материалы к урокам русского языка
статья по русскому языку по теме

Бастрыгина Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

Творческие задания с учётом
дифференцированного подхода

Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоятельное выполнение, формируют лишь способность действовать по образцу, то есть формируют воспроизводящий, репродуктивный характер деятельности.

Хотя репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задания не могут быть решаемы только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающего элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучает к ним учащихся, пусть не сразу, но повысит  мыслительную активность всех учеников класса.

Одним из видов таких заданий являются задания на сравнение.

Другим видом заданий является группировка. Эти задания создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале. Чтобы все ученики класса справлялись с заданиями на группировку, нужна определённая организация их выполнения, преследующая цель индивидуализации хода выполнения. Для этого учебные задания на группировку необходимо дифференцировать, варьировать по уровню трудности, которая была бы отражена в самой формулировке задания.

Дифференцированная методика проведения заданий на группировку предполагает предъявление заданий по двум-трём разновидностям инструкции (РИ) и переход от начальной, более сложной формулировки задания к менее сложной, то есть снижение трудности для ученика, убывание степени самостоятельности. Такой  переход  является  основным  дидактическим  условием  эффективного влияния группировки на развитие мыслительной деятельности учащихся.

Задания повышенной трудности позволяют ученикам более осознанно усваивать изучаемый материал, не быть пассивными слушателями, а становиться активными участниками урока, однако при условии самостоятельности выполнения во всех возможных случаях.



Предварительный просмотр:

Творческие учебные задания
по русскому языку для учащихся
4 класс

Три склонения имён существительных

З а д а н и е  1.

На узнавание склонения существительных:

1) голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед;

2) яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка;

3) солнышко, утро, яблоко, поле, письмо, колесо, полотенце, горло, болото.

1. I РИ. 

1) Прочитайте. В какой группе есть существительные разных склонений? Существительные каких склонений есть в этой группе? Назовите признаки найденных склонений.

2) Выпишите слова этой группы по склонениям.

3) Что вы можете сказать о первой и третьей группах слов? Назовите признаки найденного склонения в этих двух группах.

II РИ. 

1) Найдите окончание каждого существительного. Укажите его склонение.

2) Какие группы существительных можно объединить в одну, а одну группу разделить на две? Почему? Выпишите слова этой группы по склонениям.

III РИ.

1) Распределите слова второй группы по склонениям: выпишите отдельно существительные 1-го и 3-го склонения.

2) В первой  и третьей группах помещены существительные 2-го склонения. Назовите признаки 2-го склонения существительных.

2. I РИ.

1) Распределите выделенные во второй и третьей группах слова по составу слова.

2) Запишите группы слов отдельно.

3) Обозначьте схему состава слов каждой группы.

II РИ.

1) Распределите выделенные во второй и третьей группах слова по составу слова. К одной группе отнесите слова, которые имеют только корень, к другой – слова, которые имеют корень и окончание, к третьей – слова, которые имеют корень, суффикс и окончание.

2) Выпишите каждую группу слов отдельно.

3) Обозначьте схему состава слов каждой группы.

З а д а н и е  2.

На группировку существительных по склонениям на материале семантически близких слов.

Волк, волчица, стрелок, стрелка, орел, орлица, козленок, коза, лев, львица, мышонок, мышь, месяц, луна, помощник, помощь, скрипач, скрипка, Николай, Коля, отец, папа.

I РИ. 

1. Прочитайте.

2. Запишите существительные группами по склонениям.

II РИ. 

1. Прочитайте.

2. Запишите существительные группами по склонениям. Для определения склонения нужно знать роль существительного и его начальную форму – окончание в именительном падеже единственного числа.

III РИ. 

1. Прочитайте.

2. Запишите существительные группами по склонениям. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода, имеющие в начальной форме окончания -а (я). Ко 2-му склонению – существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме. К 3-му склонению – существительные женского рода с мягким знаком на конце в начальной форме.

З а д а н и е  3.

На определение склонения существительных.

Поезда, лица, шинели, руки, дела, песни, сугробы, слоны, ткани, зрители, черепахи, комары, шубы, читатели, арбуз, дожди, сапоги, пчелы, корабли, писатели, зерна, капли, журавли, поля, гвозди, дыни, тучи, города, овраги, улыбки.

1. От данных существительных образуйте единственное число и определите род существительных.

2. Запишите существительные единственного числа группами по склонениям.

З а д а н и е  4.

На сравнение существительных по их склонениям.

Площадка, тетрадка, ладошка, горсточка, елка, морковка, печка, мышка, сетка, кисточка, дочка, косточка, мама.

1. Образуйте от данных существительных однокоренные существительные другого склонения и запишите слова парами.

О б р а з е ц: площадка – площадь.

2. Какого склонения существительные, от которых вы образовали новые слова? Докажите.

3. Какого склонения образованные существительные? Докажите.

З а д а н и е  5.

I РИ. 

1. Прочитайте.

2. Сгруппируйте существительные в три столбика:

деревня

урожай

колесо

ворона

морковь

мороз

облако

погода

сорока

товарищ

гнездо

улица

сирень

народ

море

картина

яблоня

ужин

озеро

малина

кровать

медведь

поле

лестница

земля

конь

горе

машина

мебель

класс

окно

ракета

земляника

ученик

добро

одежда

тетрадь

трамвай

солнце

столица

суббота

праздник

серебро

квартира

степь

огород

яблоко

солома

работа

трактор

пшено

пшеница

пристань

помидор

молоко

комната

лопата

город

чувство

посуда

лошадь

воробей

дупло

осина

шерсть

ручей

полотно

ягода

собака

платок

бревно

дорога

II РИ. 

Запишите существительные в три столбика по склонениям.

III РИ. Существительные первого склонения находятся в первом и четвертом столбиках, существительные второго склонения – во втором и третьем  столбиках,  существительные  третьего  склонения – в первом столбике.

З а д а н и е  6.

I РИ. Прочитайте. Выпишите существительные, поставив их в начальную форму, в три столбика.

Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звезды обращаются тогда в снежную пыль. А когда мороз слабеет, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

II РИ. Выпишите существительные в именительном падеже в три столбика по склонениям.

III РИ. В один столбик выпишите существительные женского рода с окончанием -а (я), в другой – существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием , в третий – существительные женского рода с мягким знаком на конце.

З а д а н и е  7.

I РИ. Прочитайте. Выпишите существительные сначала в два столбика, потом – в три столбика.

Круговерть

Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит яростная поземка. Февраль летит на всех парусах.

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги. Тучи сыплют снег сверху. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба!

II РИ. Два столбика могут образовать существительные единственного и множественного числа. А три столбика?

III РИ. Три столбика могут образовать существительные разных склонений. Поставьте существительные в начальную форму и выписывайте их по склонениям.

З а д а н и е  8.

I РИ. Прочитайте. Распределите слова в две группы.

Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.

II РИ. Сравните слова как части речи и части слова.

III РИ. На одной строчке выпишите слова, которые обозначают части речи, на другой строчке – слова, которые обозначают части слова.

З а д а н и е  9.

Выпишите  существительные  с  пропущенными  буквами  по  склонениям.

Б..реза всегда хороша.

В поле стоит б..реза, трепещет на в..тру зелеными листочками.

Березовая роща в..сной звенит от птичьих песен. Походишь по березовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы  и клейкие л..сточки, посмотришь, как ветер сдувает желтую пыльцу с с..режек, послушаешь, как поет скв..рец, и станет тебе легко и радостно.

З..мой, как покажется над лесом со..нце, б..резка заблестит, загорится на м..розе серебром.

Зимним утром прилетают на б..резу т..терева и клюют бурые с..режки.

Л..са подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Т..терева видят ее издалека. Дождутся, когда л..са убежит ни с чем, и падают с б..резы на снег, проламывают ледяную корочку и, сытые, греются в снегу.

Первое склонение имен существительных

З а д а н и е  10.

На различение именительного и винительного падежей.

1. Спишите.

1) Тот, кто к дружбе стремится, нашу дружбу найдет.

2) Но кто ветер посеет, тот бурю пожнет.

3) Елку вырублю в лесу, елку в школу принесу.

4) Мы расчистим снег и лед во дворе лопатой.

5) От калитки мы с трудом к дому стёжку проведем.

6) Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд.

7) Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

2. Подчеркните  существительные  1-го  склонения  в  винительном  падеже.

3. Разберите по членам предложения и по частям речи четвертое предложение. Какой частью речи выражены подлежащее и второстепенные члены предложения? В чем их различие?

4. Сможете ли вы найти подлежащие во втором предложении?

З а д а н и е  11.

На узнавание существительных 1-го склонения, правописание безударных гласных в корне.

1. Прочитайте. Проверьте слова однокоренными существительными.

Ш..лил, зар..дил, п..лезный, подд..ржал, поб..лил, кл..вал, сч..стливый, ук..лол,   под..рил,   охр..нял,   ч..рвивый,   пл..тил,  встр..чал,  пр..вдивый,
т..желый, г..стил, пл..сал.

2. Запишите  слова  вместе  с  проверочными,  вставляя  пропущенные буквы.

О б р а з е ц: (Шалость) шалил. 

З а д а н и е  12.

На группировку существительных 1-го склонения по падежам и правописание окончаний родительного, дательного, творительного и предложного падежей.

1. Занимался в библиотек.. . Подошел к библиотек.. . Прошел мимо библиотек.. . Пользовался библиотек.. . 2. Находился в дорог.. . Шел без дорог.. . Возвратился к дорог.. . Прошел дорог.. . 3. Подошел к деревн.. . Жил в деревн.. . Вышел из деревн.. . Колосится за деревн.. . 4. Плывут по Волг.. . Удалились от Волг.. . Подошли к Волг.. . Очарован Волг.. .

I РИ.

1. Прочитайте. При чтении находите недостающие окончания. 2. Распределите существительные в четыре группы. 3. Запишите существительные по группам, вставляя пропущенные буквы.

II РИ. 

1. Прочитайте. При чтении находите недостающие окончания. 2. Распределите существительные в четыре группы по падежам. Для определения падежа нужно найти слово, от которого зависит существительное, и поставить от этого слова к существительному вопрос. 3. Запишите существительные по группам, вставляя пропущенные буквы.

III РИ.

1. Прочитайте. При чтении находите недостающие окончания. 2. Распределите существительные в четыре группы по падежам.

Для определения падежа нужно найти слово, от которого зависит существительное, и поставить от этого слова к существительному вопрос.

С дательным падежом могут употребляться предлоги к, по. С предложным падежом могут употребляться предлоги по, в. Узнавайте также предложный падеж по вопросу где?.

З а д а н и е  13.

На правописание окончаний существительных первого и второго склонений.

1. Зяблики прилетают к нам в середин.. апреля. Много зябликов гнездится в береговом лесу, в овраг.. . О своем прилёт.. зяблик оповещает громким пением. Вот он сидит на безлистной ветк.. дерева и поет.

2. Маленькое солнце на моей ладошк..,

Белая ромашка на зеленой ножк.. .

В глиняном кувшин.., в банк.. или чашк..

Весело теснятся крупные ромашки.

3. Под осинами на кочк..

Гриб в малиновом платочк.. .

4. На алле.. главной,

На самом перекрестк..,

Еще не пожелтели

Осенние березки.

5. На север.. диком стоит одиноко

На голой вершин.. сосна.

6. Два дня мы были в перестрелк..,

Что толку в этакой безделк..?

I РИ. 

1. Распределите существительные с орфограммами на месте пропущенных букв в две группы.

2. Запишите существительные по группам, вставляя пропущенные буквы.

II РИ. 

1. Распределите существительные с орфограммами на месте пропущенных букв в две группы по склонениям.

2. Запишите существительные по группам, вставляя пропущенные буквы. Выпишите в один столбик – существительные 1-го склонения с орфограммами на месте пропусков, в другой столбик – существительные 2-го склонения с орфограммами на месте пропусков.

III РИ. 

1. Распределите существительные с орфограммами на месте пропусков в две группы по склонениям. Для определения склонения нужно знать род существительного и его начальную форму.

2. Запишите  существительные  по  группам,  вставляя  пропущенные буквы.

З а д а н и е  14.

На правописание окончаний существительных первого и второго склонений.

1. Прочитайте. При чтении находите недостающие окончания.

2. Объясните пропущенные орфограммы.

1. В пол.., на огород.. появились проталины. 2. Грачи прилетают в март.., трясогузка – в апрел.., а ласточка и соловей – только в начал.. мая. 3. Всюду пахло черемух.. на улиц.., в переулк.., в дом.. . 4. Лебедь по своей величин.., сил.., красот.. и величавой осанк.. давно и справедливо назван царем водяной птицы.

I РИ. 

1. Разделите все существительные сначала одним способом на две группы, потом другим способом – на пять групп. 2. Запишите существительные сначала в две группы, затем в пять групп.

II РИ. 

1. Разделите все существительные на группы двумя способами: сначала по склонениям, потом по падежам.

2. Запишите сначала две группы по склонениям, потом – пять групп по падежам.

III РИ. 

1. Разделите все существительные на группы двумя способами: сначала по склонениям, потом по падежам. Для определения склонения нужно знать род существительного и его начальную форму. Для определения падежа нужно найти слово, от которого зависит существительное, и поставить от этого слова к существительному вопрос. 2. Запишите сначала в две группы существительное 1-го и 2-го склонения, потом существительные в порядке падежей.

З а д а н и е  15.

На правописание окончаний существительных первого и второго склонений.

Перед (начало), с (герой), об (урожай), на (трамвай), в (портфель), под (снег), на (якорь), с (попугай), о (случай), за (океан), под (дерево), на (озеро), в (болото), за (облако), к (речка), на (липа), на (верхушка), с (обложка).

1. Напишите существительные с указанными предлогами.

2. Докажите, что окончания существительных вы написали правильно.

При доказательстве правильности написания окончаний имен существительных учащиеся должны рассуждать в следующей последовательности: найти начальную форму, определить род существительного, его склонение, падеж, найти окончание. Эта последовательность задается в виде правила, которым ученики постепенно овладевают.

Третье склонение имен существительных

З а д а н и е  16.

На сравнение окончаний существительных разных склонений.

1. На площадке, на площади. 2. В тетрадке, в тетради 3. С ладони, с ладошки.  4. У елки, у ели.  5. К печке, к печи.  6. На тополе, в трамвае, на озере.

1. Объясните правописание окончаний существительных.

2. Подведите итог: существительные каких склонений даны в задании.

3. Запишите существительные группами по склонениям.

Правописание падежных окончаний имён существительных

З а д а н и е  17.

I РИ. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падежи имен существительных, выделите окончания. Какую особенность вы заметили в окончаниях некоторых существительных? К какому склонению они относятся?

1. Идешь в лес по знакомой тропинк.. . Справа и слева широким многоцветным мор..м рассыпаются луговые и лесные цветы. А у самой тропинк.. по обочинам канав кланяются вам знакомые веселые ромашки.

2. По народной пословиц.., июль – лету макушка, году середка. Летят по ветру белыми облачками семена тополей. К вашей одежд.., к шерст.. зверей прицепляются семена сорняков и пассажирами переселяются на новые места.

3. На подстилк.. лежал теленок с белым пятнышк.. на боку. Дуняша потрогала ладошк.. ноздри теленка. Мама поставила перед теленк.. бадейку с теплым молоком.

4. Прямо на снегу лежала синичка. Мы с мамой положили синичку и корм в клетку, а клетку поставили поближе к печк.. .

И вдруг птичка будто проснулась, начала отряхиваться, поправлять перышки. Синичка наелась вволю, попила из блюдечка воды и стала скакать с жердочк.. на жердочку!

5. Март. Тепло пригревает солнце. С юга вернулась семья скворцов к своему знакомому с прошлой осен.. домику. Хотели в нем поселиться, а в домик.. сидел воробей.

6. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружил на одном мест.., быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

З а д а н и е  18.

I РИ. Прочитайте. Выпишите по падежам имена существительные с пропущенными окончаниями. Окончания допишите. В каком падеже у существительных разные окончания? Почему?

1. Василий откидывает воротник шинел.., снимает фуражку. Я высовываюсь из бричк.. . С одной стороны дорог.. блестит мокрой зеленью озимое поле. С другой стороны не шелохнется осиновая роща. Из середины рощ.. ясно долетают звуки кукушк.. .

2. Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дал.. .

3. Сердце дочер.. забилось сильно при вид.. родного дома.

4. Уляжется медведь где-нибудь с осен.. в чащу, задует медведя снег.., потом снег сверху обледенеет – уж ветр.. его не сдует. Так и лежит и дремлет медведь в своей берлог.. до весны.

II РИ. Определите склонение имен существительных.

З а д а н и е  19.

Прочитайте. Выпишите по падежам имена существительные с пропущенными окончаниями. Окончания допишите. Какие из существительных будут иметь такие же окончания в дательном падеже? Подчеркните их. Надпишите склонение.

1. От деревн.. до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Но как раз на половин.. пути, у самой дорог.. росла развесистая береза. Кто бы ни шел, обязательно сядет и отдохнет в прохладной тени под старым дерев.. .

2. Миша заболел. Лежит в постел.., на ше.. компресс.

3. В саду на дорожк.. прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветк.. дерева. Он зорко следил за хищными птицами.

4. Лететь в воздух.. под большим белоснежным зонт.. удивительно хорошо. Под тобой весь город как на ладошк.. . Валя полюбила небо. И до того, как стать космонавт.., сделала 126 прыжков с парашют.. .

5. Книжки и тетрадки

У ребят в порядк.. .

6. Немало дела детворе

В густом лесу, в широком пол..,

На ферм.., в дом.., во дворе,

А главное – за партой в школ.. .

7. Не ветер бушует над бор..,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозор..

Обходит владенья свои.

8. У самой границы, в секрет..,

Я зоркую службу несу, –

За каждый пригорок в ответ..,

За каждую елку в лесу.

9. Пусть же тает старый лед,

Грязный и холодный!

Пусть умрет и оживет

В шир.. полноводной!

10. Разгуляется денек,

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь – на припек..

Прыгают сороки.

З а д а н и е  20.

Прочитайте. Сгруппируйте и выпишите имена существительные в порядке падежей, в единственном и множественном числе отдельно. Выделите окончания.

Индейское зерно

Знаменитый мореплаватель Колумб и его спутники вернулись на родину.

В клетках везли птиц необыкновенной пестроты, обезьян, дикобраза, муравьеда, громадного удава. Ну и звери!

За невиданными животными шли краснокожие люди – индейцы. Они несли ананасы, кокосовые орехи, связки табачных листьев. Старый индеец держал в руках открытый резной деревянный ларец, наполненный крупными желтоватыми зернами.

В  толпе  сказали,  что  это  жемчуг.  Но  матросы  смеялись  над  простачками:

– Какой там жемчуг! Индейское зерно.

– Индейцы, – говорили моряки, – сеют не пшеницу, не ячмень, не рожь, а свое индейское зерно – кукурузу. Сеют так: выкопают ямку, бросят в нее маленькую рыбку, несколько зерен кукурузы и присыпают землей. В положенный срок вырастет стебель толщиной с детскую руку и высотой в два человеческих роста. К стеблям жмутся плоды, они похожи на кочерыжку и завернуты в зеленые листья.

Индейцы при болезни лечат кукурузными припарками. Спят индейцы на постелях из кукурузных листьев.

I РИ. Как ещё можно разделить на группы выписанные имена существительные единственного числа?

II РИ. Определите склонение имён существительных.

III РИ. В один столбик выпишите имена существительные первого склонения, в другой – имена существительные второго склонения, в третий – имена существительные третьего склонения.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

З а д а н и е  21.

I РИ. Прочитайте. Докажите, что первая и вторая пара выделенных прилагательных стоят в разных падежах. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Надпишите падеж прилагательных. Выделите окончания.

Осен.. елочка

Каждую ос..нь, в день елочкиного рождения, д..ревья вспоминают о ней и дарят ей п..дарки. Осина дарит красн.. китайск.. фонарики, клен роняет оранжев.. зв..зды, а ива засыпает елочку тонк.. золот.. рыбками.

И стоит елочка сча..лив.. . Раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их д..вать, а ей всё дарят и дарят.

У всех на гл..зах становится елочка из к..люч.. и хвойн.. мягк.. и лиственн.. . Вся в золот.., багрянц.. и бронз.. . Вся нарядн.. и разноцветн.. .

II РИ. Для доказательства образуйте словосочетания, в которые входили бы выделенные прилагательные.

III РИ. Найдите существительное, к которому относятся выделенные прилагательные. Определите падеж существительного. По падежу существительного определите падеж прилагательных.

З а д а н и е  22.

I РИ. Прочитайте. Выпишите прилагательные вместе с существительными в четыре группы. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания прилагательных, укажите падеж.

1. Стояло холодноват.., син.., крепк.., осен.. утро.

2. В ясн.. день вода в озере совсем син.., как небо. В лесу сквозь ветви смотрят холодн.. звезды.

3. Внезапно у самого борта лодк.. вынырнула громадн.. горбат.. сп..на черн.. рыбы с остр.., как кухонн.. нож, спин.. плавником. Рыба нырнула и прошла под резинов.. лодк.. . Должно быть, это была гигантск.. щука. Она могла задеть резинов.. лодку пером и распороть ее как бритв.. .

4. Настоящую песню скв..рца надо слушать лишь ранн.. утр.. . Тут и кусочки соловьиных трелей, и резк.. мяуканье иволг.., и сладк.. голосок малиновк.., и музыкальн.. лепетанье пеночки и тонк.. свист синичк.. .

5. Над землей колышется бел.. вишнев.. облако, на земле уже лето – огнев.. солнечн.. тюльпаны. Точно столкнулись зима с летом в этом дивн.. весенн.. цвете.

6. К дереву летит небольшая птица. Сама вся пестр.. – белая с черным, а на голове черная с красн.. кантик.. шапочка. Сразу узнал я дятла.

II РИ. Сравните прилагательные по числам и родам.

III РИ. В первую группу выпишите словосочетания с прилагательными мужского рода, во вторую – с прилагательными среднего рода, в третью – с прилагательными женского рода, в четвертую – с прилагательными во множественном числе.

З а д а н и е  23.

I РИ. Прочитайте. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными в две группы по окончаниям прилагательных. Окончания выделите, надпишите падеж.

1. Серп молодого месяца выглядывал из-за леса.

2. Рыбаки до позднего вечера были на озере.

3. Большим черным пятном в лунный свет ринулась откуда-то огромная птица.

4. В вечернем воздухе чувствовалась прохлада.

5. На холодном осеннем ветру, в зимнюю стужу пограничники несут нелегкую службу.

6. Нам предстояло переправиться через широкую и глубокую реку.

7. На склоне ясного неба длинное облачко окружалось золотой каймой.

8. По голубому небу медленно двигалось белое облако.

9. Охотники сложили небольшой костер из сухого тростника.

II РИ. В одну группу выпишите словосочетания с ударными окончаниями, в другую – словосочетания с безударными окончаниями прилагательных.

З а д а н и е  24.

Прочитайте, сгруппируйте и выпишите имена прилагательные вместе с существительными в порядке падежей. Окончания допишите.

Ворона

Вот ворона на крыш.. покат..,

Так с зимы и осталась лохмат.. .

А уж в воздухе вешн.. звоны.

Даже дух занялся у вороны ...

Вдруг запрыгала вбок глуп.. скоком.

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежн.. травкой?

Вон желтеют под сер.. лавкой

Прошлогодн.. мокр.. стружки.

Это все у вороны игрушки.

I PИ. Какими еще двумя способами можно сгруппировать имена прилагательные?

II РИ. Один способ – группировка по родам, другой способ – группировка по числам. Сгруппируй прилагательные каким-нибудь одним способом.

З а д а н и е  25.

I PИ. Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами в три группы в зависимости от того, в какой части слова (морфеме) есть пропуск букв. Вставьте пропущенные буквы.

1. Ручей выб..жал из глух.. леса на п..лянку и разлился широк.. плесом. Плес – широк.. водн.. пространство между ..стровами. Блестящ.., как медный, завертелся по тих.. воде жучок, ярк.. лимонница пролетела над водой.

2. Красавец-сугроб, голубыми искр.. сверкавший на солнце, пот..мнел. Тонк.. черн.. налёт появился на нем. Сугроб п..крылся хрупк.. корк.. . И п..тек из-под него прозрачн.. ручеек.

3. Молодой месяц низко в..сел над лес.. . Нежн.. его свет блестел в д..ждевых луж.. . Пахло мокр.. тр..вой. В парк.. куковала запоздал.. кукушка. Потом луна з..шла, з..горелись звезды, но их скоро з..крыл рассветн.. туман. Он держался долго, пока не взошло и не пригрело землю спокойн.. со..це.

II РИ. Пропущенные буквы находятся в окончании, корне и приставке.

III РИ. Выпишите сначала слова с пропущенными окончаниями, потом слова с пропущенными гласными в корне, затем – слова с пропущенными гласными в приставке.

З а д а н и е  26.

I PИ. Прочитайте. Распределите и выпишите слова в две группы в зависимости от того, в какой части слова (морфеме) они пропущены. Вставьте пропущенные буквы.

1. Че..ный, доблес..ный, п..стух, к..рневище, мал..нькая, жид..нький, ст..рожиха, ед..ница, радо..ный, нена..ная, опа..ый, уз..нькая, желт..нький, ст..лица, сож..ление, уд..брение, сотр..сение, тон..нькая, хорош..нькая, ужас..ный, звез..ный, ус..ный, уд..вление, со..динение, вп..чатление, низ..нькая, красн..нький, кругл..нькая, дог..дались, нар..дили, нак..рмили, перес..дили, чуде..ная, поверхно..ный, поз..ний, влас..ный, громоз..кий.

2. Пра..ник, тро..ник, соломен..ый, листвен..ый, ланды.., ве..ник, уча..ник, зави..ник, кирпи.., кала.., полно.., па..бище, ле..ница, свер..ник, рове..ник, мело.., экипа.., гара.., утрен..ий, письмен..ый, болезнен..ый, черте.., молоде.., дро.., воинстве..ный, безукоризнен..ый, подпочве..ный, чу..ствовать, присут..вовать, свис..нуть, плю.., хря.., бесчислен..ый, величествен..ый, пля.. .

II РИ. Пропущенные буквы находятся в корне и суффиксе.

III РИ. Выпишите сначала слова с пропущенными буквами в корне, а затем – слова с пропущенными буквами в суффиксе.

З а д а н и е  27.

I РИ. Прочитайте. Какими двумя способами можно сгруппировать имена прилагательные? Выпишите их в две группы сначала одним, а потом другим способом вместе с существительными, вставляя пропущенные буквы.

Прислоняясь к прав.. откосу, стоял приземистый одноэтажный дом. Он был окрашен розоват.. краск.. . С улицы он казался большим, но внутри его, в маленьк.. полутемн.. комнатах, было тесно. Двор был весь завешен огромн.. мокр.. тряпками и уставлен чанами с разноцветн.. водой. В углу в полуразрушенн.. пристройк.. жарко горели дрова в печк.., и что-то кипело, булькало.

II РИ. Сравните имена прилагательные по родам и по числам.

III РИ. Выпишите словосочетания с прилагательными мужского рода в один столбик, а с прилагательными женского рода – в другой столбик. После этого сгруппируйте прилагательные единственного и множественного числа отдельно.

Спряжение глаголов

З а д а н и е  28.

На группировку глаголов, данных в неопределенной форме по спряжениям.

Красить, украшать, озеленять, расцвечивать, сушить, ездить, ехать, прощать, простить, двигать, относить, поймать, говорить, сказать, тушить, мыть, ходить, заглянуть, солить.

I РИ. 1. Прочитайте. 2. Выпишите глаголы в два столбика.

II РИ. 1. Прочитайте. 2. Выпишите глаголы по спряжениям в два столбика.

III РИ. 1. Прочитайте. 2. Выпишите глаголы по спряжениям. Спряжение узнается по неопределенной форме.

З а д а н и е  29.

На группировку глаголов, данных в форме 1-го лица, по спряжениям.

Пашу, тяну, валю, зацеплю, скучаю, машу, отпилю, понимаю, брожу, крикну, объявлю, отвечу, выбираю, роняю, встряхиваю, натираю.

I РИ. 1. Прочитайте. 2. Выпишите глаголы в два столбика.

II РИ. 1. Прочитайте. 2. Выпишите глаголы по спряжениям в два столбика.

III РИ. 1. Прочитайте. 2. Выпишите глаголы по спряжениям. Спряжение узнается по неопределенной форме.

З а д а н и е  30.

На группировку глаголов, данных в форме 3-го лица множественного числа, по спряжениям.

Прячут, рубят, хохочут, учат, потушат, спрячут, колотят, поборют, наколют, сготовят, полют, ставят, уходят, пилят, сеют, жарят, пишут, вывозят, гасят, мелют.

Слова диктуются. Ученики записывают их в столбики по спряжениям.

З а д а н и е  31.

На определение спряжения глаголов с проверкой по личным окончаниям.

Бежать, решать, сгореть, стучать, свистеть, блестеть, гореть, кряхтеть, журчать, жужжать, греметь, шуметь, молчать, объявить, обрубить, копить.

Обсудить, можно ли эти глаголы распределить в две группы по спряжениям.

На правописание глаголов 1-го и 2-го спряжения

З а д а н и е  32.

Слова диктуются. Ученики записывают эти слова, указывая и  их неопределенную форму.

Танцуешь, поворачиваешь, увидишь, потерпишь, беседуешь, прогонишь, каркает, чирикает, радует, крутит, доверяет, обидит, обижает, ловит, натираешь, сменяет, просит, склоняем, заклеим, выпилим.

Правописание личных окончаний глаголов
и неопределённой формы

З а д а н и е  33.

I РИ. Прочитайте. Если вы измените время глаголов на настоящее, то глаголы можно будет распределить в две группы двумя способами. Выпишите глаголы в две группы каким-нибудь одним способом, поставив их в настоящем времени.

В природе шла схватка двух времен года. Зима наступала, осень оборонялась. Для начала наступающая сторона производила разведку. Она посылала на короткое время морозы, резкие колючие ветры и снежную завируху. Кустарники и лиственницы оголились, травы совсем помертвели. Началось решительное наступление зимы. Будто небо перемещалось на землю. Все вокруг побелело. Дороги исчезли.

II РИ. Глаголы настоящего времени можно сгруппировать сначала по числам, а потом – по личным окончаниям с суффиксом -ся и без суффикса -ся.

III РИ. Выпишите глаголы настоящего времени сначала в единственном числе, а затем – во множественном.

З а д а н и е  34.

1. I РИ. Прочитайте. Если вы измените время глаголов на прошедшее, то глаголы единственного числа можно будет распределить в три группы. Выпишите каждую группу отдельно, поставив глаголы в прошедшем времени.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит тихо, роса стекает по белым стволам. Хрипло кричит старый петух в избе лесника. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке алеет. Озеро дымится белым паром. Голубым хрусталем загорается на заре планета Венера. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы, и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом, боимся спугнуть рассвет. Мы живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.

II РИ. Распределите глаголы прошедшего времени единственного числа в три группы по родам.

III РИ. Выпишите в одну группу глаголы мужского рода, в другую – глаголы среднего рода, в третью – глаголы женского рода.

2. От глаголов множественного числа образуйте неопределенную форму и запишите глаголы по спряжениям.

З а д а н и е  35.

I РИ. Прочитайте. Распределите и выпишите глаголы с пропущенными буквами в три группы, буквы допишите.

Некоторые птицы зимой зарываю..ся в снегу. Рябчику под снегом тепло ночевать, под снегом он ищ.. семечки. Там ему и тепло, и пища, и спрята..ся можно. Серая куропатка не люб..т зарыва..ся в снегу и лета..т ночевать в деревню. Перебуд.. куропатка в деревне ночь и утром летит корми..ся на старое свое место. Ястреб замечает ее перелеты. Быва..т так: она только вылететь собирае..ся, а ястреб уже дожидае..ся её. Тетерев часто сидит на березе и корми..ся почками. Когда появляе..ся ястреб, он быстро бросае..ся вниз и зарывае..ся в снегу под березами. Не мож..т ястреб догада..ся копнуть ногой и схватить тетерева. Тетерев под снегом не бега..т. Ему бы только спрята..ся.

II РИ. Одну группу составляют глаголы в неопределенной форме. А другие?

III РИ. Выпишите в первую группу глаголы в неопределенной форме, во вторую – глаголы с личными окончаниями, в третью – глаголы 3-го лица с частицей -ся.

З а д а н и е  36.

I РИ. Прочитайте, подставляя окончания множественного числа. Запишите глаголы по спряжениям.

Смотр.. и вид..; слуша.. и слыш..; вдыха.. и дыш..; не спят, а дремл..; порт.. и чин..; жал.. и кол..; разруша.. и стро..; посе.., посад.. и выраст..; кле.., верт.., пол.., тащ..; стел.., вар..; люб.. и ненавид..; обид.., колот..; суд.., мут..; смел.. и просуш..; накол.., растоп..; крас.., охват..; корм.., готов..; ве..т, пряч..; куп.., нос..; скуча.., уч.., ро.., буд.. .

II РИ. Спряжение глаголов определяйте по неопределенной форме. Не забудьте о глаголах-исключениях.

III РИ. Ко 2-му спряжению относятся все глаголы на -ить и 11 глаголов-исключений, остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

З а д а н и е  37.

I РИ. Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами в две группы в зависимости от того, в какой части слова (морфеме) они пропущены. Вставьте буквы.

1. Уж небо ос..нью дышал..,

Уж реже солнышко блистал.. .

Короче ст..новился день,

Л..сов таинственная сень

С печальн.. шум.. обнажалась.

Ложился на п..ля туман,

Гусей кр..кливый караван

Т..нулся к югу, приближалась

Довольно скучная п..ра:

Ст..ял ноябрь уж у двора.

2. И весел звучный лес, и ветер меж б..рез

Уж ве..т ласково, а белые б..резы

Р..няют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаю..ся сквозь слезы.

3. А эта страница – м..рская.

На ней не увид.. з..мли.

Крутую в..лну рассекая,

Пр..ход..т по ней корабли.

4. Последн.. туча рассеянн.. бур..,

Одна ты несе..ся по ясн.. лазур..,

Одна ты навод.. уныл.. тень,

Одна ты печал.. ликующий день.

5. Надо скорей собираться на рыбн.. ловлю.

6. Необходимо хорошо подготови..ся к походу. Неплохо бы захватить с собой палатку: она может пригоди..ся в пути.

7. До туристск.. базы можно добра..ся и поезд.., и пароход.. . Лучше все-таки отправи..ся на пароход..: перед отход.. удастся еще выкупа..ся.

8. Местность кругом нам очень нрави..ся, да разве может она не понрави..ся: лес, р..ка, ягоды.

9. Ребята обещали верну..ся из похода к вечеру, но они, вероятно, задержа..ся, не верну..ся вовремя.

10. Чувствуется, что гр..за надвигае..ся. Удастся ли им возврати..ся до д..ждя?

11. Как постел..ся, так и высп..ся.

12. Кашу масл.. не испорт.. .

13. Потерянного времени не ворот.. .

14. Что накрош.., то и выхлеб.. .

15. Правды не скро.. .

16. В решете в..ды не удерж.. .

17. Лежа хлеба не добуд.. .

18. Что посе.., то и пожн.. .

19. Худой сетью рыбы не налов.. .

20. От дождя тр..ва немного помята и лосни..ся. Тр..пинка кажется умытой. А дальше за тропинк.. жму..ся друг к другу м..лодые елки, за ними березы с бел.. ств..лами. Сквозь зелень берез виднее..ся голубое бездонное небо. Когда выглян.. в окно, то скв..рцы поворачивают в сторону окна свои глупые н..сы и решают: испуга..ся или нет? И с крик.. несу..ся к в..рхушкам берез.

II РИ. Пропущенные буквы находятся в корне и окончании.

III РИ. Выпишите сначала слова с безударными гласными в корне, а затем – с пропущенными буквами в окончании.

Окончания имен существительных, имен прилагательных
и глаголов

З а д а н и е  38.

На группировку слов по характеру окончаний.

Д а н   р я д   с л о в:  у реки, из рощи, с огнем, о деле, в тени, к ночи, в большом, приходит, в высоком, шумит.

У ч е н и к а м   п р е д л а г а е т с я: прочитайте слова. Распределите их в две группы так, чтобы в каждой были слова с похожими окончаниями. Выпишите каждую группу в отдельный столбик. Попытайтесь распределить слова на группы сначала одним, потом другим способом.

З а д а н и е   и м е е т   д в а   р е ш е н и я: 1. Слова можно распределить в две группы по ударным и безударным окончаниям независимо от части речи. 2. Слова можно распределить по личным и падежным окончаниям, то есть с учетом разных частей речи: падежные у имен существительных и имен прилагательных, личные – у глаголов.

Возможно, ученики изберут еще один, тоже правильный, путь решения: выделят группу слов, у которых в окончании одна буква, и группу слов, у которых в окончании две буквы.

Может проявиться и такой вариант решения: выделят группу слов с одним окончанием и группу слов со всеми другими окончаниями. Например, с окончанием  и остальными (они неодинаковые), с окончанием  и остальными (они неодинаковые) и т. п. Такое решение не отвечает условию задания.

II РИ. 1. Поставьте в словах знак ударения. Какой вывод вы можете сделать? Сгруппируйте слова.

2. Определите часть речи для каждого слова.

Как называются окончания у найденных частей речи? Сгруппируйте слова по этому признаку.

III РИ. 1. В первый столбик выпишите слова с личными окончаниями, во второй – с падежными.

2. Вторым способом сгруппируйте слова по ударным–безударным окончаниям.



Предварительный просмотр:

Использование активных форм
и методов обучения

Известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Задача учителя – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ученика. Поэтому учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы. Что дает применение базовых методов активной педагогики? Это основное, на чём базируется обучение в начальной школе.

Успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Удивление. Ребенок шести-семи лет – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Необходимо сделать так, чтобы ученики сами «открывали» новые для себя знания, являлись исследователями окружающего мира.

Уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в своей  деятельности  использует  личные психологические особенности и опирается на них.  А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини–макси» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум: максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение» – почему бы не  предложить детям такое?

Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, вырабатывает  способность к самоконтролю и переживанию, получает яркие эмоции. Методы активной педагогики используются  на всех уроках.

Основной задачей уроков русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей.

Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей  вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Иногда слово учителя, его объяснение могут стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры-соревнования:

«Аукцион». Подобрать как можно больше слов по схеме.

За (приставка), корень, а, л (суффиксы), а (окончание).

Активность детей удивительна: в отведённое время они подбирают по 20–25 слов.

«Конкурс». Кто больше подберёт слов на изучаемое правило?  Кто больше подберёт синонимов; антонимов? Это может быть  конкурс на лучшего диктора.

«Самоэкзамен» – дидактическая игра. Учащиеся тянут билеты, в которые включены теоретические и практические вопросы по изученному материалу, готовятся, затем отвечают. Учителю подобная форма даёт возможность проверить знания учащихся, их умение доказывать, обосновывать ответ перед классом в новой ситуации.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-аукционы, уроки-путешествия в страну Грамматику по станциям: Фонетийск, Словотворск, Частиречинск, Глаголия, Прилагандия.

В уроки-сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства,  огорчаться,  сопереживать,  разбираться  в  мотивах  поступков героев.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Класс делится на микрогруппы по 4–5 человек в каждой. В помощь учителю выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают организовать работу групп. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий.

Какова последовательность работы?

Учитель ставит перед детьми задачу. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ), и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта-учителя.

Уроки-семинары помогают учителю обобщать, систематизировать и углублять знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Учитель руководит подготовкой учеников к уроку-семинару, оказывает необходимую помощь в творческом решении той или иной задачи, предлагает группам нужную литературу, даёт поисковые задачи, учит сопоставлять языковые явления и работать со справочной литературой. На уроке группа после обсуждения выделяет выступающего по теме, учащиеся остальных групп задают вопросы, анализируют услышанное, дополняют. Уроки-семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, связанные с темой и вопросом, на который они отвечают,  пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Конечно, огромна роль учителя в проведении таких уроков, особенно в подготовке к ним.

Уроки-зачёты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков. Эти уроки полезны и тем, что они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная ответственность каждого ребёнка за результат работы. Уроки-зачёты проводятся в конце изучения темы или раздела. До изучения темы учитель предусматривает проведение зачёта, планирует теоретические и практические вопросы, продумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником. Класс делится на группы. Задания заранее помещаются в «Уголке русского языка». Дети готовятся в группе отвечать на вопросы, предложенные учителем. Группы работают так, чтобы не мешать друг другу. Учитель помогает в случае необходимости.

Учитель составляет лист учёта знаний учащихся группы.

Учащиеся по очереди отвечают сначала на первый вопрос, ставят отметки, затем на второй, третий и  далее на все остальные . Положительным является то, что каждый ученик проговаривает теоретический материал и при этом получает отметку. Чтобы оценить результаты работы группы, учитель задаёт одному из учеников любой вопрос. Если отметка учителя совпадает с отметкой группы, учитель выставляет отметки всей группе. Если отметка не совпадает с отметкой группы, ученики продолжают работать с консультантами.

Вторая часть работы – практическая. Учащиеся обосновывают написание, применяют теоретический материал на практике. Каждое задание проверяется в группе. Консультанты помогают учителю и оценивают практическую работу по контрольной карточке (см. приложение).

Наиболее интересны уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков русского языка). Игра проводится по типу игры для взрослых, но работают все учащиеся. Победные очки получают все команды, давшие правильные ответы в течение минуты. Время отсчитывается секундомером. Последовательность работы: стрелка волчка указывает на конверт, который вскрывается, звучит вопрос, и в течение минуты команда обдумывает ответ на него.

По истечении минуты команда, сидящая за главным столом, отвечает. Все остальные команды, правильно ответившие на этот вопрос, получают по баллу. На экране соревнования учитель фиксирует результаты работы команд. Сложность проведения уроков-праздников заключается в том, что учитель должен видеть все команды и знать их ответы на вопросы. К такому уроку учитель должен подготовить интересные вопросы и задания более высокого уровня сложности.

Таким образом, разнообразные приёмы помогают воспитать интерес к урокам русского языка. А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей, чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"

Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....

Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"

"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию...

Материалы к уроку Русского языка. Словарная работа (морковь)

Слово запоминается легко. Как правило дети потом не делают ошибок....

Материалы к уроку русского языка. Словарная работа (коньки)

Слово запоминается легко. Как правило дети потом не делают ошибок....

материалы к урокам русского языка

материалы к  урокам русского языка...

Материалы к уроку русского языка по теме "Работа с предложением", 1 класс

Выделение слов, изменение их порядка. Заглавная буква в начале и в середине предложения. Презентация к уроку и дифференцированные карточки 3 уровней....

Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"

Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"...