Синтаксический разбор предложения
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе содержит мини-исследование , работу в группах, игру "Орфографическое домино". Данная форма работы позволяет учителю быстро закрепить пройденный материал и закрепить новый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksicheskiy_razbor_predlozhniya.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения".
Цели урока:
- Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
- Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;
- Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 4 класса (С.В. Иванов, Кузнецова М.И.и др)
- опорные таблицы для алгоритма, (виды предложений по цели высказывания и интонации).
- Карточки, фантики или (конфеты) для работы в группе.
Ход урока:
1. Организационный момент
Подготовка рабочего места.
Снятие психологического напряжения:
- Поздоровайтесь с нашими гостями. Успехов вам!
Запись числа в тетрадях.
2. Чистописание
Прочитайте высказывание Пифагора. Объясните её смысл.
Шутку, как соль, должно употреблять с уверенностью.
Запишите в тетради красиво, аккуратно, без ошибок, каллиграфически.
Игра «Орфографическое домино» (слайд 3)
В группах. Каждой группе даётся домино. Вам нужно соотнести правило и орфограмму.
3. Мини-исследование.
- Как вы думаете, зачем я принесла фантики на урок?
- Какой у нас урок?
- Давайте проведём мини-исследование. Найти орфограммы в названиях конфет.
-Огни Москвы - Москва – город, столица России, сущ .,собствен., словарное слово, пишем с большой буквы.
Огни – (словарное слово пишем – о)
-Морские чудеса –( проверочное - море, чу-щу пиши с «у»)
Каждой группе даю (конфету) либо фантик от неё для орфографической работы
Золотая Нива – (проверочные слова - золотце, позолота)
4. Разминка
Игра “Да - нет”
- Если согласны с утверждением - хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.
- В русском языке 10 гласных звуков.
- Суффикс – это часть речи (часть слова)
- Глагол обозначает действие предмета.
- Доброта – это прилагательное (сущ.)
- В конце предложения всегда ставится точка.
- Сказуемое – главный член предложения.
- Существительное – часть слова (часть речи)
Фонетика и лексика – это синонимы ( науки о языке)
По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.
5. Актуализация опорных знаний
а) повторение о членах предложения
На доске ромашка с названиями главных и второстепенных членов предложения на
обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчёркиваются?
- Какой частью речи выражено?
б) определение темы и задач урока
- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении
Будем упражняться в разборе простого предложения.
в) Знакомство с новым термином
- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?
Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.
- Что изучает синтаксис?
- Как переводится это слово с греческого языка?
6. Повторение о предложении
а) что мы знаем о предложении
Дети
- Предложение выражает законченную мысль.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.
- Предложения бывают простые и сложные.
- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)
- Назовите виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).
Физминутка
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
б) Игра “Парный выход”
Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.
Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.
На доске:
Повеств. |
| На улице идёт дождь. |
| На улице идёт дождь! |
Задание:
- Запишите в тетрадь:
1 вариант – повествовательное, восклицательное предложение,
2 вариант – побудительное, невосклицательное.
- Подчеркните грамматическую основу предложений.
Проверка выполнения задания по вариантам
в) Повторение о распространённых и нераспространённых предложениях
Какие предложения называются распространёнными? Нераспространёнными?
Игра “Аукцион”
Задание:
- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных
членов.
Выигрывает тот, кто сделает последнее добавление.
1 группа:
Опадают листья.
Осень, жёлтые
2. группа
Опадают листья
Осень, жёлтые, медленно.
3. группа
Опадают листья
Осень, жёлтые, медленно, багряные
Осенью опадают листья.
Осенью опадают жёлтые листья.
Осенью опадают жёлтые и багряные листья.
Осенью опадают жёлтые, лиловые и багряные листья.
г) Разбор предложения по алгоритму.
Коллективная работа.
- Запишем последнее предложение на доске, и выполним синтаксический разбор предложения.
- Для этого давайте ознакомимся с алгоритмом синтаксического разбора (учебник стр. 57)
На доску вывешивается алгоритм:
1.Вид предложения по цели высказывания.
2.Вид предложения по интонации.
3.Подчеркни грамматическую основу.
4.Найди второстепенные члены предложения и определи распространённое или нераспространённое предложение.
5.Укажи, есть ли однородные члены предложения.
На доске:
Осенью медленно опадают жёлтые, багряные листья.
(повествовательное, невосклицательное, распространенное, с однородными второстепенными членами предложения).
7. Самостоятельная работа.
Учебник.стр.58. упр.4 –дифференцированно
8. Проверка выполненного задания.
9. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что изучает синтаксис?
- Оцените свои знания по теме “Синтаксис”.
В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:
синий - я всё понял и усвоил;
желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;
красный - мне многое непонятно.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.
Литература:
Журнал «Начальная школа» № 12 - 2008г., Л.А. Герасимова //Орфографическое домино
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Синтаксический разбор предложений" - презентация урока русского языка в 4 классе
Данная презентация урока русского языка позволит повторить и закрепить знания детей по теме "Синтаксический разбор предложений", а герои любимого мультфильма сделают урок ярким и интересным....
План синтаксического разбора предложений в начальной школе
Данная памятка поможет учащимся начальной школы без усилий запомнить и в дальнйшем выполнять без ошибок синтаксический разбор предложений....
Синтаксический разбор предложения.
Практическое пособие "Синтаксический разбор предложения" поможет любому ученику достигнуть оптимального уровня знаний по сложной теме русского языка....
Памятка "Синтаксический разбор предложения"
Как правильно и поэтапно объяснить ученикам полный синтаксический разбор предложения? Для этого предлагаю вам разработанную памятку, с помощью которой ребята смогут научиться делать синтаксический раз...
Синтаксический разбор предложения
Презентация содержит краткий ход урока, мини исследование, орфографическую игру "Домино", алгоритм синтаксического разбора....
Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.
Тема : «Однородные члены предложения. Синтаксический разбор предложений изученных типов.»Цель: повторить и обобщить знания об однородных членах предложения;учи...
Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" для учащихся 3 - 4 классов
Памятка "Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" для учащихся 3 - 4 классов...