Программа кружка по русскому
занимательные факты по русскому языку (3 класс) по теме
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Братухина М.В.
Программа кружка
«Занимательный русский язык»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс «Занимательный русский язык» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
При организации кружковой работы в начальных классах необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, что способствует в дальнейшем грамотно построить учебно-воспитательный процесс, и повысить качество усвоения детьми учебного материала.
Цель кружковой работы определяется конкретными образовательными и воспитательными задачами:
- развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи;
- расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка;
- формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
- развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;
- воспитание у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.
Данная программа направлена на возрастную группу детей 3- 4 классов.
Срок реализации программы 2 год (68 часов)
Формами проведения являются беседы, викторины, практические работы, КВН, игры-упражнения, составление кроссвордов.
Тематический план 3 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Задача |
1 | Организационное занятие. Рассказ – беседа. Игры – соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты правильно и точно говорить?» «Сколько слов ты знаешь?» | Расширение словарного запаса, развитие познавательных функций |
2 | Наука о языке. Языкознание. | Создать условия для развития мыслительной деятельности. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности |
3 | Сколько языков на Земле? | Пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка |
4-5 | Можно ли писать без букв? | Расширение знаний детей, активизация познавательного интереса. развивать мелкую моторику пальцев и кисти рук |
6-7 | Буквы понятные, потерянные, редкие буквы когда-то страшные. | Развитие речевого слуха, умения различать звук и букву. Важность звуковой произносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи. |
8 | Загадочный папирус. | Развитие познавательных функций, логического мышления, расширение кругозора, словарного запаса |
9-10 | Практикум. Викторина «Интересные буквы и звуки» | Способствовать расширению кругозора. |
11 | Увлекательное около нас (история географических названий). Исследовательская работа | Познакомить с историей названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей. |
12-13 | Словесные раскопки | «Раскопки» слов, их происхождение, история слов. Способствовать расширению кругозора. Развитие и обогащение языка |
14-15 | Бывают ли у слов родственники? | Расширение знаний о многообразие способов образования слов. |
16 | «Тёзки наоборот». | Продолжать расширять словарный запас. Решение занимательных |
17-18 | Сокровища родного языка | Формирование знаний о выразительности русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы |
19 | О словах разных, одинаковых, но разных. | Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных заданий |
20 | Практикум. Игра «Лексическое лото» | Активизация познавательных функций, умения сотрудничать |
21-22 | Почему мы так говорим | Развитие навыка работы со словарем. Фразеологизмы, их роль. |
23 | Крылатые слова. Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. | Тематическое занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен. |
24 -25 | Как работает слово? | Многообразный мир частей речи – имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение занимательных задач. |
26 | «Прочь с дороги!» | Развитие навыков культуры речи. Инсценировка жизненных ситуаций. |
27 | Мастерская. | Активизация всех видов внимания. Решение занимательных лингвистических заданий. |
28 | Практикум. КВН «Занимательный русский язык» | Активизация мыслительных процессов, совершенствование знаний по русскому языку |
29 | Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч» | Активизация мыслительных процессов, совершенствование знаний по русскому языку |
Ожидаемые результаты реализации программы
- Совершенствование и повышение качества знаний, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Развитие интереса школьников к русскому языку, потребности изучать его, интереса к познанию существенных свойств языка.
Тематический план 4 класс (34 часа)
№ | Темы занятий | Задача |
1 | Устная речь. Говорить выразительно. Жесты и мимика. | Научить слышать усиление и ослабление силы голоса; помочь понять, что умелое использование жестов и мимики, делает нашу речь выразительнее. |
2 | Соберем свой словарик. Русские пословицы и поговорки. | Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям. |
3 | Брэйн – ринг «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» | Развитие интеллектуальных способностей |
4 | О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа. | Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте. |
5 | Я думаю… мне кажется… Викторина «50 вопросов о | Показать учащимся, что отвечая на вопрос “почему?”, можно не только объяснять, но и доказывать. |
6 | Это интересно. Сочиним загадку. | Познакомить с приемами конструирования загадки. |
7 | Выделить, отличить, найти… Главное в описании. | Показать учащимся, как важно правильно отбирать для описания признаки предмета. |
8 | Эти забавные животные. | Игра. Дети рассказывают о своем любимом животном. |
9 | Шарады. Ребусы. | Развитие логического мышления, всех видов внимания |
10 | Умники и умницы. | Развитие познавательных функций |
11 | Докажите, что у вас самый острый в мире глаз. | Раскрыть суть операции сравнения. |
12 | Высоко, далеко, низко… | Предупредить появление логических ошибок при сравнении. |
13 | Из истории языка. | Расширение знаний о русском языке |
14 | Развиваем творчество. Учимся составлять слова. | Обогащение словарного запаса слов. |
15 | Если слово непонятно. | Показать, что значение слова можно объяснить, растолковать с помощью других, знакомых слов. |
16 | Очень важные слова. | Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости. |
17 | Страна Словакия. | Расширение знаний, кругозора |
18 | Смеемся, грустим, задумываемся… | Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства. |
19 | Как нужно вести себя во время разговора. | Познакомить детей с правилами поведения во время разговора. |
20 | Волшебное слово. | Научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. |
21 | Кому и как подражать. | Познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи – звукоподражанием. |
22 | Увидел, услышал, рассказал… | Сформировать представление о рассказе как о тексте, в котором говорится о случае, действительно происшедшем с рассказчиком. |
23 | Раз словечко. Два словечко… | Учить детей находить опорные слова в тексте. |
24 | Будем сказки сочинять… | Учить детей сочинять сказки по опорным словам, развивать их творческое воображение. |
25 | Викторина: “Отгадайте сказку”. | Познакомить детей с опорными словами. |
26 | Из истории языка. | Расширение знаний, кругозора |
27 | Отгадай слово. | Познакомить детей с тем, как можно определить значение слова и как его толковать. |
28 | Занимательная грамматика. | Развитие внимания, мышления, речи |
29 | Два секрета считалки. Сочиняем считалку. | Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи. |
30 | В гостях у дедушки Корнея. КВН. | Чтение сказок К. Чуковского. |
31 | Угадай… ( угадывание сказок.) | Развитие внимания, мышления, речи |
32 | Итоговое занятие. Конкурсы, викторины. Вручение дипломов ученикам, достигшим большего успеха. | Развитие внимания, мышления, речи, навыков сотрудничества. |
Особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные задания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного кружка используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы
Ожидаемые результаты: учащиеся должны будут иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания:
знать:
- основные лингвистические термины и понятия;
- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
- орфограмма и условия их выбора;
- словосочетания и предложения;
- звуки и буквы, ударение, слог, слово;
- лексическое значение слова
- основные правила орфоэпии;
- жанры публицистического стиля (статья, заметка)
- происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
- правильно употреблять слова в речи;
- различать слова антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
- составлять предложения разных видов;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
- писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- брать интервью;
- определять тему и основную мысль текста;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература для учителя:
- Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 1997 г.
- Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки».
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. «АРД ЛТД», 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
- Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва «Просвещение», 1988 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва «Новая школа», 1993 г.
Основная литература для ученика:
- Волина В. В, Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Волина В. В, Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.:АСТ,1996.
- Волина В. В, Русский язык. Учимся, играя. – Екатеринбург: ТОО «АРГО», 1996.
- Нефедова Е.А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...
Программа кружка по русскому языку «В мире слов», 3 класс
Данная Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программы и календарно-тематическое планирование. Развитие речи – одно из направлений работы на всех занятиях данн...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...
Рабочая программа кружка "Школа русского языка"
Эта программа может быть использована в блоке дополнительного образования для обучения детей русскому языку как иностранному...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ»
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.Курс “Занимательная грамматика” занимает важное ...
Программа кружка по русскому языку В мире слов
Основные задачи курса:· Ознакомление учащихся с основными положениями языкознания;· Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма;· Обогащение устной и письменной р...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...