Правописание безударных гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Цель урока:
- Создать условия для развития функциональной грамотности и подвести учащихся к открытию способа проверки безударной гласной в корне слова.
Задачи урока:
- Подвести детей путем «аппеляции памяти» к известному способу проверки безударной гласной изменением формы слова.
- Открыть новый способ нахождения проверочного слова к безударной гласной, используя жизненную ситуацию.
- Формирование контрольных операций в соответствии с новым алгоритмом (развитие умений проводить контрольные действия).
- Обобщить оба способа, формирование умений обобщать полученные знания.
- Развитие оценочных действий и выхода на результат.
- Рефлексия (формировать умения находить обоснования собственных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnaya_glasnaya_2_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык
Класс: 2 класс
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель урока:
- Создать условия для развития функциональной грамотности и подвести учащихся к открытию способа проверки безударной гласной в корне слова.
Задачи урока:
- Подвести детей путем «аппеляции памяти» к известному способу проверки безударной гласной изменением формы слова.
- Открыть новый способ нахождения проверочного слова к безударной гласной, используя жизненную ситуацию.
- Формирование контрольных операций в соответствии с новым алгоритмом (развитие умений проводить контрольные действия).
- Обобщить оба способа, формирование умений обобщать полученные знания.
- Развитие оценочных действий и выхода на результат.
- Рефлексия (формировать умения находить обоснования собственных действий.
Оборудование:
- Слайд – фильм.
- Индивидуальные карточки.
Ход урока:
Ложка нужна, чтобы суп хлебать,
а грамота, чтобы знания черпать.
- Организационное начало урока.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли учиться.
- Целеполагание.
- Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Дорогие мои. Сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках.
- Урок русского языка. Мы работаем по теме: «Безударная гласная в корне слова». Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.
- Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно)
- В течение урока будем отвечать на вопросы:
ЧТО__ ___________
ГДЕ____НАДО____________
КАК__ПРОВЕРЯТЬ?________
ЧЕМ__ _________
- Каллиграфическая строка.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Не держу от вас секрета –
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
- Словарная работа.
- На доске загадка:
Ш.гаешь – впереди л.ж.т,
Оглянешься – д . мой б.жит. (дорога)
- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
[д] – согл., тв., зв., пар.
- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка
Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)
- Подберите синоним - слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)
- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).
- Сколько букв в слове путь? Сколько звуков? Почему так происходит?
- Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы.
- Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)
- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.
На доске: дорожает, дорогой.
– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?
- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?
- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке?
- Актуализация ранее изученного материала.
-Что мы называем корнем?
Корень- это общая часть родственных слов.
- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей
Вот какое дерево выросло.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
- Разбор слов по составу.
дорожный, дорожка, дороженька, подорожник
- Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
- Работа над темой урока.
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты ее немедленно ставь под ударенье.
2 способа проверки безударной гласной в корне слова:
1 способ – изменить форму слова, чтобы гласная стала ударной.
2 способ – подобрать родственное слово, чтобы гласная стала ударной.
- Вставь нужную букву:
1 задание:
А О гл…за Е И р…ка
А О тр…ва Е И зв…зда
А О ш…ры Е И гр…бы
А О …кно Е И цв…ток
2 задание:
гр(а/о)за, з(е/и)ленный, б(е/и)жать, з(и/е)ма.
3 задание:
- Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет: земли, грозы, листья, росы, сосны, реки, косы, числа.
- Слова из первого столбика являются проверочными. Какую гласную вы вставите в слова из второго столбика?
4 задание:
- В столбиках подчеркни только те слова, которые являются проверочными
БЕЖАТЬ ПЛЯСАТЬ
- бег - пляшет
- бегун - плясун
- бегунок - пляска
- бегать - плясовая
- беговая - пляшущий
- Почему слова из первого столбика являются проверочными?
- Закрепление изученного материала.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте:
Удареньем проверяйте.
- Замени одним словом, проверь безударную гласную в слове:
Говорить очень громко - … (кричать – крик)
Говорить очень тихо - … (шептать – шепчет)
Не говорить совсем - … (молчать – молча)
- Вставь пропущенные буквы в слова,
- Раздели слова на две группы (по какому признаку?)
- Что общего между этими словами?
- Какое слово лишнее? (по какому признаку?)
В…рона, в…р…бей, сн…гирь, с…рока, п…тух.
ворона снегирь
воробей петух
сорока
- все слова – словарные, содержат непроверяемую гласную.
- лишнее слово – петух, т.к. петух – домашняя птица, а остальные
- Контроль знаний учащихся.
- Вставь пропущенные буквы:
№ | слово | о | а | я | и | е |
1 | б…льшой | * | ||||
2 | гр…чи | * | ||||
3 | р…ка | * | ||||
4 | п…тнистый | * | ||||
5 | з…ма | * | ||||
6 | зв…рек | * | ||||
7 | пл…сать | * | ||||
8 | см…треть | * | ||||
9 | в…рить | * | ||||
10 | л…сток | * |
О, А, Е, Я, И, Е, Я, О, А, И.
- Прочитай. Раздели слова абрикос, голосистый, аппетит, вечерняя, командир, город, грозовая (туча), дорога на два столбика:
ПРОВЕРИТЬ ЗАПОМНИТЬ
голосистый абрикос
вечерняя аппетит
грозовая командир
город
дорога
- Из данных слов составь предложение. (Вечерняя дорога в город шла через абрикосовый сад.)
- Найдите грамматическую основу в данном предложении (дорога шла)
- Назовите второстепенные члены предложения (вечерняя, в город, через сад, абрикосовый)
- В каких словах содержатся безударные гласные, проверяемые ударением? Как их проверить? (Вечерняя – вечер)
- Какие слова в данном предложении надо запомнить? Почему? (дорога, город, абрикосовый)
- Итог урока.
ЧТО__ ___________ а, о, и, е, я
ГДЕ____НАДО___________ в корне слова
КАК__ПРОВЕРЯТЬ?______ подобрать однокоренное слово
(изменить форму слова)
ЧЕМ__ ________ ударением
- По дорогам страны Грамматики вам часто будут встречаться безударные гласные - на протяжении всех лет обучения в школе.
Метод: «Незаконченного предложения»
«На уроке я узнал ….»
«Мне на уроке удалось…..»
«Мне бы хотелось похвалить……..»
«Самым интересным на уроке было…»
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...