Звуковой анализ слов. Русский язык. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Макарова Татьяна Юрьевна

Конспект урока русского языка в 1 классе.  Учебник М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slov._urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

 Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 1380

Макарова Татьяна Юрьевна

Тема. Звуковой анализ слов и упражнение в звуковой записи.

Цель: формировать умения анализировать звуковой состав слов, классифицировать звуки, выполнять звуковую запись слов.

Задачи урока

Предметные: учатся различать понятия «звук» и «буква»; определять характер каждого звука в слове, характеризовать звуки словесно и схематически; понимать характеристику звука речи, представленную в модельном виде; сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; выделять слова из потока речи, разграничивать ударные и безударные слоги, обнаруживать «опасные» места в словах.

Личностные: формируется желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; оценивать свои достижения, осознавать трудности и  искать причины и способы их устранения.

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.

Познавательные: учатся понимать информацию, представленную в модельной форме, переводить её в словесную форму, осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка.

Оборудование

 Учебник: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.- 6-е изд., исп. И доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век. 2012.

Электронное сопровождение к учебнику «К тайнам нашего языка» русский язык 1 класс. Автор-составитель Захарова В.А.

  1. Орг. момент.

- Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

- Пальчиковая гимнастика.

- Запись числа в тетради.

II.    Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- На прошлых уроках мы слушали, называли, характеризовали… (звуки).

- Еще учились записывать их… (значками звуков).

- Что теперь знаете о звуках речи?  (Таблица «Звуки речи» из электронного приложения).

-  Сможете ли безошибочно определить звук?

                     - А найти нужный звук в слове?

-Все получалось или  испытывали некоторые трудности?

- Какую задачу определим для себя на сегодняшний урок? (Слушать звуки, записывать слова значками звуков, различать звуки и буквы).

III.  Работа по теме урока.

  1. Упр. 84.

На доске – карточки со значками звуков и моделями звуков.

- Что записано на карточках? (Значки звуков).

- А выше – модели звуков.  (Что обозначают?)

Задача: распредели звуки по группам.

- Как будете действовать, чтобы не попасть в «ловушку»? (План: 1. Произнеси и послушай звук. 2. Дай характеристику звуку. 3. Найди нужный столбик).

(Фронтально, чтобы закрепить способ действия.)

- Вы правильно определили звуки. Надеюсь, справитесь со следующим заданием.

  1. Упр. 85.

-  Какое задание нужно выполнить?

- Как будете действовать?

(План действий. 1. Произнести и послушать. 2. Выделить первый звук. 3. Определить, гласный он или согласный. 4. Если согласный, списать слово по Памятке 1.)

Слова записывают в два столбика.

 (Самостоятельная работа.

 Проверка.  Какие слова выписали?

Проверка: фронтально по образцу. (На доске: [дʼ],  [сʼ],  [мʼ],  [йʼ],  [йʼ],  [щʼ]  )

- Оцените свою работу.

 У кого все получилось?

 Кто допустил ошибку?

 В чем причина? (Чтобы не «потерять» звук [ йʼ] в начале слова, нужно произносить медленно.)

- Какие группы слов из записанных вами можно выделить?

3. Упр. 86. (устно)

Выполняется (в парах), проверяется фронтально.

- Проверьте друг друга. Сколько слов найдет каждый из вас?

- Оцените работу друг друга.

- Поблагодарите друг друга за сотрудничество.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Гимнастика для глаз.

  1. Вчера вы исправляли ошибки малышей. А сегодня поможем нашему другу Джеку.

 Упр. 89.

Молодцы, дружно работали. А сами умеете записывать слова значками звуков?

Выполните звуковую запись слов:

[ток], [точʼка], [лʼон], [бʼил]

Царица Речь предлагает поиграть.

В первом слове поменяйте первый и последний звуки местами. Какое слово получилось? (Кот).

Во втором (и четвертом) слове  первый звук замените парным по глухости-звонкости согласным. Назовите слова (дочка, пил).

- Что помогает нам понять звуковая запись слова? (Как мы говорим).

- Для записи нам нужны… (буквы).

- Проверьте свой вывод.

Упр. 90

  1. Тогда давайте запишем предложения под диктовку. О чем будем помнить? (Об «опасных» местах)

По технологии, принятой в образовательной системе «Гармония» записываются под диктовку предложения.

Белка прыгала с ветки на ветку. Она спешила к бельчатам.

IV. Рефлексия.

- Какую учебную задачу ставили на урок? Выполнили?

-Кто справился со всеми заданиями без ошибок?

- Кто ещё испытывает трудности?

-Какое задание понравилось?

V. Итог урока.

- Чем отличаются звуки от букв?

Оцените свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов

Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...

Урок русского языка "Звуковой анализ слов"

Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Проверочная работа по русскому языку (1 класс) "Звуковой анализ слова"

1 задание. Подбор слоговой схемы к  данным словам.2 задание. Выбор звуковой схемы к  данному слову.3 задание. Уточнение звуковой схемы данного  слова.4 задание. Подбор слова к  дан...

Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе

Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"Сравнение слов по звуковой структуре, составление слов по схемам,...

Звуковой анализ слов (памятка) 1 класс

Памятка по звуковому анализу слова для 1 класса...