Новые технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
об использовании групповой работы, о применении ИКТ на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx_novye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»…. Л.С.Выготский
Любая школа начинается с начальной. Маленький человечек с букетом цветов в первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание. Возможно ли удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Прочные знания – результат упорного настойчивого труда. Как приохотить к нему, выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Верно писал В.А. Сухомлинский: «Напрасный безрезультатный труд и для взрослого становиться постылым, отупляющим, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми».
Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.
Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной творческой деятельности, групповые, игровые технологии, получивший широкое распространение метод проектов, компьютерные технологии и др. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.
В своей педагогической деятельности использую технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии.
Очень активно применяю групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию. Изучение методической литературы по данной технологии расширило возможность сделать урок интересным, творческим. К уроку стало интереснее готовиться, появилась возможность уделить внимание слабым ученикам, а так же быстро проверить и оценить знания учащихся. А самое главное: дети стали говорить, высказывать свое мнение и даже спорить! Эффективность использования групповой формы обучения на уроках, подтверждается и при переходе детей в среднее звено. На педконсилиумах учителя - предметники отмечают высокую активность, работоспособность детей, огромный интерес к учебе. Дети, привыкшие работать в группах, посещают факультативы и кружки, спортивные секции в школе и вне ее. Особо отмечается сплоченность детского коллектива, а это очень важно. Проведя небольшое «исследование» в классе, выяснила следующее: из 26 учащихся – любят работать 20 детей, и только 6 не любят работать в группах. Но ребята сами дают объяснение своему нежеланию работать с одноклассниками:
- это медленный темп чтения
- плохой почерк
- неумение общаться со сверстниками
- страх оказаться хуже других
Проблемное обучение – организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».
Основные методы - исследовательский и проблемный. На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом, создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач.
Примером могут служить уроки, проведенные мной. Вот фрагмент одного из них:
1 КЛАСС - «Перенос слова»
На каждой парте текст. Прочитайте, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос.
Я пишу «Мычит корова»
Белым мелом на доске.
Что же делать, если слову
Мало места на строке?
Дайте ответ на вопрос. Дети пытаются объяснить, как можно перенести слово.
Или следующее задание –
Если длинное словечко
Попадется на пути
То его могу я точно
По слогам перенести
Подчеркни ту строчку, в которой говорится о том, как можно перенести слово. Из стихотворения следует вывод, что слова переносятся по слога. Но ведь это не всегда так, проблема, правило не действует, что же делать? Ответ ищут, работая в группах.
Современный урок требует обязательного использования информационно-коммуникационных технологий.
Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера. Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. В прошедшем учебном году я предложила учащимся создать презентации по ключевым темам курса литературы. Хотя это были первые пробы, некоторые презентации получились на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И в этом учебном году мы продолжим эту работу. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:
- во вступительном слове учителя или учащихся;
- на этапе предъявления учебной информации;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;
- во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;
Совместно с ученицей 3 класса (Бродецкой Маргаритой) была подготовлена презентация к уроку Литературного чтения по теме «Хитрые вороны» автор В.Чарская. Данная презентация заняла первое место на ученической конференции среди начальных классов нашей школы.
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка
Презентация...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры активизируют мыслительную деятельность ...
Приём моделирования нового знания на уроке русского языка во 2 классе.
Вашему вниманию предлагается урок русского языка во 2 классе по теме «Образован...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"
Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...
Новые педагогические технологии на уроках русского языка в начальной школе МКОУ Мастюгинская ООШ
В «Профессиональном стандарте педагога» подчёркивается, что педагогу вменяется в обязанность умение формировать универсальные учебные действия (УУ...
"Освоение новых знаний с применением системно-деятельностной технологии на уроке русского языка"
Выступление на заседании ШМО...