Методическая разработка урока «Наречие как часть речи».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Методическая разработка урока «Наречие как часть речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме «Наречие как часть речи».

 

Тип урока: урок изучения новой темы

Форма урока: групповая работа

Задачи урока:

Образовательная: подвести учащихся к определению наречия как части речи, его морфологических признаков и  синтаксической функции через выяснение роли наречий в тексте.

Развивающая: развитие умения выделять главное, содействие развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, умение работать в коллективе.

 

Оборудование: материалы к уроку (приложение),  компьютер.

 

                                                                   Ход урока

 

Организационный момент: подготовка класса к восприятию новой темы. ( Класс разбивается на 4 группы)

Подведение учащихся к открытию новой темы.

 

Лексическая викторина .(Определи слово и возьми из него букву, указанную в скобках).

1. Часть речи, указывающая на предметы, признаки, количество, но не называющая их.(9)

2. Часть речи, обозначающая действие.(3)

3. Часть речи, обозначающая признак предмета.(2)

4.  Часть речи, выражающая зависимость одних слов от других  слов в словосочетании и предложении.(3)

5.  Часть речи, обозначающая число, количество предметов.(1)

6.  Не, ни – это…   (5)

7.  Часть речи, употребляющаяся гораздо чаще других частей речи: на каждые 100 слов нашей речи их в среднем приходится 40. (4)

 

- На доске тема закрыта. Учащийся, определив слово и указанную букву, выходит к доске и открывает букву.

В конце викторины на доске появляется тема: Н А Р Е Ч И Е

 

Объявление темы.

При изучении частей речи мы выделяем следующие моменты:

1. что обозначает часть речи?

 2. на какие вопросы отвечает?

 3. какими морфологическими признаками обладает?

 4. синтаксическая роль изучаемой  части речи.

 4 момента в изучении части речи. Поэтому  у нас 4 группы. У каждой группы своя проблема.

       Но сегодня у меня нет готового правила по нашей теме. Вы самостоятельно должны прийти к  определению наречия как части речи.

 

 

 

 

 

У каждого - карта учащегося, в которой работают весь урок. Запись темы в ней.

 

                                                                Десятое ноября

 

                                         Тема:______________________________________

                                       

 

 

              Что должен узнать?

                                  Что узнал?

1.       Какой признак обозначают наречия?

 

2.      На какие вопросы отвечают наречия?

 

3.      Изменяется ли наречие?

 

 4.      Какова роль наречия в предложении?

 

 

 

Вторая часть заполняется учеником после выступления каждой группы. (Ученик заполняет слайд на компьютере после каждого выступления)

 

 4. История слова «Наречие» (слайд)

 

5.      Работа в группах.

 

 Каждая  группа получает задание и приступает к работе. Закончив, группы представляют отчёт о своей работе. Выводы записываются в карту учащегося.

 

 

 1 группа.     Узнайте -   Какой признак обозначают наречия?

 

Начиная изучение новой части речи, прежде всего, необходимо указать её общее грамматическое значение, т.е. что обозначает данная часть речи.

       Вы знаете, что существительные обозначают предметы( стол, тетрадь, земля),  имена прилагательные – признак предмета( красный, тяжёлый, большой), глаголы – действие(строить, думать, красить).

      Ваша задача – 1) узнать, к какой части речи  чаще всего относится наречие;

                                 2) определить, какой признак обозначают наречия. Внимательно рассмотрите примеры. Наречия выделены.

УЧАСТВУЕТ СЕГОДНЯ

 

 НАЧАЛИ ГОТОВИТЬСЯ ДАВНО

 

 ВСТРЕТИЛИСЬ ВЧЕРА

ДОМ НАПРОТИВ

 

 2 группа.           Узнайте -   На какие вопросы отвечают наречия?

 

Ваша задача – 1) внимательно рассмотрите  данные словосочетания;

                            2) поставьте  вопросы к наречиям и запишите их.

 Обратите  внимание: от каких частей речи задаёте вопросы к наречиям. Наречия выделены.

 

прочитать вслух                                      дом слева

 

идти  вперёд                                             не увидел сослепу

 

пришёл вчера                                           вышел нарочно

 

сказал сгоряча

 

сделал нарочно

 

послышался издалека

 

дом  напротив

 

 

3 группа.                 Узнайте -   Изменяется ли наречие?              

 

                                     

В русском языке слова могут изменяться по падежам (склоняться) или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?

 

Ваша задача – 1) проведите эксперимент, который докажет,  изменяются ли наречия.

 

Измените слова по указанным признакам.

 

Деревня ( мн.число,  род.падеж)

 

Большой ( мн.ч.,  женск.род, дат.п.)

 

Ходить ( наст.вр., 1 лицо ед.ч.)

 

 

  2) А теперь попытайтесь изменить наречие ХОРОШО по тем же признакам. Что у вас получилось? Имеет ли наречие окончание?

  4 группа.       Узнайте -   Роль наречия в предложении.

         

                                 

Ваша задача – 1)Рассмотрите два  предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы.

                                2) Выполните разбор предложения.

                                3) Определите, каким членом предложения являются данные наречия.

 

Этот разговор вполголоса я не расслышал.

 

Мы обнаружили их поблизости.

 

 

6.      Рефлексивно-оценочный этап урока.

 

         «Узнаём наречия».

Учащиеся выписывают наречия с теми словами, к которым они относятся.

 3 предложения. Даётся правильный вариант. Учащиеся в группах выполняют задания и оценивают друг друга (меняются работами). Взаимопроверка.

 

Горе тому, кто непорядочно живёт в дому. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Кто дела не знает, напрасно о нём рассуждает.

 

Что за предложения перед вами? Да, это пословицы. В них часто употребляются наречия. Почему? Вы знаете, что пословицы – это народная мудрость. Наши предки совет нам дают: как жить. Честно. Порядочно. Достойно.

 

    7. Подведение итогов урока. Презентация по теме. Схема по теме «Наречие».

 

           Наш урок был посвящён определению наречия как части речи. Мы выяснили:

- наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, признак предмета. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? как? зачем? когда? почему? зачем?  В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами,  определениями.

 

Мы с вами начали проект по теме «Наречие». Вам ещё многое предстоит изучить, многое открыть, узнать.

Вы хорошо поработали, я желаю вам удачи в дальнейшем изучении русского языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Наречие как часть речи"

Листок юнго исследователя-технологическая карта обучающегося....

Конспект урока "Наречие как часть речи"

Данный урок направлен на  развитие мышления учащихся,  языкового чутья,  воспитывает интерес к здоровому образу жизни,  спорту....

Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...

Конспект урока "Наречие как часть речи"

УМК "Школа России" 4 класс...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Наречие как часть речи"

Конспект урока русского языка по теме :"Наречие как часть речи". Урок был проведен в 4 инклюзивном классе. К конспекту прилагается презентация....