правописание парных согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
урок русского языка во 2 классе по УМК "Начальнвя школа ХХI век". Это первый урок по данной теме. Урок с использованием дидактической системой деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова – 2класс «УМК «Начальная школа ХХI век»
Задача урока: формирование компетенции орфографической грамотности
Цели урока: 1 формировать умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне
слова
- научить учащихся изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня
- повторить применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением
- развивать орфографическую зоркость
Ход урока
- Организационный момент
- Чему мы научились на предыдущих уроках русского языка?
- Проверять безударные гласные в корне слова
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с орфограммами. Узнаем много нового, интересного и необычного.
2. Актуализация знаний
- Повторим орфограмму, которую изучили на прошлом уроке. Выполните задания: услышь в слове орфограмму, прокомментируй и графически обозначь ее. (Учитель диктует слова, дети комментируют способ проверки, записывают в тетрадь и графически выделяют орфограмму).
- Земля.
- В корне безударный гласный, проверочное слово – земли, значит, буду писать земля.
- Пятно.
- В корне безударный гласный, проверочное слово – пятна, значит, буду писать пятно.
(Аналогично со словами трава, вода, листики).
- Какие гласные участвуют в данной орфограмме?
- Гласные о, а, е(ё), и, я.
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
- Арбуз.
- Прокомментируйте.
- В этом слове два слога, так как две гласные; ударение падает на второй слог, в слове пять букв, пять звуков, два звонких и один глухой согласный звук
- Напишите это слово. (Дети на планшетах пишут слово арбуз и показывают).
- Как вы написали? Покажите.
- Арбус.
- У кого так же написано? (Дети поднимают руки)
- А кто написал по-другому? Как?
- Арбуз.
- Что же у нас получилось?
- Слово одно, а записано по-разному.
- А может быть такое?
- Нет.
- Что же делать?
- Надо познакомиться с новой орфограммой, так как мы её не знаем.
- И не умеем проверять эту орфограмму.
- Какая цель урока?
- Познакомиться с новой орфограммой, научиться её проверять.
3.Описание результата исследовательской деятельности учащихся.
Задача: Организовать работу учащихся для выведения правила проверки слов с парными звонкими и глухими согласными
- Произнесите слово арбуз.
- Напишите транскрипцию данного слова
- [арбус]
- Какой согласный звук слышите?
- Что вы можете про него сказать?
- Он согласный, парный глухой, может быть твердым и мягким.
- А какие еще пары согласных звуков вы знаете?
- [Б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].
- А в какой части слова находится орфограмма? Что для этого надо сделать?
- Надо подобрать однокоренные слова.
- Подберите.
- Морозы, морозный, морозилка, морозец…
- Какой корень в этом слове?
- Мороз
- Значит, в какой части слова находится эта орфограмма?
- В корне слова.
- Какой последний звук в корне слова, называющего один предмет?
- Звук [ с ].
- Назовите слово, если оно обозначает много предметов.
- Арбузы.
- Что интересного вы заметили?
- Что в нем четко слышится звук [ з ]
- Почему так получилось?
- Потому что после согласного оказался гласный звук.
- Значит и в слове арбуз мы будем писать букву з
- Аналогично проводится работа со словами: гриб, шкаф, шалаш, снег, труд.
- Какой же вывод мы с вами сделаем?
- Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук – это орфограмма и ее обязательно надо проверить перед записью.
- Как же проверить парную звонкую или глухую согласную в корне слова?
- Надо подобрать или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласный звук [н].
- А еще как можно изменить слово?
- Слово можно изменить так:
один много
ро [к] рога рог
есть нет
есть лу[к] нет лука лук
есть лу[к] нет лугов луг
(На доске появляется памятка, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова)
- Так какая тема урока сегодня?
- Как проверить данную орфограмму? Повторите правило проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.
4. Первичное закрепление материала.
Работа по учебнику С.В.Иванова. Русский язык, 2 класс, стр. 98-99, упражнение 1.
- Прочитайте задание.
- Какое слово запишем?
- Су[п].
- Почему?
- В этом слове есть орфограмма – парная звонкая и глухая согласная.
- Прежде чем написать слово, что мы должны сделать?
- Подобрать проверочное слово.
- Как мы будем проверять эту орфограмму?
- Подберем родственное слово или изменим слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук – супа.
- Значит, в слове суп будем в корне писать согласный п.
- Какое следующее слово?
- Пар.
- Мы его не будем записывать.
- Почему?
- Потому что согласный звук [р] не является парным звонким, он непарный звонкий.
Аналогично проводится работа со словами хле[п], до[м], шар[ф], ле[с], ду[п].
- С остальными словами поработайте самостоятельно, применяйте алгоритм проверки.
Дети работают самостоятельно, графически обозначая орфограмму.
- Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Проверка через проектор: зуб – зубы, шкаф – шкафы, нож – ножи.
- Кто допустил ошибку в написании слов с новой орфограммой?
- Кто допустил ошибку в выборе проверочного слова?
- Над чем надо работать?
- Запомнить правило, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова, уметь его применять.
- Кто справился с работой без ошибок?
5. Повторение. Графический диктант.
- Выпишите из слова только ту букву, которая обозначает парный согласный звук в корне слова. Используйте любой из указанных способов проверки.
Слова для графического диктанта: хлеб, букет, рукав, лебедь, сюрприз, берег, степь, парус, гараж, знак, камыш, шарф.
(Взаимопроверка)
- Кто ошибся?
- Почему?
- Исправьте ошибку.
- Назовите пары звонких и глухих согласных.
- Каким способом проверки вы пользовались?
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, урок подходит к концу.
- Вам было интересно?
- Все ли было понятно?
- Назовите тему урока.
- Какие задачи ставили перед собой?
- Чему мы научились на уроке?
- Научились проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.
*Шепаева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...
Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""
Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....
разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".
Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/03/picture-55299.jpg)
Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»
Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/03/picture-55299.jpg)
Урок по теме:«Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»
Разработка урока русского языка по теме "Парные согласные в корне слова.2 класс". Урок-введение нового матариала. Форма проведения-урок путешествие....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-141143-1359823616.jpg)
урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...
Тема: "Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова"
Правописание парных согласных в корне слова, на конце слова. Русский язык. 3 класс...