Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Перспектива»
Автор: учитель высшей категории МБОУ гимназия № 67 Тараторкина М.В.
ТЕМА УРОКА: Род имён существительных.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА.
На данном уроке учащиеся должны решить следующие практические задачи:
- Повторить знания по теме «Имя существительное», выполнить упражнения по дальнейшему формированию умения ставить вопросы «кто? что?» и различать имена существительные по вопросу и лексическому значению; повторить алгоритм выделения главных членов предложения; выполнить упражнения, способствующие формированию грамотного, каллиграфического письма; выполнить упражнения на обогащение словарного запаса учащихся.
Учебная задача – познакомиться с грамматическим признаком имён существительных (родом) и научиться определять род имён существительных;
Отрабатывать операционный компонент учебной деятельности:
- Операции логического мышления (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
- Развивать вариативность мышления.
- Развивать наглядно-образное мышление.
- Развивать устойчивость и концентрацию мышления.
- Развивать долговременную смысловую память.
- Развивать монологическую речь.
Отрабатывать мотивационный компонент учебной деятельности, т. е. развивать познавательную мотивацию и в течение всего урока поддерживать благоприятный эмоциональный фон.
Отрабатывать регулирующий компонент учебной деятельности, т.е. развивать пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль.
Воспитывать сотрудничество, умение взаимодействовать с другим человеком, культуру поведения и общения, заботу о своём здоровье, настойчивость и упорство как качества личности, необходимые для достижения цели.
ПЛАН УРОКА.
- Организация класса
- Чистописание.
- Словарно-орфографическая работа.
- Повторение раннее изученного (анализ языкового материала)
- Физпауза.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление новых знаний.
- Упражнение в определении рода имён существительных (дифференциация по уровню обучаемости)
- Итог. Домашнее задание.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, индивидуальные компьютеры, светофоры, математические веера, индивидуальные домашние задания.
|
|
ХОД УРОКА
| ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
|
- Организация класса
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.
-Медленно вдохнули – выдохнули. Теперь повторяйте за мной (про себя): я спокоен, я уверен, я всё знаю, я всё умею, у меня прекрасное рабочее настроение. Медленный вдох – выдох (приятная спокойная музыка | Этап организации класса развивает мотивационный компонент учебной деятельности (в дальнейшем УД) – эмоциональный мотив, на основе которого формируется познавательная мотивация. Создаётся на серьёзную работу. Форма – фронтальная. Метод – словесное изложение с использованием приёма самовнушения.
|
2. Чистописание (слайд 1)
На доске:
нка
вец
нь
ро
нал
рья
чь
- Букву для чистописания определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова по данной схеме. Для этого её надо поставить между букву П и буквами на концах снежинки. Какая это буква? Значение каких слов непонятно?
- Молодцы! Теперь определите порядок написания букв в ряду. (слайд 2)
Ееа Ееб Еев … … …
- Проверьте друг у друга работы. Если выполнение работы вам понравилось, на полях поставьте красную снежинку | Активизация умственной деятельности учащихся.
Развитие мотивационного компонента УД эмоциональная мотивация через сочетание записей с рисунком.
Развитие операционного компонента УД гибкости мышления.
Развитие операционного компонента УД на основе принятия и удержания учебной задачи
Развитие регулирующего компонента УД планирующего самоконтроля.
- Пропишите буквы в заданной последовательности.
Развитие регулирующего компонента УД осознанность и взаимооценка.
|
3. Словарно-орфографическая работа (актуализация знаний)
- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Слово это зашифровано. А вот код (ключ) к расшифровке.
- Что обозначает это слово?
(на экране появляется слово «ИНЕЙ»)
-Молодцы, ребята! Вы хорошо объяснили значение слова. А как разъясняется значение этого слова в «Толковом словаре» Ожегова С.И.
( на экране - выдержка из словаря:
«Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности»)
- Охарактеризуйте слово «иней» ( - это имя существительное, обозначает явление природы, отвечает на вопрос «что?», неодушевлённое, в единственном числе, состоит из 2 слогов, ударение падает на первый Слог, безударную «е» - запоминаем, в слове 4 буквы, 4 звука)
-Молодцы!
- Запишите слово «ИНЕЙ» в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Составьте с новым словом предложения.
- Запишем одно предложение.
( один ученик работает на доске, класс пишет в тетради)
- При написании, каких слов возникли затруднения? Почему? Как их разрешить?
- Разберём записанное предложение по членам предложения (Один ученик работает на доске, класс – в тетради. Ученик проговаривает алгоритм нахождения главных членов предложения, класс работает «Светофором»)
- Обозначим знакомые части речи (Один ученик работает у доски, класс работает в тетрадях и «светофорами»)
| Развитие регулирующего компонента УД осознанность и взаимооценка.
Развитие операционного компонента УД развитие логического мышления, внимания.
Идёт целенаправленная работа по развитию лингвистического отношения к слову.
Развитие мотивационного и операционного компонента УД расширение кругозора, выработка навыков пользования словарями.
Отрабатывается операционный компонент УД развиваются внутренние учебные действия- внимание (его концентрация), целостность, осмысленность восприятия, механическая память.
Развитие регулирующего и операционного компонента УД пошаговый самоконтроль, принятие и удержание учебной задачи.
Включение слова в активный словарь учащихся.
Развитие операционного компонента УД развитие умения соотносить зрительный образ и подобрать необходимый лексический, синтаксический материал для построения предложения.
Идёт подготовительная работа к изучению орфограмм (безударная гласная, парная согласная)
Развитие операционного компонента УД развитие логического мышления (операции анализа, обобщения)
Отрабатывается мотивационный компонент УД через актуализацию имеющихся знаний.
Развитие регулирующего компонента УД взаимоконтроль.
|
4. Повторение ранее изученного (анализ языкового материала)
- На слайде:
Холод, мороз, лёд, земля, дерево, река, озеро, берёзка, солнце.
- Прочитайте слова. Что позволило объединить эти слова в одну группу? Докажите.( дети говорят определение имени существительного, на слайде появляется таблица)
- По каким признакам вы могли бы разделить эти слова на группы? (1в.- по количеству букв; 2 в.- по количеству слогов; 3 в. – по месту ударения)
|
Развитие операционного компонента УД операций логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Отработка регулирующего компонента УД взаимоконтроль.
Происходит повторение существенных признаков имён существительных, развивается монологическая речь.
Отработка операционного компонента УД развитие логического мышления (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Поисковый метод |
ФИЗПАУЗА (звучит спокойная музыка)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег,
С неба всё скользят пушинки-
Кружатся над головой
Каруселью снеговою»
| Чтение стихотворения хором с выполнением имитационных движений для снятия физического и умственного напряжения.
|
5. Изучение нового материала.
-Ребята, вы молодцы! Назвали различные способы классификации данных слов.
- Я прошу вас распределить данные слова на 3 группы. В первую группу отнесите слова, к которым можно поставить слова «ОН, МОЙ»
- Назовите слова, к которым можно подставить слова «ОНА, МОЯ»
- Какие слова можно подставить к словам «ОНО, МОЁ»?
(На экране появляется запись:
ОН, МОЙ ОНА, МОЯ ОНО, МОЁ
холод земля дерево
мороз река озеро
иней берёзка солнце
лёд
- Распределив имена существительные по данным трём группам, мы разделили их по родам.
- Род – это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Каждое существительное относится к одному из трёх имеющихся родов.
-Посоветуйтесь в парах и распределите название рода по столбикам. (На экране появляются названия родов. Детям предлагается используя интерактивную доску перетащить название рода к соответствующему столбику)
- С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились?
На экране завершается запись:
- Составьте схему по новой теме.
( работа на индивидуальных компьютерах, проверка по интерактивной доске)
- Молодцы, ребята! | Развитие мотивационного компонента УД положительная мотивация
Развитие операционного компонента УД развитие логического мышления
Отработка регулирующего компонента УД пошагового и итогового само и взаимоконтроля.
Развитие операционного компонента УД долговременной памяти, увеличения, распределения внимания.
Поисковый метод
Развиваются внутренние учебные действия: произвольное внимание и его свойства (концентрация и устойчивость), целостность и осмысленность восприятия, смысловая память.
Совершенствуется наглядно-образное мышление и развиваются операции словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе обобщения развивается чёткая, грамотная, монологическая речь.
Развивается смысловая, оперативная память.
Даётся установка на включение долговременной памяти
|
6. Первичное закрепление новых знаний.
1) – Поиграем. Встаньте, пожалуйста, я буду называть имена существительные разного рода. Если произнесу имена существительные мужского рода, то вы должны будите присесть. Если назову имена существительные женского рода, то вы должны будете встать. Если назову существительные среднего рода, вы должны будете подпрыгнуть. Старайтесь запомнить слова. Игра началась.
Дождь, трава, небо, ком, девочка, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.
-Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
2) Вспомните слова, которые я вам называла. Запишите их в соответствии с родом в 1, 2 или 3 столбики.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу своего товарища.
| Развитие мотивационного компонента УД положительная эмоциональная мотивация.
Снятие физического напряжения.
На этапе закрепления происходит развитие операционного компонента УД осознание учебной задачи (новый способ деятельности находится сначала на стадии внешней речи, а затем у большинства детей переходит на стадию внутренней речи.
Установка долговременной памяти.
Развитие регулирующего компонента УД все виды самоконтроля и взаимоконтроля.
Осуществляется воздействие на мотивацию учащихся.
|
7. Самостоятельная работа по определению рода имён существительных.
(Работа с индивидуальным компьютером)
М…дведь, б…рёзка, за…ц, веет…р, м…роз, к…ток, к…ньки, с…рока, в…рона, п…тух.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? Докажите, что перед нами имена существительные. Какие задания мы можем выполнить с этими словами?
- Выполните свои задания.
1группа- запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три столбика в соответствии с родом. Слова в столбиках записывайте в алфавитном порядке.
2 группа – запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в два столбика по признаку одуш. и неодуш., укажите род.
3 группа – запишите слова, вставив пропущенные буквы, в три столбика: 1-м.р., 2-ж.р., 3-ср.р.
-Проверим выполнение заданий по группам (класс работает «Светофорами»)
| Обращение к долговременной памяти с целью актуализации имеющихся знаний у учащихся 2 и 3 группы.
Развитие операционного компонента УД развитие операций логического мышления.
Метод частично-поисковый.
Дифференциация по уровню сложности. Критерий – обученность и способность удерживать учебную задачу.
Развитие операционного компонента УД на основе принятия и удержания учебной задачи; осознанности и самостоятельности мышления (на основе операций анализа, синтеза, классификации, абстрагирования)
Эта группа нуждается в боле подробном разъяснении задания. С этой целью ещё раз проговаривается алгоритм определения рода имён существительных с опорой на составленную схему.
|
8. Итог. Домашнее задание.
- Чему учились на уроке? Оцените то, как вы поняли новый материал (работа с веером)
- Ваши оценки говорят о том, что вы были внимательны, активны и хорошо поработали. Молодцы! Спасибо за урок!
- Дома повторите изученный материал по составленной схеме. На моём столе лежат задания в двух стопочках. В первой стопке задание такое: распределить слова по столбикам в зависимости от рода.
Во второй стопочке задание следующее: в текст вставить слова подходящие по смыслу и грамматически. Подумайте и возьмите задание по своему выбору.
УРОК ОКОНЧЕН.
| Развитие рефлексии при проведении итогов урока.
Развитие регулирующего компонента УД самооценка.
Развитие операционного компонента УД развитие долговременной памяти.
Развитие регулирующего компонента УД планирующий самоконтроль и прогностическую самооценку.
Формируется внутренний план действий, осуществляется воздействие на мотивационный компонент.
Форма подачи фронтальная. Метод-беседа. Дифференциация по уровню сложности, критерий – обучаемость.
|