Прим…рять соседей – прим…рять костюм.
Пол…скать рот – пол…скать котёнка.
Отв…рить дверь – отв…рить картофель.
Задание 14.
Из данных слов выпиши слова с приставками.
Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15.
Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их.
Найди лишнее слово и зачеркни его.
ПАШАК - ____________; ОЖИВТ -_____________, ААЗЛГ-_____________;
КАМАЙ - ____________ ; КЮАБ - _____________.
Задание 16.
Продолжи фразу:
Аня взяла тарелку и _____________________________________.
- наклала каши
- поклала каши
- выклала каши
- положила каши
- ложила каши
Задание 17.
В каких словах количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни эти слова.
Объект, июнь, майор, бульон, ящик.
Задание 18.
Разгадай ребусы.
_______________________ _____________________________
Задание 19.
Можно ли имена существительные чернила и сани поставить в единственном числе? Обведи правильный ответ.
да нет
Задание 20.
С какой частью речи не употребляются предлоги? Обведи правильный ответ.
имя сущ. глагол имя прилаг.
Ключи.
Задание 1.
Сено. (1 балл)
Задание 2.
Красивый, бежать, друг, тишина.
(по 0,5 балла за каждое слово)
Задание 3.
Буква л. (1 балл)
Задание 4.
Враг, тепло, тишина. (по 1 баллу за каждое слово)
Задание 5.
Лев – львиный, слеза – слезинка. (по 1 баллу за каждое слово)
Задание 6.
День сменил ночь. День сменила ночь.
( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 7.
Рыболов, пешеход, лесоруб. ( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 8.
Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.
( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 9.
- Клевать носом- дремать
- Зарубить на носу - запомнить
- Чесать языком -разговаривать
- Дать стрекача - убежать
- Ломать голову - думать
( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 10.
Уч-ся надписывают над выделенными словами следующие части речи:
сущ. гл.
1. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
сущ. гл.
2. Снежное покрывало покрывало всё поле.
сущ. гл.
3. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 11.
Лясы точить. Не покладая рук.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть сложа руки. Ворон считать.
От рук отбиться. Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
( по 1 баллу за каждую пару)
Задание 12.
Делать из мухи слона - преувеличивать
Как кошка с собакой – ругаться, ссориться
Прикусить язык - помолчать
Как снег на голову - неожиданно
Мозолить глаза – надоедать
( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 13.
Примирять соседей – примерять костюм.
Полоскать рот – поласкать котёнка.
Отворить дверь – отварить картофель. ( по 1 баллу за каждую пару)
Задание 14.
Посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.
( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 15.
ПАШАК - шапка; ОЖИВТ - живот, ААЗЛГ - глаза;
КАМАЙ - майка; КЮАБ - юбка.
Лишнее слово – юбка (по количеству букв)
( по 1 баллу за каждое слово + 1 балл за лишнее слово)
Задание 16.
Аня взяла тарелку и положила каши. (1 балл)
Задание 17.
Ящик – 4 буквы, 5 звуков. (1 балл)
Задание 18.
Знак, пять. ( по 1 баллу за каждое слово)
Задание 19.
Нет (1 балл)
Задание 20.
Глагол (1 балл)
4 класс.
Задание 1.
Вставь пропущенные буквы.
Он буд…т хорошо учиться.
Он буд…т меня каждое утро.
Задание 2.
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.
_______________________
Задание 3.
Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
Документ подписан директором. ____________________
Задание 4.
Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что – то сказать; на нём вертится то, что вот – вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ. ________________________
Задание 5.
Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца – жар чувств
Каменное здание – каменное сердце
Строить планы – строить мост
Задание 6.
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.
Задание 7.
Напиши глагол, в котором отрицание нет слышится сто раз.
____________________________________
Задание 8.
Подчеркни пары однокоренных слов.
Проданный – преданный
Учитель – учитывать
Слеза – слезать
Камень – каменщик
Левый - львиный
Задание 9.
В каждом предложении подчеркни имя существительное, к которому относится имя прилагательное пышный.
Люблю я пышное природы увяданье.
Люблю я пышной природы увяданье.
Задание10.
Составьте слово из звуков:
1-й – глухая пара звука [з]; ___
2-й – глухая пара звука [д]; ___
3-й – гласный [о] под ударением; ___
4-й – глухая пара звука [г]. ___ ______________
Задание11.
Выпиши все словосочетания из предложения:
Резкий ветер срывал листья с деревьев и разносил их по лесу.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание12.
Впиши в скобках название части речи выделенного слова.
Ведро дало течь (___________________) ,
и вода стала течь (__________________).
Задание13.
Объясни значение фразеологизмов одним словом.
Мозолить глаза - __________________________________________
Прикусить язык - __________________________________________
После дождичка в четверг - _________________________________
Лясы точить - _____________________________________________
У чёрта на куличках - ______________________________________
Задание14.
Подбери к группе из трёх существительных одно прилагательное, подходящее по смыслу
Ёж, взгляд, куст - _____________________________________________
Шаль, ночь, душа - ____________________________________________
Взгляд, знак, характер - ________________________________________
Задание15.
Вычеркни слова, не родственные двум другим.
а) вода, водитель, наводнение;
б)горец, горе, гористый;
в) носилки, носатый, поднос;
г) рисунок, рисовый, зарисовка
Задание16.
Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса –ист- .
медалист, лесистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
Задание17.
____________________________ _______________________________
Задание18.
Образуй формы родительного падежа множественного числа от данных существительных:
ботинки - ___________________________
туфли - ____________________________
сапоги - ____________________________
чулки - ____________________________
носки - _____________________________
яблоки - ___________________________
глаза - ______________________________
земли - _____________________________
Задание19.
Напиши слова, что не меняются, когда с конца они читаются (только существительные):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание20.
Составь сложные слова.
7 лет -__________________________________________;
2 горба -____________________________________ ____;
5 знаков-_____________________________________ __;
11 классов -_______________________________ _ ____;
16 килограммов-_________________________________.
Ключи.
Задание 1.
Он будет хорошо учиться.
Он будит меня каждое утро. (по одному баллу за каждое слово)
Задание 2.
Дима. (2 балла)
Задание 3.
3 раза. (3 балла)
Задание 4.
Язык. (1 балл)
Задание 5.
Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри со стола.
(1 балл)
Задание 5.
Жар чувств, каменное сердце, строить планы.
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Задание 6.
Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Задание 7.
Стонет (1 балл)
Задание 8.
Камень – каменщик (1 балл)
Задание 9.
Люблю я пышное природы увяданье.
Люблю я пышной природы увяданье.
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Задание10.
Сток (1 балл)
Задание11.
«резкий ветер», «срывал листья», «срывал с деревьев», «разносил их»,
«разносил по лесу».
(по одному баллу за каждое словосочетание)
Задание12.
Ведро дало течь (имя сущ.), и вода стала течь (глаг.). (1 балл)
Задание13.
Мозолить глаза - надоедать
Прикусить язык - замолчать
После дождичка в четверг - никогда
Лясы точить - болтать
У чёрта на куличках - далеко
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Задание14.
Ёж, взгляд, куст – колючий.
Шаль, ночь, душа – тёмная.
Взгляд, знак, характер – добрый.
(по два балла за каждый правильный ответ)
Задание15.
Уч-ся должны вычеркнуть следующие слова:
а) водитель;
б) горе;
в) носатый;
г) рисовый.
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Задание16.
1 группа – медалист, хоккеист;
2 группа – лесистый, волокнистый, холмистый;
3 группа – золотистый, серебристый.
(по одному баллу за каждую группу)
Задание17.
Спорт, сложение. (по одному баллу за каждый ребус)
Задание18.
ботинки - ботинок туфли - туфель
сапоги - сапог чулки - чулок
носки – носков яблоки - яблок
глаза - глаз земли - земель
(по одному баллу за каждый правильный ответ)
Задание19.
Например: Алла, боб, кок… и т. д.
(по одному баллу за слово)
Задание20.
Семилетний (или семилетка), двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник, шестнадцатикилограмм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 3-4 классов
Материал поможет провести школьный тур олимпиады по русскому языку в 3-4 классах. Распечатывать удобно с двух сторон, работа на половину листа А4...
Олимпиады по русскому языку в 1-2 классах
Мною предложены тексты заданий олимпиад по русскому языку в 1 и 2 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителями начальных классов д...
Олимпиады по русскому языку для 2 - 4 классов 2012 год
Олимпиады по русскому языку составлены на основе методических пособий для обучающихся 2 - 4 классов с учетом индивидуальных особенностей младших школьников, использованы развивающие задания....
Олимпиады по русскому языку в 1-4 классах
Задания для проведения олимпиады по русскому языку в 1-4 классах, содержат рекомендации к проверке олимпиады готовые образцы для детей....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2011 г.
Задания рассчитаны на самостоятельную работу в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса - 2011 г.
Задания предусматривают самостоятельную работу учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2012 г.
Задания для самостоятельной работы учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....