Презентация "Веселая грамматика" Конспект урока "Словесные задачи"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме
Презентация состоит из словесных задач- шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы.Дается характериста данных словесных задач. Может использована как на уроках русского языка, как словарная работа, так и н7а внеклассном занятии по русскому языку. Прилагается конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_grammatika_2.pptx | 701.69 КБ |
slovesnye_zadachi.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словесные задачи Шарада – загадка, которая отгадывается по частям; Метаграмма – последовательное изменение в слове 1 или нескольких букв; Логогриф – какая – нибудь буква отнимается в слове совсем, или же, наоборот, прибавляется новая; Анаграммы – в слове путем переставления букв образуется новое слово
1.Начало деревом зовется, Конец - читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они. Буквы Шарады
2.Первое я в удивлении восклицаю, Второе с книжной полки я снимаю, Когда же первое с вторым соединится, Получится мельчайшая частица. Атом
3.Часть танца – слог мой первый, Вино –мой слог второй, На целом перевозят Через реку бечевой. Паром
4. Начало – голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда К артина
5.Мой первый слог – предлог, И во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа. Задача
6. Первый слог найдешь средь нот, А второе – бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. Дорога
7.Мое начало есть в свинце, И в серебре и в стали, А корабли в моем конце Вчера к причалу стали. И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким. Спорт
8. Мой первый слог найдешь тогда, Когда в котле к ипит вода. Местоимение – слог второй. А в целом – школьник, столик твой. Парта
С «д» из года в год встречаем, С «т» за ними ходит вслед, С « п » в лесу мы замечаем, С «л» труду наносит вред. Метаграмма Дед. Тень. Пень. Лень.
С «г» полезное растение, С « ш » пугает нас порой, С « п » несет нам разрушение, С «в» навалена горой. Горох. Шорох. Порох. Ворох.
Я глубока и многоводна, И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной. Логогриф Волга. Иволга.
Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично. Но вставь нам «Л», и зазвучим Тогда довольно мелодично. Гуси. Гусли.
Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь – В кастрюлю я полезу. Шпала. Лапша. Анаграмма
Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь наоборот. Кит. Крит.
Использованные ресурсы: Спасибо за внимание! www.yandex.ru http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200401006 http:// www.smekalka.pp.ru/word_charade.html Личный материал , 1984 г.
Предварительный просмотр:
МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н.А.Заболоцкого»
Учитель начальных классов, высшей категории Индюкова_Римма_Юрьевна_
Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи.
Цель:
познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма.
Задачи:
1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать
2. Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности
3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки;
Оборудование:
магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока:
I Организация урока. Загадка: Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
II.Вступительное слово:
Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной грамматики. Тема: «Веселая грамматика. Словесные задачи».
Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?
Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?
( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).
Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?
Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация)
К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.
III. Знакомство со словесными задачами.
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Сегодня разберем основные виды словесных задач.
Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например, «пар – ус», «вино - град», «бой – кот» и т.п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По своему характеру шарада ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. И так, давайте поиграем.
1.Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Буквы)
2.Первое я в удивлении восклицаю,
Второе с книжной полки я снимаю,
Когда же первое с вторым соединится,
Получится мельчайшая частица. (Атом)
3.Часть танца – слог мой первый,
Вино –мой слог второй,
На целом перевозят
Через реку бечевой. (Паром)
4. Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (Картина)
5.Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (Задача)
6. Первый слог найдешь средь нот,
А второе – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути. (Дорога)
7. Мое начало есть в свинце,
И в серебре и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким. (Спорт)
8. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй.
А в целом – школьник, столик твой. (Парта)
IV. А теперь начнем знакомство с другим видом словесных задач – Метаграмма.
И так, кто может быть знаком с такими задачами?
А кто помнит, что такое Метаграмма со 2 слайда презентации? Припоминаем. Это хорошее упражнение для развития нашей памяти.
Метаграмма – задача, основанная на последовательном изменении в слове 1 или нескольких букв. Это наиболее легкий вид словесных задач, т.к. достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая , но и любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги. И так, давайте попробуем порешать их.
- С «д» из года в год встречаем,
С «т» за ними ходит вслед,
С «п» в лесу мы замечаем,
С «л» труду наносит вред. (Дед, тень, пень, лень.)
- С «г» полезное растение,
С «ш» пугает нас порой,
С «п» несет нам разрушение,
С «в» навалена горой. (Горох, шорох, порох, ворох.)
Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.
V. Путешествие продолжается. Еще одно знакомство с другим видом словесных задач – Логогриф .
Кто знаком с этим видом словесных задач?
Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме 1 буква заменяется другой, а в логогрифе какая –нибудь буква отнимается совсем, или же, наоборот, прибавляется новая. Например, в слове «плот» поставить букву «и» после 1-ой буквы, то получится новое слово «пилот». Давайте отгадаем 2 логогрифа, что лучше понять.
- Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной. (Волга. Иволга.)
- Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам «Л», и зазвучим
Тогда довольно мелодично. (Гуси.Гусли.)
VI. И последнее, завершающее на сегодняшний день знакомство с другим видом задач словесных - Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.
Если какое – либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются – анаграммами. Например, «липа» - «пила». Поиграем? Да, я тоже рада вместе с вами поиграть.
- Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (Шпала. Лапша.)
2 Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот. (Кит. Крит.)
VII. Итог урока. Рефлекция.
1.Что нового узнали во время путешествия?
2. Какие словесные задачи известны вам?
3. А для чего их нужно уметь решать?
4. Кому понравилось занятие? Кому не понравилось?
Спасибо за участие.
Использованная литература:
1. http://www.igraza.ru/page-3-2-20.html
2. http://www.igraza.ru/page-3-2-5.html
3. Материал из личного архива 1984 г.
4. http://www.igraza.ru/page-3-2-12.html
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача. Решение задач.
Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)
Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....
Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)
Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...
Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»
Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа) ...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...