Презентация "Веселая грамматика" Конспект урока "Словесные задачи"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Индюкова Римма Юрьевна

Презентация состоит из словесных задач- шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы.Дается характериста данных словесных задач. Может использована как на уроках русского языка, как словарная работа, так и н7а внеклассном занятии по русскому языку. Прилагается конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselaya_grammatika_2.pptx701.69 КБ
Файл slovesnye_zadachi.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веселая грамматика Учитель высшей категории МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им.Н.А.Заболоцкого» Индюкова Римма Юрьевна

Слайд 2

Словесные задачи Шарада – загадка, которая отгадывается по частям; Метаграмма – последовательное изменение в слове 1 или нескольких букв; Логогриф – какая – нибудь буква отнимается в слове совсем, или же, наоборот, прибавляется новая; Анаграммы – в слове путем переставления букв образуется новое слово

Слайд 3

1.Начало деревом зовется, Конец - читатели мои, Здесь в книге целое найдется, И в каждой строчке есть они. Буквы Шарады

Слайд 4

2.Первое я в удивлении восклицаю, Второе с книжной полки я снимаю, Когда же первое с вторым соединится, Получится мельчайшая частица. Атом

Слайд 5

3.Часть танца – слог мой первый, Вино –мой слог второй, На целом перевозят Через реку бечевой. Паром

Слайд 6

4. Начало – голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда К артина

Слайд 7

5.Мой первый слог – предлог, И во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа. Задача

Слайд 8

6. Первый слог найдешь средь нот, А второе – бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. Дорога

Слайд 9

7.Мое начало есть в свинце, И в серебре и в стали, А корабли в моем конце Вчера к причалу стали. И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким. Спорт

Слайд 10

8. Мой первый слог найдешь тогда, Когда в котле к ипит вода. Местоимение – слог второй. А в целом – школьник, столик твой. Парта

Слайд 11

С «д» из года в год встречаем, С «т» за ними ходит вслед, С « п » в лесу мы замечаем, С «л» труду наносит вред. Метаграмма Дед. Тень. Пень. Лень.

Слайд 12

С «г» полезное растение, С « ш » пугает нас порой, С « п » несет нам разрушение, С «в» навалена горой. Горох. Шорох. Порох. Ворох.

Слайд 13

Я глубока и многоводна, И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной. Логогриф Волга. Иволга.

Слайд 14

Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично. Но вставь нам «Л», и зазвучим Тогда довольно мелодично. Гуси. Гусли.

Слайд 15

Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь – В кастрюлю я полезу. Шпала. Лапша. Анаграмма

Слайд 16

Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь наоборот. Кит. Крит.

Слайд 17

Использованные ресурсы: Спасибо за внимание! www.yandex.ru http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200401006 http:// www.smekalka.pp.ru/word_charade.html Личный материал , 1984 г.



Предварительный просмотр:

МОУ «Сернурская  средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н.А.Заболоцкого»

Учитель начальных классов, высшей категории Индюкова_Римма_Юрьевна_

Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи.

Цель:

познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма.

Задачи:  

1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать

2.   Развивать  речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

  3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство    взаимовыручки;

Оборудование:

 магнитная доска,  мультимедийный  проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I Организация урока.   Загадка:      Черные, кривые,

От рождения немые.

         А как только встанут в ряд,

 Сразу вдруг заговорят.

II.Вступительное слово: 

Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной грамматики. Тема: «Веселая грамматика. Словесные задачи».

Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

 Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?

( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).

Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?

Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация)

К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

III. Знакомство со словесными задачами.

Словесные задачи  основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Сегодня разберем основные виды словесных задач.

Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например, «пар – ус», «вино - град», «бой – кот» и т.п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По своему характеру шарада ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. И так,  давайте поиграем.

1.Начало деревом зовется,

    Конец  - читатели мои,

    Здесь в книге целое найдется,

    И в каждой строчке есть они. (Буквы)

2.Первое я в удивлении восклицаю,
              Второе с книжной полки я снимаю,
              Когда же первое с вторым соединится,
              Получится мельчайшая частица. (Атом)

3.Часть танца – слог мой первый,
              Вино –мой слог второй,
              На целом перевозят
              Через реку бечевой. (Паром)

4. Начало – голос птицы,
              Конец на дне пруда,
             А целое в музее
             Найдете без труда (Картина)

5.Мой первый слог – предлог,
              И во втором мы проживем все лето,
             А целое от нас и вас
             Давно уж ждет ответа. (Задача)

6. Первый слог найдешь средь нот,
               А второе – бык несет.
               Хочешь целое найти,
              Так ищи его в пути. (Дорога)

7. Мое начало есть в свинце,
               И в серебре и в стали,
               А корабли в моем конце
               Вчера к причалу стали.
               И если дружен ты со мной,
               Настойчив в тренировках,
               Ты будешь в холод, в дождь и зной
               Выносливым и ловким. (Спорт)

            8. Мой первый слог найдешь тогда,
                Когда в котле кипит вода.
                Местоимение – слог второй.
                А в целом – школьник, столик  твой. (Парта)

IV.         А теперь начнем знакомство с другим видом словесных задач – Метаграмма.

И так, кто может быть знаком с такими задачами?

А кто помнит, что такое Метаграмма со 2 слайда презентации?  Припоминаем. Это хорошее упражнение для развития нашей памяти.

Метаграмма – задача,  основанная на последовательном изменении в слове 1 или нескольких букв. Это наиболее легкий вид  словесных задач, т.к. достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая , но и любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги. И так,  давайте попробуем порешать их.

  1. С «д» из года в год встречаем,

              С «т» за ними ходит вслед,

               С «п» в лесу мы замечаем,

                С «л» труду наносит вред. (Дед, тень, пень, лень.)

  1. С «г» полезное растение,
    С «ш» пугает нас порой,
    С «п» несет нам разрушение,
    С «в» навалена горой. (Горох, шорох, порох, ворох.)

Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.

V.  Путешествие продолжается. Еще одно знакомство с другим видом словесных задач – Логогриф .

Кто знаком с  этим  видом словесных задач?

        Логогриф  отличается  от метаграммы  тем, что в метаграмме  1  буква заменяется другой, а в логогрифе какая –нибудь  буква отнимается совсем, или же, наоборот, прибавляется новая.  Например, в  слове  «плот» поставить букву «и» после 1-ой буквы, то получится новое слово «пилот».  Давайте отгадаем  2  логогрифа, что лучше понять.

  1. Я глубока и многоводна,

       И ты, как все, гордишься мной,

       А если букву мне прибавишь,

       Я птицей сделаюсь лесной.  (Волга. Иволга.)

  1. Мы резким голосом кричим
    И ковыляем так комично.
    Но вставь нам «Л», и зазвучим
    Тогда довольно мелодично. (Гуси.Гусли.)

VI. И последнее,  завершающее на сегодняшний день знакомство с другим видом задач словесных - Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.

        Если какое – либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются – анаграммами. Например, «липа» - «пила». Поиграем? Да, я тоже рада вместе с вами поиграть.

  1. Лежу я на земле,

      Прибитая к железу,

     Но буквы переставь –

     В кастрюлю я полезу. (Шпала. Лапша.)

              2 Читайте слева вы меня,
                   И псом презлющим буду я.
                   Но времени я буду счет,
                   Когда прочтешь наоборот. (Кит. Крит.)

VII. Итог урока.  Рефлекция.

1.Что нового узнали во время путешествия?

2. Какие словесные задачи известны вам?

3. А для чего их нужно уметь решать?

4. Кому понравилось занятие? Кому не понравилось?

Спасибо за участие.

Использованная литература:

1. http://www.igraza.ru/page-3-2-20.html

2.  http://www.igraza.ru/page-3-2-5.html

3. Материал из личного архива 1984 г.

4. http://www.igraza.ru/page-3-2-12.html

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...