Работа по формированию орфографических навыков учащихся
статья по русскому языку на тему

Булашова Екатерина Николаевна

 

Работа по формированию

орфографических навыков учащихся.

         Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя – словесники прилагают большие усилия, однако  орфографическая грамотность продолжает оставаться низкой.

         Большую роль в деле повышения грамотности учащихся играет целенаправленная работа по овладению  правилом.

         Практика  показывает, что  знание правил и умение их применить в практической деятельности – не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться. Обычно                какие – то звенья в применении правила ускользают от внимания ученика, и правило усваивается недостаточно хорошо, а то и просто формально.

         Чтобы этого избежать, нужно давать не только само правило, но и образец рассуждения по правилу, а также образец письменного объяснения орфограмм. И это во многом облегчает работу учителя.

         Рекомендую детям с  пятого класса завести тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, позволяющими отрабатывать правила правописания при  выполнении различных самостоятельных работ.

         Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с правилом и алгоритмом применения.

2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.

3. Графическое обозначение орфограммы и рассуждение вслух по памяти, без опоры на алгоритм.

Слабым учащимся в процессе практического применения разрешаю заглядывать в алгоритм.

4. Далее учащиеся работают самостоятельно, молча, рассуждая про себя.

5. Наконец, действие автоматизировано, перешло в навык, происходит так называемое «свертывание» алгоритма, и учащиеся мгновенно распознают орфограмму.

         На пятом этапе целесообразно проводить творческие, свободные диктанты, составление текстов с грамматико-орфографическим заданием.

         Большое внимание на своих уроках уделяю работе со словарными словами, придерживаясь такой системы:

1. Запись слова на доске, выделение орфограммы (желательно мелом другого цвета).

2. Объяснение лексического значения слова.

3. Запись слова в словарь.

4. Составление словосочетаний или предложений, запись их в рабочей тетради.

5. Когда в словаре накапливается 15 новых слов, вызываю трех  учащихся, одного из них со словарем. Он, выступая в роли учителя, диктует словарные слова  одноклассникам, после записи закрывает словарик и самостоятельно проверяет написанное, ставя оценки. После этого всем классом быстро просматриваем проверенное и все работающие у доски получают отметки.

         В течение последующих уроков вновь и вновь возвращаемся к написанию этих трудных слов, а в конце учебного года обязательно провожу словарные диктанты, предварительно предупреждая детей, какие слова будут включены для контроля, и это дает возможность еще раз повторить изученное, закрепить написание слов, не регулируемых правилом.

Такая регулярная работа со словарными словами помогает их запоминанию и влияет на общий уровень грамотности моих детей.

         Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический анализ письменных работ учащихся помогает своевременно обнаружить проблемы в восприятии и осознании, в запоминании и осмыслении.

         Анализ письменных работ учащихся воссоздает истинную картину уровня знаний ребят, помогает спланировать дальнейшую работу учителя, определять, какие формы и методы работы обучения наиболее эффективны, кто из учащихся нуждается в индивидуальной коррекции.

         У меня сложилась своя система работы над ошибками, которая позволяет повышать орфографическую грамотность моих учеников.

1. После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю все ошибки детей, классифицирую их.

2. В свою очередь, допустившие орфографические ошибки исправляют их и заносят на последний лист в конце тетради. Лист  озаглавлен «Мои ошибки», он есть  в обеих рабочих тетрадях.

При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых ученик ошибался.

3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к тетради с правилом и алгоритмом его применения.

4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки.

5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю друга», когда с  листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил. Проверяющий ученик ставит оценку писавшему.

6. При опросе  подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика с учетом его пробелов в написании орфограмм.

         Такая система работы учит детей видеть свои ошибки,  вырабатывает у них так называемую «орфографическую зоркость», развивает определенную самостоятельность орфографического мышления.

Особенно частыми бывают ошибки на правописание безударных гласных корня.

Чтобы применить правило, нужно:

1/ выяснить лексическое значение слова, например: посвятить – сообщить о чем – то тайном; предназначить, отдать; создать что – нибудь в честь кого – нибудь или в память о ком – нибудь;

2/ поставить в слове ударение, выделив безударный гласный: посвятить;

3/ разобрать слово по составу:   посвятить – по – свят - и - ть,

4/ подобрать однокоренные слова: посвятить, святой, свято, посвящение;

5/ выбрать из данных однокоренных слов проверочные для морфемы свят, поставить гласный под ударение: свято;

6/ объяснить написание буквы я : в ударяемом положении в корне свят  выступает я; следовательно, и в безударном положении в словах с этим корнем нужно написать букву я.

         Подобная последовательность в работе над правилом, конечно, отнимает  немало времени, особенно в первое время. Но она очень необходима: именно благодаря строгой последовательности операций правило по-настоящему осознается. И затраченное на применение данного правила время не проходит даром: в процессе такой работы дети учатся доказывать то или иное написание, привыкают работать над орфограммой  последовательно, у них вырабатывается  навык пользоваться теорией осознанно, они чувствуют связь между теорией и практикой.

         Учитывая типичные ошибки в  самостоятельных работах учащихся средних и старших классов, я с пятого класса расширяю ту лексическую базу, на которой формируется грамотность учеников. Так изучение проверяемых безударных гласных в корне я не ограничиваю перечнем тех написаний, которые даны в учебнике, а постоянно ввожу в ученический лексикон три группы написаний:

1. Написание слов со  взаимосмешиваемыми корнями (посидел на лавочке и поседел от горя, увидать вдали – цветы стали увядать, сторожил клад – местный  старожил, залезать на стул – зализать раны, полоскать белье – поласкать ребенка, посвятить стихи маме – посветить фонарем).

2. Написание слов с корнями, значение которых плохо осмысливается учениками         из – за этимологической затемненности (долина – дол, наслаждаться – сладок, землетрясение – тряска, поглощать – глотка, содрогаться – дрожь).

3. Слова, для которых обычным способом трудно бывает подобрать проверочное слово и потому приходится прибегать к проверке путем подбора сложносокращенных слов, в  том числе слов, где на сомнительную гласную падает не основное, а дополнительное ударение(дивизия – комдив, работа – прораб, корреспондент – юнкор, батальон – комбат).

4. Часто включаю слова с гласной в корне, проверяемой этимологически родственными словами, но в силу возрастных особенностей пятиклассников плохо еще осмысливающих их родство (плотина – плот, столица – стол, рябина – ряб, запад – падать, подушка – под ушко, кочан – кочка).

Не нужно бояться, что пятиклассники будут испытывать затруднения в написании таких слов, практика показывает: такая работа с правописанием слов на безударную гласную обогащает их речь и вооружает орфографическими навыками.

         Часто своим ученикам и их родителям напоминаю такое изречение «Невозможно научить, можно только научиться».

         Глагол  «научиться» имеет лексическое  значение «научить себя». Процесс обучения всегда предполагает активное отношение ученика к учению, умение много работать самостоятельно.

         Мой педагогический опыт помог убедиться в том, что читающий ученик, это, как правило, грамотный ученик, поэтому никогда не оставляю без внимания самостоятельную работу ученика с художественной литературой.

На летние каникулы даю список книг, рекомендуемых к прочтению, и традиционно первый урок литературы посвящается тому, что читал ученик и как, какие книги особенно ему понравились и почему, кто из героев запомнился больше и чем, какие поступки героя вы принимаете, какие осуждаете.

Обязательно пишем творческую работу по прочитанному на каникулах. Не могу сказать, что читают все, однако регулярный контроль за внеклассным чтением детей дает свои результаты в повышении орфографической грамотности, отрабатывается зрительная память.

         Опыт показывает, что целенаправленное использование таких традиционных форм работы над орфографическими  правилами в комплексе с новыми  информационными технологиями в учебном процессе обучения способствуют формированию прочных навыков грамотного письма учащихся.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_formirovaniyu.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по формированию

орфографических навыков учащихся.

         Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя – словесники прилагают большие усилия, однако  орфографическая грамотность продолжает оставаться низкой.

         Большую роль в деле повышения грамотности учащихся играет целенаправленная работа по овладению  правилом.

         Практика  показывает, что  знание правил и умение их применить в практической деятельности – не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться. Обычно                какие – то звенья в применении правила ускользают от внимания ученика, и правило усваивается недостаточно хорошо, а то и просто формально.

         Чтобы этого избежать, нужно давать не только само правило, но и образец рассуждения по правилу, а также образец письменного объяснения орфограмм. И это во многом облегчает работу учителя.

         Рекомендую детям с  пятого класса завести тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, позволяющими отрабатывать правила правописания при  выполнении различных самостоятельных работ.

         Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с правилом и алгоритмом применения.

2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.

3. Графическое обозначение орфограммы и рассуждение вслух по памяти, без опоры на алгоритм.

Слабым учащимся в процессе практического применения разрешаю заглядывать в алгоритм.

4. Далее учащиеся работают самостоятельно, молча, рассуждая про себя.

5. Наконец, действие автоматизировано, перешло в навык, происходит так называемое «свертывание» алгоритма, и учащиеся мгновенно распознают орфограмму.

         На пятом этапе целесообразно проводить творческие, свободные диктанты, составление текстов с грамматико-орфографическим заданием.

         Большое внимание на своих уроках уделяю работе со словарными словами, придерживаясь такой системы:

1. Запись слова на доске, выделение орфограммы (желательно мелом другого цвета).

2. Объяснение лексического значения слова.

3. Запись слова в словарь.

4. Составление словосочетаний или предложений, запись их в рабочей тетради.

5. Когда в словаре накапливается 15 новых слов, вызываю трех  учащихся, одного из них со словарем. Он, выступая в роли учителя, диктует словарные слова  одноклассникам, после записи закрывает словарик и самостоятельно проверяет написанное, ставя оценки. После этого всем классом быстро просматриваем проверенное и все работающие у доски получают отметки.

         В течение последующих уроков вновь и вновь возвращаемся к написанию этих трудных слов, а в конце учебного года обязательно провожу словарные диктанты, предварительно предупреждая детей, какие слова будут включены для контроля, и это дает возможность еще раз повторить изученное, закрепить написание слов, не регулируемых правилом.

Такая регулярная работа со словарными словами помогает их запоминанию и влияет на общий уровень грамотности моих детей.

         Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический анализ письменных работ учащихся помогает своевременно обнаружить проблемы в восприятии и осознании, в запоминании и осмыслении.

         Анализ письменных работ учащихся воссоздает истинную картину уровня знаний ребят, помогает спланировать дальнейшую работу учителя, определять, какие формы и методы работы обучения наиболее эффективны, кто из учащихся нуждается в индивидуальной коррекции.

         У меня сложилась своя система работы над ошибками, которая позволяет повышать орфографическую грамотность моих учеников.

1. После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю все ошибки детей, классифицирую их.

2. В свою очередь, допустившие орфографические ошибки исправляют их и заносят на последний лист в конце тетради. Лист  озаглавлен «Мои ошибки», он есть  в обеих рабочих тетрадях.

При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых ученик ошибался.

3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к тетради с правилом и алгоритмом его применения.

4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки.

5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю друга», когда с  листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил. Проверяющий ученик ставит оценку писавшему.

6. При опросе  подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика с учетом его пробелов в написании орфограмм.

         Такая система работы учит детей видеть свои ошибки,  вырабатывает у них так называемую «орфографическую зоркость», развивает определенную самостоятельность орфографического мышления.

Особенно частыми бывают ошибки на правописание безударных гласных корня.

Чтобы применить правило, нужно:

1/ выяснить лексическое значение слова, например: посвятить – сообщить о чем – то тайном; предназначить, отдать; создать что – нибудь в честь кого – нибудь или в память о ком – нибудь;

2/ поставить в слове ударение, выделив безударный гласный: посвятить;

3/ разобрать слово по составу:   посвятить – по – свят - и - ть,

4/ подобрать однокоренные слова: посвятить, святой, свято, посвящение;

5/ выбрать из данных однокоренных слов проверочные для морфемы свят, поставить гласный под ударение: свято;

6/ объяснить написание буквы я : в ударяемом положении в корне свят  выступает я; следовательно, и в безударном положении в словах с этим корнем нужно написать букву я.

         Подобная последовательность в работе над правилом, конечно, отнимает  немало времени, особенно в первое время. Но она очень необходима: именно благодаря строгой последовательности операций правило по-настоящему осознается. И затраченное на применение данного правила время не проходит даром: в процессе такой работы дети учатся доказывать то или иное написание, привыкают работать над орфограммой  последовательно, у них вырабатывается  навык пользоваться теорией осознанно, они чувствуют связь между теорией и практикой.

         Учитывая типичные ошибки в  самостоятельных работах учащихся средних и старших классов, я с пятого класса расширяю ту лексическую базу, на которой формируется грамотность учеников. Так изучение проверяемых безударных гласных в корне я не ограничиваю перечнем тех написаний, которые даны в учебнике, а постоянно ввожу в ученический лексикон три группы написаний:

1. Написание слов со  взаимосмешиваемыми корнями (посидел на лавочке и поседел от горя, увидать вдали – цветы стали увядать, сторожил клад – местный  старожил, залезать на стул – зализать раны, полоскать белье – поласкать ребенка, посвятить стихи маме – посветить фонарем).

2. Написание слов с корнями, значение которых плохо осмысливается учениками         из – за этимологической затемненности (долина – дол, наслаждаться – сладок, землетрясение – тряска, поглощать – глотка, содрогаться – дрожь).

3. Слова, для которых обычным способом трудно бывает подобрать проверочное слово и потому приходится прибегать к проверке путем подбора сложносокращенных слов, в  том числе слов, где на сомнительную гласную падает не основное, а дополнительное ударение(дивизия – комдив, работа – прораб, корреспондент – юнкор, батальон – комбат).

4. Часто включаю слова с гласной в корне, проверяемой этимологически родственными словами, но в силу возрастных особенностей пятиклассников плохо еще осмысливающих их родство (плотина – плот, столица – стол, рябина – ряб, запад – падать, подушка – под ушко, кочан – кочка).

Не нужно бояться, что пятиклассники будут испытывать затруднения в написании таких слов, практика показывает: такая работа с правописанием слов на безударную гласную обогащает их речь и вооружает орфографическими навыками.

         Часто своим ученикам и их родителям напоминаю такое изречение «Невозможно научить, можно только научиться».

         Глагол  «научиться» имеет лексическое  значение «научить себя». Процесс обучения всегда предполагает активное отношение ученика к учению, умение много работать самостоятельно.

         Мой педагогический опыт помог убедиться в том, что читающий ученик, это, как правило, грамотный ученик, поэтому никогда не оставляю без внимания самостоятельную работу ученика с художественной литературой.

На летние каникулы даю список книг, рекомендуемых к прочтению, и традиционно первый урок литературы посвящается тому, что читал ученик и как, какие книги особенно ему понравились и почему, кто из героев запомнился больше и чем, какие поступки героя вы принимаете, какие осуждаете.

Обязательно пишем творческую работу по прочитанному на каникулах. Не могу сказать, что читают все, однако регулярный контроль за внеклассным чтением детей дает свои результаты в повышении орфографической грамотности, отрабатывается зрительная память.

         Опыт показывает, что целенаправленное использование таких традиционных форм работы над орфографическими  правилами в комплексе с новыми  информационными технологиями в учебном процессе обучения способствуют формированию прочных навыков грамотного письма учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.

Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов....

Развитие познавательных действий на уроках русского языка в процессе работы по формированию орфографических навыков.

Современные образовательные стандарты предусматривают определённые задачи в развитии общекультурных, личностных и познавательных действия, которые обеспечивают ключевую компетенцию — умение учиться. Р...

Организация самостоятельной работы по формированию орфографических навыков при изучении орфограмм с проверяемыми написаниями в корне слова

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой...

Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:...

Система работы по формированию орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье представлена система поэтапной работы по развитию орфографической зоркости обучающихся, приёмы, позволяющие не допускать ошибок, причины появления ошибок и этапы по их устранению....