Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тип урока: обобщающий урок-проект
Тема: «Падежи в русском языке»
Цели: обобщить знания и умения различать падежи по совокупности их признаков
Задачи: 1) отрабатывать умение употреблять существительные в нужном падеже;
2) развивать орфографическую зоркость, творческое и критическое мышление,
интерес к языку;
3) воспитывать культуру речи, письма.
Оборудование: для учителя: медиапроектор, тексты стихов Г.Граубина
для учащихся: карточки со словосочетаниями, сигнальные карточки
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой.
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!..
И про свое призвание
На ушко им поют.
- Сегодня мы с вами отправимся «по следам» падежей русского языка. Откройте бортовые журналы (тетради), запишите дату отправления (дети записывают с доски: число, Классная работа, тема урока).
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
(Хором) Я тетрадь свою открою и как надо положу,
И от вас, друзья, не скрою, ручку вот как я держу!
(проверка посадки, расположения тетрадей)
1) Выписать буквы и соединения (Слайд № 2)
Оо
Лол оло
2) Составьте из представленных слов (Слайд № 2) сложные слова:
Колоть, лед
Рубить, лес
Ходить, пешком
Проверка: какие соединительные гласные вы использовали?
Какие слова получились? (Слайд № 3)
III. ПОВТОРЕНИЕ.
1) Упражнение «Расположи словосочетания по порядку»
- Перед вами карточки с записанными словосочетаниями (могут быть записаны и на доске). Их нужно записать по порядку: вначале все словосочетания, в которых существительные в родительном падеже, затем – в дательном и т.д.
Легла на землю, перепрыгнул через овраг, залез на дерево, рады зиме, мчится по дороге, смешался с толпой, работал ножом, рассказал о поездке, гулял по лесу, были в театре, треснет от жары, не вытащишь из пруда
- После выполнения один ученик читает вслух (на оценку)
- Обратная связь – проверка окончаний с помощью сигнальных карточек (словосочетания называет учитель по выбору из написанных учащимися)
2) Просклонять существительные ЛЕС и ВОЛК, используя предлоги (по вариантам).
(два человека работают у доски)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1) Проектная работа – журнал «По следам падежей»
- На предыдущих уроках мы с вами выясняли значения падежей, а также учились их определять по разным признакам. Сегодня мы обобщим проделанную работу, используя ваши рисунки, создадим виртуальный журнал о падежах. (В работе использовались рисунки Ермак Валерии, Зиновьевой Марии, Волковой Маргариты).
- У Падежа спросили:
- А зачем нужны существительному Вы?
(роль Падежа, Морфологии, Синтаксиса и Грамматики играют заранее подготовленные дети)
- Без меня нельзя, - отвечал Падеж, - я указываю на отношение моего хозяина-существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Я могу указать на отношения действия и места (сидеть на стуле, идти лесом), действия и орудия (бить молотком, писать пером), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его части (ветка березы, стрелка прибора) и многое другое. (Слайд № 4)
Без меня существительное не проживет, как без Рода и Числа, и превратится в наречие (ранним утром – существительное, утром ехал – наречие).
На доске было написано: на столе.
- На чем? – задала вопрос Морфология.
- Позвольте, - заволновался Синтаксис, - нужно спрашивать где?
- Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны, - вмешалась Грамматика, - только тебя, Морфология, интересует, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения.
- А как же мы задаем один вопрос Что? К слову розу?
Помогите ответить на этот вопрос.
Ответ Грамматики: Вы снова задаете два вопроса, только они совпадают.
Давайте попробуем задать вопросы от глагола к зависимому слову как Морфология и как Синтаксис:
гулял в лесу, вышел из лесу, принес грибы, подошел к дому.
V. ФИЗМИНУТКА.
Кричалка (дети повторяют по строчке за учителем, имитируя движения слов в кричалке)
На берегу
Большой реки
Оса ужалила
Медведя прямо в нос.
-Ай-ай-ай-ай-
Взревел медведь,
Сел на пенек
И начал петь:
-Парарурару! (говорит учитель) Хей! (отвечают дети)
-Парарурару! Хей!
-Парарурару! Хей! Хей! Хей!
Имена существительные в каких падежах не встретились в кричалке? (Т., Д.)
2) Работа с вопросами и предлогами падежей.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто. (Cлайд № 5)
Но иногда Именительный падеж путают с Винительным падежом. Прочитайте предложения и скажите, в каком предложении нельзя однозначно определить, где подлежащее?
Иванушку любит Василиса.
Дни сменяют ночи.
Вытащил богатырь волшебный меч.
Море горы скрыло.
- А я винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников - люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
- Какие предлоги мы используем с винительным падежом? (в, во, на, за, через, про)
- Какой дополнительный вопрос есть у него? (куда?)
- А я падеж родительный.
Характер мой - общительный.
Кого? чего? - и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И «с», и «до», и «у», и «из»
-До неба вверх и с неба вниз. (Слайд № 6)
- Что обозначают чаще всего существительные в родительном падеже?
(принадлежность предмета кому-либо: тетрадь Иванова Пети;
значение места: около дуба, у стола;
материал, из которого сделан предмет: суп из свеклы, платье из шелка.)
- Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
-Лишь только я могу сказать.
С предлогами «к», «по» дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд № 7).
чему?
- Составьте предложение по схеме: _ _ _ _ _ _. (запишите в тетрадь)
- А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! - Чем? Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
- Составьте предложения на основе тех действий, которые выполняются этими орудиями: топор, молоток, лопата.
- А я падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чем я говорил?
Ах, да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять. (Слайд № 8).
- Вспомните фразеологические обороты, в которых используются существительные в предложном падеже.
Держать в черном теле
Волк в овечьей шкуре
Зарубить на носу
Еле-еле душа в теле
Держать себя в руках.
- Мы повторили все падежи и составили с вами замечательный журнал с картинками.
VI. ИТОГИ УРОКА
- Все падежи, кроме именительного еще называют косвенные падежи. А в одном стихотворении мальчик придумал свое название падежам, послушайте. (Чтение подготовленным учеником стихотворения Г.Граубина «Падежи»).
Выставление оценок.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Составить шесть предложений со словом «страна». В каждом предложении слово должно стоять в другом падеже, начиная с именительного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...
Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"
Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...
разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"
Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...
Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах".3 класс.
Разработка урока и презентация к ууроку русского языка "Обобщение знаний о падежах".3 класс....
Материалы к уроку русского языка в 3 классе по теме "Все падежи"
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО....