словарные слова в стихах
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
СТИХИ-ОПОРЫ И РИФМЫ-ПОДСКАЗКИ
Платье
Пальто, платье и платок
С буквой «А» пиши, дружок!
Не забудь про сапоги!
«А» да «О» им не враги!
О двух ворах
Как у наших у ворот
Птичий собрался народ.
У кормушки не зевают,
На угощенье налетают,
Друг у друга отнимают.
Ты прислушайся скорей
И услышишь: «Вор, о, бей!»
Я отвечу не спеша:
«Не деритесь! Вор, о, на!»
Давным-давно
Молоко, компот, мороз
И корова, и колхоз,
Борода, отец, корона,
Колесо, ковер, колонна.
И корзина, и конфеты,
Голос, юмор и котлеты,
И комар, и крокодил,
Богатырь и коллектив.
Их уже давным-давно
Пишут люди с буквой «О».
Витамины
Мы пошли в библиотеку,
По пути зашли в аптеку.
Вместе с тетушкой Галиной
Мы купили витамины.
Слово, как ни говори,
Мы напишем с буквой «И».
Огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы!
Женщины
Все женщины на белом свете
Достойны уваженья, дети.
Ведь все они, поймите сами,
Есть чьи-то бабушки и мамы.
Им поклонитесь до земли.
А в слове пишем букву «И».
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Д. Хармс
В дорогу
Мы от школьного порога
Отправляемся в дорогу.
Вот приходим на вокзал,
(Путь наш на восток лежал).
И садимся в поезд длинный,
Едем в город наш былинный,
А вокруг до горизонта
Все в волшебных красках солнца.
Сколько слов «опасных» здесь?
Хорошо бы их учесть.
И Россия, и Ростов,
Много очень важных слов.
В них нельзя нам ошибаться,
Пишем с «О» – Москва, столица.
Закат
Запах, запад и закат
Пишем, дети, с буквой «А».
Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
– Лимон… –
Сразу станет кисло.
Г. Сапгир
Язык
Месяц праздничный январь
Открывает календарь.
Видит, красная рябина
Под снежком согнула спину.
А под нею, улыбаясь,
Проскакал вприпрыжку заяц.
И привел с собой внучат,
Десять маленьких зайчат.
Сказки зимние таит,
Словно памятник стоит.
Хоть ты ростом невелик,
Русский выучи язык.
Ошибаться тут нельзя,
Здесь семь слов,
Все с буквой «Я».
Ещё
Жёлтый, чёрный и тяжёлый,
Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы,
Шёпот, щёголь и ещё –
Пишем, дети, с буквой «Ё».
Петя
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лиса-лисица, посмотри,
Очень любит букву «И».
-Оро-, -оло-
Чтоб не обиделась кОРОва
И не прокисло мОЛОко,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой «О».
Ура!
Приеду завтрРА,
Привезу завтРАК.
На завтрак – рак,
Кричи: «Ура!»
Две гласных «а»
И «у» – одна.
Угадайте-ка, друзья!
Очень много хруста
Издает капуста.
От слова «дерево» – деревня.
Здесь все: заборы и дома,
Поленья, бани и деревья –
Одела инеем зима.
Б. Климычев
– В стихотворении Генриха Сапгира «Птицы в тетради» говорится о мальчике, который не знал, как пишутся словарные слова. Какие же это слова? Сейчас вы услышите.
Птицы в тетради
Погляди-ка
На страницы:
У меня в тетради –
Птицы.
Это птички-
Невелички:
где ошибка –
Там и птички.
Видишь, я писал
«Карова».
Рядом птичка…
– Птичка снова!
– Это я писал
«Сабака».
– Вот еще одна!
Однако…
А внизу…
Большая птица,
Злая цапля –
Единица!..
– Что же делать?
– Со страниц
Прогони скорее
Птиц.
– За что мальчику поставили «единицу»?
– Как надо писать слова «корова» и «собака»? Напишите эти слова в тетради.
ДВЕ БУКВЫ
Буква «а» и буква «о»
Обижаются давно:
– Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами:
Изуродует он слово,
Пишет через «а» – «карова».
Букве «а» стоять здесь стыдно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из-под пера
То какая-то «трова»,
То какие-то «драва».
Ведь завянет травка даже,
Коль при ней такое скажут!
Буква «а» и буква «о»
Обижаются давно:
– Скачем мы без всяких правил,
Как Петруша нас заставил,
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги.
Л. Дружинина
– В каких словах допустил ошибки Петруша?
– Написание каких слов можно проверить?
На одну букву
Вот сколь на «к» я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
– Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
– Топор, табуретка, тарелка и ложка…
– Ты, кажется, что-то напутал немножко!
– Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка… и кошка!
– А кошка откуда?
– Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку, откуда пришла
И вся ли посуда на кухне цела…
Л. Куклин
Картон , картина , карандаш,
Трамвай, машина и гараж
Рассказ, работа, барабан,
Картошка, ранец и баран,
Артист, народ, апрель , сначала
Таких я знаю слов не мало,
Пиши в них только букву А!!!
В. Бастрыгина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Изучение словарных слов с помощью стихов-рифмовок"
В уроке показан один из способов изучения словарных слов с помощью ритмичных четверостиший...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.
Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Нетрадиционные методы и приёмы словарной работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания словарных слов
Как сделать процесс усвоения правописания непроверяемых слов более эффективным...
Комментарии
СТИХИ-ОПОРЫ И РИФМЫ-ПОДСКАЗКИ
СТИХИ-ОПОРЫ И РИФМЫ-ПОДСКАЗКИ