тема: "Знакомство с новой орфограммой"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Арефьева Ольга Николаевна

Представлены конспект урока+презентация+пояснение к слайдам.

Для более подробного просмотра презентации, скачайте ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект17.35 КБ
Файл Презентация1.38 МБ
Файл Пояснения к слайдам24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2065 «Вектор»

Панорамный урок

на тему «Знакомство с новой орфограммой»

проведенный во 2-ом классе

 

Учитель начальных классов:

 Арефьева О. Н.

Николаева Е. К.

Москва 2013

Тема урока: Знакомство с новой орфограммой.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель как деятельность учеников: развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность (выводить правило), делать выводы, развивать умения находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой.

      I. Актуализация знаний.

 Здравствуйте ребята. Давайте проверим готовность к уроку.

Посмотрите на доску, сегодня к нам на урок пришла Машенька и принесла нам задание. Посмотрите, что у Маши в руках? - Шарики.

Шарики необычные. А чем они необычные? - В них живут буквы.

Прочитайте задание, какие пары можно составить из этих букв? - Парные согласные.

Давайте проверим, правильно ли мы составили пары. (Учащиеся произносят парные согласные звуки). Молодцы.

  1. Выявление темы урока.

- Посмотрим на доску. Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить? (Варианты ответов детей). На доске появляются слова, дети их читают.

  1. - Прочитайте первое слово, послушайте, какой звук, мы слышим на конце этого слова? -ф.

А какая буква пишется в данном слове? - тоже ф.

- Произнесем второе слово, какой звук мы слышим на конце этого слова? - к.

А какая буква пишется в этом слове? - г. Совпадает ли звук с буквой?  

- Аналогичная работа проводится с каждым словом.

- Какой вывод мы можем сделать после наших наблюдений? - Произношение и написание слов с парными согласными иногда могут не совпадать. (Обращаем внимание на слово шкаф).

  1.  Основной этап урока.

Постановка проблемы, работа с раздаточным материалом .

  1. Что нам предстоит проверить? Написание парных согласных в слове.
  2. С каких действий мы начнем проверять?
  3. Произнесем слово, послушаем его. Какими будут наши следующие действия. (ответы учащихся, на доске появляется подсказка). Найдем проверочное слово. Теперь мы можем ответить на вопрос, как пишется проверяемое слово.
  1. Первое слово шкаф. Произнесем слово, послушаем слово. Какой звук мы слышим в конце слова? - [ф]. Подберем проверочное слово. Какое слово будет являться проверочным? - шкафы.
  2. Почему оно является проверочным?
  3. Звук [ф] слышится четко.
  4. Значит, какую букву мы вставим в конце слова? - Ф.

Аналогичная работа проводится со всеми словами.

  1. Что нам помогло понять, какую букву мы напишем?
  2. Проверочные слова.
  3. Какие слова являются проверочными?
  4. Слова,в которых сомнительная согласная будет слышна хорошо. Для этого нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после парной согласной будет стоять гласная или сонорная буква н. После, выполняется проверка.

(Учащимся раздается памятка, в которой представлено правило).

Составление алгоритма действий, при написании парных согласных в слове. Давайте составим алгоритм наших действий.

Если мы встречаем слово с затруднением, то нам нужно его проверить. Как мы его проверим?

Подберем проверочное слово?

Что нужно для этого сделать?

Изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после парной согласной стояла гласная или буква н.

  1. Закрепление.

Используя алгоритм, учащиеся проводят работу со словами.

Посмотрите на доску, найдите в предложениях проверяемое слово и проверочное. Читаем первое предложение, в каком слове звук не совпадает с буквой? Грядка.

Какое слово будет для него проверочным? Грядок.

Аналогичная работа проводится с каждым предложением.

Закрепление в игровой форме. Представлен кроссворд, в котором учащиеся отрабатывают навыки написания слов с парной согласной.

  1. Рефлексия.

Самостоятельная работа. Учащимся представлены карточки, на которых представлены слова на отработку данной орфограммы. Задача ребенка подобрать проверочное слово, записать его, затем вставить пропущенную букву. С помощью заключительного слайда, выполняется проверка.

  1. VI. Подведение итогов.

С какой орфограммой познакомились?

С помощью какого алгоритма можно проверить данную орфограмму? До встречи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пояснение к слайдам.

(Слайд 3) Задание «Найди пару». Повторить парные согласные.

(Слайд 4) Сначала учащиеся подбирают пары, затем в качестве закрепления подбирают соответствующий шарик.

(Слайд 5)Выявление темы урока. Детям дано задание «Произнеси!Послушай!Понаблюдай!», в котором представлены слова с парными согласными на конце. Задача учащихся увидеть и услышать разницу в написании и произношении слов.

(Слайд 6) Постановка проблемы. Задание «Проверь». В задании ранее дети увидели разницу между написанием слова и его произношением. Теперь нам нужно найти путь выбора написания парной согласной в слове. Учащиеся должны придти к выводу, что нужно подобрать проверочное слово,в котором сомнительная согласная будет слышна хорошо. Для этого нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после парной согласной будет стоять гласная или сонорная буква н. После, выполняется проверка.

(Слайд 7) Дети знакомятся с правилом, к формулировке которого они подошли, выполняя предыдущие задания.

(Слайд 8) Следующим этапом урока является составление алгоритма. На основании своих наблюдений и прочитанного правила, дети под руководством учителя составляют алгоритм действий при работе со словами с данной орфограммой. Алгоритм представлен у каждого ребенка на раздаточном материале.

(Слайд 9) Закрепление. Используя алгоритм, учащиеся проводят работу со словами.

(Слайд 10) Закрепление. Задача детей в этом задании найти проверочное слово и проверяемое слово.

(Слайд 11) Закрепление в игровой форме. Представлен кроссворд, в котором учащиеся отрабатывают навыки написания слов с парной согласной.

(Слайд 12) Рефлексия. Самостоятельная работа. Учащимся представлены карточки, на которых представлены слова на отработку данной орфограммы. Задача ребенка подобрать проверочное слово, записать его, затем вставить пропущенную букву. С помощью заключительного слайда, выполняется проверка. Подведение итогов: с какой орфограммой познакомились, с помощью какого алгоритма можно проверить данную орфограмму.

(Слайд 13) Учитель делает акцент на том, что работа над этой орфограммой будет продолжена на следующих уроках.

ЗВУК СОГЛАСНЫЙ ПРОВЕРЯЙ, РЯДОМ ГЛАСНЫЙ ПОДСТАВЛЯЙ!
Гря
д
ка. Нет чего? –Нет

гря
д
о
к

.
Зу
б
ки! Изменили- зу
б
ы
.
Шу
б
ки! Проверяем- шу
б
ы
.
Ждем

сне
ж
и
нок

и

сала
з
о
к
,
и побольше чудных
ска
з
о
к
!
Голо
д
-голо
д
н
ый Холо
д
-холо
д
н
ый
С
К
Д
П
Т
Ж
Ф
Г
Ш
З
В
Б
НАЙДИ ПАРУ !
Д-Т
-Где растет
морко

ь
?
В-Ф
- На
гря

ках
.
-Буквы пишут где?
-В тетра…
ках
.
-Чистим что мы?
-Чистим
зу

ки
.
-Надеваем в
холо
…?
-
Шу

ки
.
-Любим все?
-Сне…
ки
, сала…
ки
.
-А читаем часто?
-
Ска

ки
.
Б-П
З-С
Ж-Ш
В
Д
Б
Д
Б
З
Д
П Р О В Е Р Ь !
З
Ж
Г-К
МОЛОДЦЫ !
СПАСИБО!
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
2 класс
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Тевдорадзе
Т. А.
СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Детские Дюны»
Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй
:
«Зуб»

-

на
«зубы»,
«лед»

-

на
«льды»
Будешь грамотным и ты!
АЛГОРИТМ

ДЕЙСТВИЙ


Проверка парных согласных в корне слова
Изменить слово
После согласного стоял гласный
или звук
[
Н
]

Подобрать однокоренное
З А П О М Н И !
З А П О М Н И !
Желу
.?.
ь - желу
д
и
- желу
д
ь
Ду
.?.
- ду
б
ы
- ду
б
Ле
.?.
- ле
д
о
к - ле
д
Лу
.?.
- нет лу
к
а
- лу
к
Зу
.?.
- зу
б
ы
- зу
б
Проверочное слово проверяемое слово
ПРОИЗНЕСИ
!
ПОСЛУШАЙ
!
ПОНАБЛЮДАЙ
!
Шка
ф
,
фла
г
,
моро
з
,
ло
ж
ка,
гря
д
ка,
морко
в
ь
,
шу
б
ка.

[
в
] [
к
] [
с
] [
ш
] [
т
] [
ф
] [
п
]
П Р О В Е Р Ь !
Как звучит? Проверочное слово Проверяемое слово

Шка
.?.

шка
ф
ы
шка
ф

Фла
.?.
фла
г
и
фла
г

Ло
.?.
ка
ло
ж
е
чка ло
ж
ка

Морко
.?.
ь морко
в
н
ый морко
в
ь
3
5
1
4
2
ж е л у
д

ь
д
у б
к
л
з
У Г А Д А Й !
1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
2. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
3.В огне не горит, в воде не тонет.
4.Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает , тот слезы проливает.
5.Что растет корнем вверх?
Ш
Д
Т
З
С
Ж
Ф
К
Б

П
В
Г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи по математике на тему: "Знакомство с новым действием"

Задачи можно использовать для закрепления данной темы....

Урок русского языка 3 класс (автор Н.В. Нечаева) по теме "Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных"

Презентация к уроку русского языка 3 класс(автор Нечаева Н.В.) по теме "Знакомство с орфограммой Ь после шипящих на конце существительных"Урок начинается со слов, которые будут девизом урока. Повторяю...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Знакомство с орфограммой и орфографией."

Тема: « Знакомство с орфограммой орфографией.».Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельности учителя: способствовать раскрытию значимости орфограммы в слове и умение писать грамотно.Планируем...

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

Урок по математике во 2 классе по программе "Планета знаний ". Тема: «Повторение и обобщение по теме :« Знакомство с новыми действиями»

В помощь учителям начальных классов. учащиеся вспомнят арифметические  действия «умножение» и «деление»; будут анализировать, обобщать и делать выводы; будут учиться модел...