Что такое орфограмма? Орфографическое правило
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Материал предназначен для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkiy_yaz.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка
класс: 2 «В»
дата проведения: 3 февраля
учитель: Невская А. В.
Тема: Что такое орфограмма? Орфографическое правило
Цель урока:
знакомство детей с понятиями «орфограмма» и «правило»
Задачи урока:
- формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи, ши;
- составлять из слов предложения и текст;
- развивать орфографическую зоркость, внимание; обогащать словарный запас.
- воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.
Оборудование:
- проектор,
- опорные таблицы,
- рабочие тетради,
- резиновый мяч
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.
-Посмотрите в окно! У меня отличное настроение, потому что сегодня прекрасное морозное утро, потому что я нахожусь рядом с вами, чувствую вашу любовь и настрой на активную работу! Скажите мысленно себе: «У меня много сил и энергии. У меня все получится, потому что я много знаю и умею».
-Открывать новые знания нам помогут светлый ум, зоркие глаза, острые на слух ушки, активные ручки. Давайте настроимся на интересное путешествие.
Я и ты – это мы. (марш на месте, указывают на себя и соседа по парте)
И вокруг ты посмотри: (поворот головы в стороны)
Солнце светит, дождь идет, (руки вверх, в стороны)
В роще соловей поет, (махи руками в стороны)
Козлик скачет на лугу, (прыжки на месте)
Скачет в радугу-дугу.
Постановка целей урока
-Садитесь! Сегодня мы – исследователи – филологи. В путешествие мы отправляемся не одни, с нами будут наши любимые питомцы – хомяки. И где мы только с ними не побывали, чего только не узнали. И как обычно мудрая хомячка Юля приготовила для нас блиц – опрос, она нашептала его перед уроком мне на ушко.
(блиц – опрос с мячом)
- Что такое речь?
- Что такое слово?
- Перечислите части речи.
- Что такое имя существительное? (3 примера)
- Что такое имя прилагательное? (3 примера)
- Что такое глагол? (3 примера)
- Что такое междометие? (3 примера)
- Что такое предлог? (3 примера)
-Почему именно эти вопросы нашептала Юля?
-Отличная работа! Вы хорошо знаете части речи! Посмотрите на экран. Прочитайте слова.
пружина, в, ох, играть, легкий,
пушистый, ветер, эй, над, плывет,
жираф, снег, под, ой, бегать
-Откройте тетради, запишите число, и вид работы на уроке.
-Работая над этим заданием, мы одновременно выполним и минутку чистописания.
- Пишем аккуратно, стараемся, выводим каждую букву.
-Разбейте эти слова на группы? (существительное, прилагательное, глагол, междометие, предлог, группа слов с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)
(работают 2 минуты в тетради)
-Скажите, по каким признакам вы разбили слова на группы? (1 группа учеников: части речи, 2 группа: слова с буквосочетаниями ЖИ - ШИ)
-Некоторые из вас разбили слова на 2 группы. В 1 группу отнесли слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, во 2 – все остальные слова. Они также справились с заданием, но скажите, от чего они отталкивались? Как одна часть ребят сгруппировала слова? (по частям речи). А другая часть – по наличию буквосочетаний ЖИ – ШИ. Как думаете, кто прав? (Все правы.)
-Какие буквосочетания вам встретились, перечислите их. (ЖИ – ШИ)
-Как они написаны? (с буквы [и])
-А как произносим? (звук [ы])
-Можно ли было написать то, что слышим? (вопрос на доску)
-Попытаемся ответить на этот вопрос. Когда я вчера готовилась к уроку, мне на глаза попались 2 листочка – это наши хомяки играли в школу. Юля, как обычно, учительница, а Тося с Ромкой – ученики. Юлия важно диктовала нашим мохнатым школьникам предложение и вот, что они записали.
Ромка: моржыжыливморе (экран)
Тося: Моржи жили в море. (экран)
- Юлия так удивилась этим предложениям, что решила попросить меня разобраться в них. И мне показалось, что вы тоже можете принять активное участие в обсуждении. Прочитайте, исправьте ошибки. Запишите в тетрадь правильное предложение.
-Чье предложение записано верно? (Тосино)
-Хорошо, а как вы пришли к этому выводу? (нам пришлось вспомнить правила)
-Какие правила вы применили при записи предложения?
(слова в предложении пиши отдельно,
первое слово в предложении пиши с большой буквы,
в конце предложения ставим точку,
ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Вернемся к нашему вопросу. «Можно ли писать то, что слышим?» (вопрос на доску)
-Нет, нельзя. Почему? (потому что есть правила, написанные по законам русского языка)
-А где написаны эти правила? (в учебнике)
-Хорошо, перед вами учебник русского языка. Ученые –филологи, говорят, что это источник информации. В данный момент для нас это главный источник получения информации. Откройте учебник на с. 101, прочитайте текст под желтой рамкой. (учащиеся читают про себя)
-Ребята, а если рядом нет учебника, где можно получить интересующую вас информацию? (энциклопедии, хрестоматии, интернет, занимательные книги, кружок русского языка, словари)
-Спасибо!
Физ. минутка
-Посмотрите, довольные хомячки утомились. Давайте остановимся и немного отдохнем и понежимся на ранней свежей степной травке.
Травка стелется к земле,(приседания)
Ветер в ней играет.
Стебельки чуть-чуть колышет,
Устали не знает.
А в траве растет цветок.
Вот его бутончик.
Раскрывает лепестки
Цветик – колокольчик.
К солнцу тянет лепестки,
Головой качает,
Пчелок яркостью зовет,
Запах распускает.
-Садитесь! Почувствовали прилив сил. Итак, чтобы правильно писать, чем надо пользоваться? (правилами)
-Чтобы правильно писать, надо пользоваться правилами.
-Я начинаю предложение, вы его заканчиваете.
-Мы с вами пронаблюдали, что в словах после звуков [ж] и [ш] слышится звук [ы], а пишется буква и. Место в слове после букв ж и ш – это опасное место. А ученые – филологи говорят, что буква и после ж и ш – это орфограмма. Орфограмма – это новое для нас слово. Найдите значение этого слова в разных словарях русского языка. (Несколько ребят ищут значение слова в словарях, остальные – в учебнике.)
-Сравните значение слова «орфограмма» в разных источниках.
-Можно прийти к какому выводу: орфограмма – это написание по правилу.
-Как подчеркиваются орфограммы? (одной чертой)
-Чем отличается орфограмма и правило?
-По вашему мнению, орфограмма – это опасное место?
-Почему букву и подчеркиваем одной чертой , ж и ш – двумя? (ответы с опорой на учебник)
-После них – опасное место, это как сигнал: будь внимательным, дальше идет орфограмма.
-Сейчас мы с вами открыли новое знание. Какое это знание? Как истинные ученые, мы должны увидеть, как эти знания работают на практике.
-В нашем классе есть ребята, которые давно заинтересовались орфограммой «Буква и после ж и ш». Они приготовили для нас интеллектуальный марафон на эту тему.
-Отгадайте загадки ребят, ответ запишите в тетрадь.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут, и не бьются.
-Записываем отгадку: кувшинка.
-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)
-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Подчеркните орфограмму одной чертой?
Два березовых коня
По снегам несут меня,
Кони эти рыжи,
А зовут их…
-Записываем отгадку: лыжи.
-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)
-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Подчеркните орфограмму одной чертой?
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые.
-Записываем отгадку: шишки.
-Какая орфограмма в этом слове? («Буква и после ж и ш»)
-Почему вы написали и? (потому что ЖИ – ШИ пиши с буквы И)
-Подчеркните орфограмму одной чертой?
-Что мы сейчас делали? (применяли новое знание на практике)
-Я вспоминаю нашего хомяка Ромку. Как думаете, мы отличаемся от него?
-Чем мы отличаемся?
-Думаю, Юля с нами тоже согласна, но и Ромка сегодня много чего узнал и поэтому исправит свои ошибки.
Подведение итогов
-Мы с Юлей, Ромой, Тоськой хотели бы вас послушать, что сегодня стало темой нашего урока?
-Был ли на уроке элемент исследования? Какой?
-Кем вы сегодня были?
-Вам понравилась такая работа?
-Откуда брали новые знания?
Домашнее задание
-Найдите в разных источниках информации упражнения на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш». Знаю, что некоторые из вас не станут ограничиваться этим заданием. Поэтому сейчас задание для творческих и креативно мыслящих учеников: придумайте сое упражнение на закрепление орфограммы «Буква И после Ж и Ш».
-Спасибо вам за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода....
Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе
Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...
Стихи-иллюстраторы орфографического правила ( орфограммы) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ1-2 класс
Короткие стихи помогают усвоить орфограмму, применяется в комплекте с ММ плакатом (анимация)...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"
Урок русского языка( конспект+ презентация) по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание слов с удвоенными согласными".
Цели: актуализировать и расширить знания учащихся о понятии «орфограмма», «орфографическое правило», тренироваться в написании слов с удвоенными согласными. Организовать учебный процесс в соответстви...
Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Цель: – развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной че...
Урок русского языка во 2 классе ОС "Школа 2100" "Что такое орфограмма. Орфографическое правило."
Технологическая карта урока окрытия новых знаний ....