Обобщение по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Юлия_Р

Урок обобщения знаний по теме:"Глагол" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение по теме: "Глагол" 4 класс641.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Асбестовского городского округа

Конспект

Обобщение знаний по теме «Глагол »

                                                                                Класс 4а

                                                                                                                                Учитель: Ромась Юлия Владимировна

                                                                                                                    I квалификационная категория

2013 г.


Тема: Обобщение знаний по теме «Глагол »

Цель: Систематизация знаний  детей о глаголе, коррекция, углубление и закрепление знаний учащихся, развитие  умения логически излагать свои мысли, воспитание  умения корректно общаться, работая в парах.

Задачи урока:

- закрепить знания и повторить материал по теме «Глагол»,

- актуализировать знания, умения, навыки, приобретенные ранее.

- развивать внимание, память, логическое мышление,

- развивать речевые компетенции,

-  воспитывать у детей интерес к изучению родного языка;

 - воспитывать умение корректно общаться

Оборудование  для учителя: мультимедиа проектор, системный блок компьютера, клавиатура, мышь, презентация по  теме урока, аудиозапись, экран, карточки.

Принадлежности для ученика: тетрадь, ручка, карандаш, линейка.


Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно- мотивационный.

На доске расположены карточки с буквами: л  щ  у  б  е  т.

Задание: из данных букв составьте слово.

Это слово-подсказка, которое сообщит нам о теме сегодняшнего урока. Определите тему нашего урока. (слайд №2)

Чем мы будем заниматься на уроке?

Работа в тетрадях.

Минутка чистописания: у вас в тетрадях прописана заглавная и строчная буква Бб и слово блещут. Как вы понимаете значение слова:  блещут? Толковый словарь даёт нам следующее определение: БЛИСТАТЬ, -аю, -аешь; несов. То же, что блестеть. Прописываем буквы и слово, подчёркиваем орфограмму, ставим ударение.

Составляют слово: блещут

формулируют тему урока «Глагол»,

формулируют задачу на урок: повторить изученное о глаголе.

Дают своё определение слова.

Прописывают в тетради.

2.Актуализация знаний.

Словарная работа. Запишите в тетради число: «двадцать четвёртое апреля. Классная работа». На какие сложности в написании нужно обратить внимание?

В словарь записываем три слова: Возопить, полонить, отворить. Эти слова встречаются нам в литературных произведениях. Что же они означают?(слайд №3)

Составьте предложение со словом: отворить. Условие: в предложении должно быть не менее 7 слов, из них не менее двух прилагательных.

Выделите грамматическую основу предложения, обозначьте части речи.

Слово : двадцать является составным, четыре, апрель, класс и работа– словарные слова.

Громко закричать, взять в плен, открыть.

Записывают, подчёркивают орфограмму, ставят ударение.

Составляют предложение. Записывают его под комментированное письмо.

Подчёркивают подлежащее и сказуемое, обозначают части речи.

3.Стадия осмысления

Мы сегодня обобщаем знания о глаголе. Я предлагаю вам систематизировать их в кластер.

На доске слайд с основой- слово «Глагол». (слайд №4)

Давайте вспомним, что такое глагол.

После фраз детей появляются слайды со смысловыми единицами , составляющими кластер: «часть речи»

«Отвечает на вопросы»

«Обозначает действие предмета»

«в предложении - сказуемое»

Игра «Хлопки». (слайд №5)

На экране вы увидите слова. Если встречается глагол, вы поворачиваетесь друг к другу и хлопаете, если другая часть речи- разводите руками в стороны.

Яблоко, летят, белый, мох, танцевать, уснуть, квадратный, окно, природа, испугался, пальто, аккордеон,  плачет, радостный.

Вижу, что глаголы вы определяете с лёгкостью. Проверим, что же вы ещё знаете об этой части речи. А поможет нам в этом стихотворение.

Я предлагаю прослушать стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды» в исполнении актёра Вадима Маратова.

Возьмите конверт № 1. Достаньте текст. Перед вами стихотворение, которое мы только что услышали. Найдите и подчеркните в тексте глаголы.(работа в парах) (слайд №6)

Найдите глагол, который отличается от прочих. Чем он отличается?

Исходя из этого, что мы ещё можем сказать о глаголе? (в кластере появляется «Изменяется по временам.» (слайд №7)

Как глаголы изменяются по временам? ( на кластере появляются: «прошедшее время», «настоящее время», «будущее время».

Как вы определили, что это глагол прошедшего времени?

Что мы знаем о глаголах прошедшего времени? В кластер добавляем «изменяется по родам»

Определите род слова «выслала»

К  глаголу «выслала»через тире запишите слова в мужском и среднем роде. Назовите.

Благодаря чему образованы эти слова?

Физминутка «музыка дождя».

С прошедшим временем разобрались. А что вы скажете о глаголах настоящего времени? Добавляем в кластер «спряжение».

Выпишете из текста  глаголы настоящего времени.

К доске вызываются два ученика. Задание первому: проспрягай белеет в ед. ч. и мн. ч. задание второму: проспрягай будят в ед.ч и мн.ч.

Задание дети выполняют в тетради.

Вопрос первому ученику: что ты можешь сказать о глаголе белеет?

Вопрос второму ученику: что ты можешь сказать о глаголе будят?

Образуйте от этих двух слов глаголы будущего времени.

К доске вызываются два ученика. Задание первому: проспрягай побелеют в ед. ч. и мн. ч. задание второму: проспрягай разбудят в ед.ч и мн.ч.

Задание дети выполняют в тетради.

Что вы можете сказать об окончаниях глаголов в будущем и настоящем времени?

Что общего у всех глаголов будущего времени? Добавляем в кластер.

В каком времени есть глаголы совершенного вида?

В каком времени есть глаголы несовершенного вида?

А как ещё можно определить спряжение глагола? Ведь некоторые из окончаний глагола являются безударными и вызывают сомнения в написании. В кластер добавляем «неопределённая форма».

Как определить спряжение по неопределённой форме глагола?

Назовите глаголы- исключения.

Возьмите конверт №2. Достаньте карточку и подпишите её.

Работа на карточках :

Определите спряжение глаголов мн. числа:

Цен…т, завяж…м, гон…т, лета…м, прос…м.

Передайте соседу карточку для проверки. (слайд №8). Проверка результатов: кто написал без ошибок?, кто с одной? Кто с двумя?

Со звонком карточки сдайте.

Глагол – это часть речи,

которая отвечает на вопросы:что делает?, что сделал?, что будет делать?

Обозначает действие предмета

в предложении является сказуемым.

Хлопают на слова:летят,  танцевать, уснуть,  испугался,   плачет,

Белеет, шумят, бегут, будят, бегут, блещут, гласят, гласят, идёт, идёт, выслала, идёт, идёт, толпится.

Временем.

Изменяется по временам.

Бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени.

По вопросу и суффиксу –л

Они изменяются по родам.

Женский

Выслал, выслало

Окончаниям.

Они изменяются по лицам и числам. Спрягаются. И глаголы будущего времени тоже.

Белеет, шумят, бегут, будят,блещут, гласят,  идёт, толпится.

Белею,белеем                бужу,будим

Белеешь, белеем           будишь, будите

Белеет, белеют             будит, будят.

Глагол первого спряжения. Окончания –ю,-ем,-ешь, -ем, -ет, -ете.

Глагол второго спряжения. Окончания –у, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят.

Побелеют, разбудят.

побелею,побелеем       разбужу,разбудим

побелеешь, побелеем  разбудишь,разбудите

побелеет, побелеют      разбудит, разбудят.

Они одинаковые.

Они совершенного вида.

Будущего и прошедшего.

Будущего и настоящего.

По неопределённой форме глагола.

Памятка "Как определить спряжение глагола"

1. Ставим ударение - если окончание ударное, спряжение определяется сразу. Если окончание безударное, то ...

2. Ставим глагол в 3 лицо множественное число  (они что делают? что сделают?). Если окончание ударное, спряжение определяется сразу, если нет, то...

3. Ставим глагол в неопределенную форму. Если глагол оканчивается на -ить, или это глагол-исключение, то это глагол II  спряжения. Все остальные глаголы - I спряжения.

1 спр.: брить, стелить; 2 спр.: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть, зависеть,  терпеть

Подписывают карточки.

Ценят(II), завяжем(I), гонят(II), летаем(I), просим(II).

Взаимопроверка. (по образцу, данному на слайде)

4.Итог.  Рефлексия.

Давайте подведём итог. (По заполненному кластеру).

Что мы вспомнили о глаголе?

Возьмите конверт №3. На листах изображения. Покажите карточку с  тем изображением, которому соответствует ваше состояние на конец урока.

          

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы:что делает?, что сделал?, что будет делать?

Обозначает действие предмета,

в предложении является сказуемым.

Изменяется по временам. В прошедшем времени по родам, в настоящем и будущем спрягаются. Бывают совершенного и несовершенного вида.

5.Д/з

Упр. № 486


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс

Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и  глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест,  рейтингова...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...