Обобщение по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок обобщения знаний по теме:"Глагол" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение по теме: "Глагол" 4 класс | 641.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Асбестовского городского округа
Конспект
Обобщение знаний по теме «Глагол »
Класс 4а
Учитель: Ромась Юлия Владимировна
I квалификационная категория
2013 г.
Тема: Обобщение знаний по теме «Глагол »
Цель: Систематизация знаний детей о глаголе, коррекция, углубление и закрепление знаний учащихся, развитие умения логически излагать свои мысли, воспитание умения корректно общаться, работая в парах.
Задачи урока:
- закрепить знания и повторить материал по теме «Глагол»,
- актуализировать знания, умения, навыки, приобретенные ранее.
- развивать внимание, память, логическое мышление,
- развивать речевые компетенции,
- воспитывать у детей интерес к изучению родного языка;
- воспитывать умение корректно общаться
Оборудование для учителя: мультимедиа проектор, системный блок компьютера, клавиатура, мышь, презентация по теме урока, аудиозапись, экран, карточки.
Принадлежности для ученика: тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационно- мотивационный. | На доске расположены карточки с буквами: л щ у б е т. Задание: из данных букв составьте слово. Это слово-подсказка, которое сообщит нам о теме сегодняшнего урока. Определите тему нашего урока. (слайд №2) Чем мы будем заниматься на уроке? Работа в тетрадях. Минутка чистописания: у вас в тетрадях прописана заглавная и строчная буква Бб и слово блещут. Как вы понимаете значение слова: блещут? Толковый словарь даёт нам следующее определение: БЛИСТАТЬ, -аю, -аешь; несов. То же, что блестеть. Прописываем буквы и слово, подчёркиваем орфограмму, ставим ударение. | Составляют слово: блещут формулируют тему урока «Глагол», формулируют задачу на урок: повторить изученное о глаголе. Дают своё определение слова. Прописывают в тетради. |
2.Актуализация знаний. | Словарная работа. Запишите в тетради число: «двадцать четвёртое апреля. Классная работа». На какие сложности в написании нужно обратить внимание? В словарь записываем три слова: Возопить, полонить, отворить. Эти слова встречаются нам в литературных произведениях. Что же они означают?(слайд №3) Составьте предложение со словом: отворить. Условие: в предложении должно быть не менее 7 слов, из них не менее двух прилагательных. Выделите грамматическую основу предложения, обозначьте части речи. | Слово : двадцать является составным, четыре, апрель, класс и работа– словарные слова. Громко закричать, взять в плен, открыть. Записывают, подчёркивают орфограмму, ставят ударение. Составляют предложение. Записывают его под комментированное письмо. Подчёркивают подлежащее и сказуемое, обозначают части речи. |
3.Стадия осмысления | Мы сегодня обобщаем знания о глаголе. Я предлагаю вам систематизировать их в кластер. На доске слайд с основой- слово «Глагол». (слайд №4) Давайте вспомним, что такое глагол. После фраз детей появляются слайды со смысловыми единицами , составляющими кластер: «часть речи» «Отвечает на вопросы» «Обозначает действие предмета» «в предложении - сказуемое» Игра «Хлопки». (слайд №5) На экране вы увидите слова. Если встречается глагол, вы поворачиваетесь друг к другу и хлопаете, если другая часть речи- разводите руками в стороны. Яблоко, летят, белый, мох, танцевать, уснуть, квадратный, окно, природа, испугался, пальто, аккордеон, плачет, радостный. Вижу, что глаголы вы определяете с лёгкостью. Проверим, что же вы ещё знаете об этой части речи. А поможет нам в этом стихотворение. Я предлагаю прослушать стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды» в исполнении актёра Вадима Маратова. Возьмите конверт № 1. Достаньте текст. Перед вами стихотворение, которое мы только что услышали. Найдите и подчеркните в тексте глаголы.(работа в парах) (слайд №6) Найдите глагол, который отличается от прочих. Чем он отличается? Исходя из этого, что мы ещё можем сказать о глаголе? (в кластере появляется «Изменяется по временам.» (слайд №7) Как глаголы изменяются по временам? ( на кластере появляются: «прошедшее время», «настоящее время», «будущее время». Как вы определили, что это глагол прошедшего времени? Что мы знаем о глаголах прошедшего времени? В кластер добавляем «изменяется по родам» Определите род слова «выслала» К глаголу «выслала»через тире запишите слова в мужском и среднем роде. Назовите. Благодаря чему образованы эти слова? Физминутка «музыка дождя». С прошедшим временем разобрались. А что вы скажете о глаголах настоящего времени? Добавляем в кластер «спряжение». Выпишете из текста глаголы настоящего времени. К доске вызываются два ученика. Задание первому: проспрягай белеет в ед. ч. и мн. ч. задание второму: проспрягай будят в ед.ч и мн.ч. Задание дети выполняют в тетради. Вопрос первому ученику: что ты можешь сказать о глаголе белеет? Вопрос второму ученику: что ты можешь сказать о глаголе будят? Образуйте от этих двух слов глаголы будущего времени. К доске вызываются два ученика. Задание первому: проспрягай побелеют в ед. ч. и мн. ч. задание второму: проспрягай разбудят в ед.ч и мн.ч. Задание дети выполняют в тетради. Что вы можете сказать об окончаниях глаголов в будущем и настоящем времени? Что общего у всех глаголов будущего времени? Добавляем в кластер. В каком времени есть глаголы совершенного вида? В каком времени есть глаголы несовершенного вида? А как ещё можно определить спряжение глагола? Ведь некоторые из окончаний глагола являются безударными и вызывают сомнения в написании. В кластер добавляем «неопределённая форма». Как определить спряжение по неопределённой форме глагола? Назовите глаголы- исключения. Возьмите конверт №2. Достаньте карточку и подпишите её. Работа на карточках : Определите спряжение глаголов мн. числа: Цен…т, завяж…м, гон…т, лета…м, прос…м. Передайте соседу карточку для проверки. (слайд №8). Проверка результатов: кто написал без ошибок?, кто с одной? Кто с двумя? Со звонком карточки сдайте. | Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы:что делает?, что сделал?, что будет делать? Обозначает действие предмета в предложении является сказуемым. Хлопают на слова:летят, танцевать, уснуть, испугался, плачет, Белеет, шумят, бегут, будят, бегут, блещут, гласят, гласят, идёт, идёт, выслала, идёт, идёт, толпится. Временем. Изменяется по временам. Бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени. По вопросу и суффиксу –л Они изменяются по родам. Женский Выслал, выслало Окончаниям. Они изменяются по лицам и числам. Спрягаются. И глаголы будущего времени тоже. Белеет, шумят, бегут, будят,блещут, гласят, идёт, толпится. Белею,белеем бужу,будим Белеешь, белеем будишь, будите Белеет, белеют будит, будят. Глагол первого спряжения. Окончания –ю,-ем,-ешь, -ем, -ет, -ете. Глагол второго спряжения. Окончания –у, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Побелеют, разбудят. побелею,побелеем разбужу,разбудим побелеешь, побелеем разбудишь,разбудите побелеет, побелеют разбудит, разбудят. Они одинаковые. Они совершенного вида. Будущего и прошедшего. Будущего и настоящего. По неопределённой форме глагола. Памятка "Как определить спряжение глагола" 1. Ставим ударение - если окончание ударное, спряжение определяется сразу. Если окончание безударное, то ... 2. Ставим глагол в 3 лицо множественное число (они что делают? что сделают?). Если окончание ударное, спряжение определяется сразу, если нет, то... 3. Ставим глагол в неопределенную форму. Если глагол оканчивается на -ить, или это глагол-исключение, то это глагол II спряжения. Все остальные глаголы - I спряжения. 1 спр.: брить, стелить; 2 спр.: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, зависеть, терпеть Подписывают карточки. Ценят(II), завяжем(I), гонят(II), летаем(I), просим(II). Взаимопроверка. (по образцу, данному на слайде) |
4.Итог. Рефлексия. | Давайте подведём итог. (По заполненному кластеру). Что мы вспомнили о глаголе? Возьмите конверт №3. На листах изображения. Покажите карточку с тем изображением, которому соответствует ваше состояние на конец урока.
| Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы:что делает?, что сделал?, что будет делать? Обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым. Изменяется по временам. В прошедшем времени по родам, в настоящем и будущем спрягаются. Бывают совершенного и несовершенного вида. |
5.Д/з | Упр. № 486 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс
Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест, рейтингова...
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...
Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»
На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: формирование умения работать статичных парах группах в режиме интер...
Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.
Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...
Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс
Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...