Новые технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Шамрай Лариса Леонидовна

об использовании групповой работы, о применении ИКТ на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx_novye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»…. Л.С.Выготский

Любая школа начинается с начальной. Маленький человечек с букетом цветов в первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание. Возможно ли удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Прочные знания – результат упорного настойчивого труда. Как приохотить к нему, выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Верно писал В.А. Сухомлинский: «Напрасный безрезультатный труд и для взрослого становиться постылым, отупляющим, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми».

Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.

 Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной творческой деятельности,  групповые, игровые технологии, получивший широкое распространение метод проектов, компьютерные технологии и др. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.

В своей педагогической деятельности использую технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии.

Очень активно применяю групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.  Изучение методической литературы по данной технологии расширило возможность сделать урок интересным, творческим. К уроку стало интереснее готовиться, появилась возможность уделить внимание слабым ученикам, а так же быстро проверить и оценить знания учащихся. А самое главное: дети стали говорить, высказывать свое мнение и даже спорить! Эффективность использования групповой формы обучения на уроках, подтверждается и при переходе детей в среднее звено. На педконсилиумах учителя - предметники отмечают высокую активность, работоспособность детей, огромный интерес к учебе. Дети, привыкшие работать в группах, посещают факультативы и кружки, спортивные секции в школе и вне ее. Особо отмечается сплоченность детского коллектива, а это очень важно. Проведя небольшое «исследование» в классе, выяснила следующее: из 26 учащихся – любят работать 20 детей, и только 6 не любят работать в группах. Но ребята сами дают объяснение своему нежеланию работать с одноклассниками:

- это медленный темп чтения

- плохой почерк

- неумение общаться со сверстниками

- страх оказаться хуже других

Проблемное обучение – организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

Основные методы - исследовательский и проблемный. На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные  точки зрения, таким образом, создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач.

Примером могут служить уроки, проведенные мной. Вот фрагмент одного из них:

1 КЛАСС  -  «Перенос слова»

На каждой парте текст. Прочитайте, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос.

Я пишу «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Дайте ответ на вопрос.  Дети пытаются объяснить, как можно перенести слово.

 Или следующее задание –

 Если длинное словечко

Попадется на пути

То его могу я точно

По слогам перенести

Подчеркни ту строчку, в которой говорится о том, как можно перенести слово. Из стихотворения следует вывод, что слова переносятся по слога. Но ведь это не всегда так, проблема, правило не действует, что же делать? Ответ ищут, работая в группах.

Современный урок требует обязательного использования информационно-коммуникационных технологий.

Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера. Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. В прошедшем учебном году я предложила учащимся создать презентации по ключевым темам курса литературы. Хотя это были первые пробы, некоторые  презентации получились на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И в этом учебном году мы продолжим эту работу. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

- во вступительном слове учителя или учащихся;

- на этапе предъявления учебной информации;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

- во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

Совместно с ученицей 3 класса (Бродецкой Маргаритой) была подготовлена презентация к уроку Литературного чтения по теме «Хитрые вороны» автор  В.Чарская. Данная презентация заняла первое место на ученической конференции среди начальных классов нашей школы.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Приём моделирования нового знания на уроке русского языка во 2 классе.

 Вашему вниманию предлагается урок русского языка во 2 классе по теме   «Образован...

Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"

Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...

Новые педагогические технологии на уроках русского языка в начальной школе МКОУ Мастюгинская ООШ

          В «Профессиональном стандарте педагога» подчёркивается, что педагогу вменяется в обязанность умение формировать универсальные учебные действия (УУ...