Конспект и презентация к уроку по русскому языку. "Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами".
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе.
Тема: Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами.
подготовила
учитель начальной школы
Кушулинская Наталья Фёдоровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 585
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
Тема: Закрепление. Правописание личных местоимений с предлогами.
подготовила
учитель начальной школы
Кушулинская Наталья Фёдоровна
Санкт-Петербург
2013
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
- Развивать умение в правописание личных местоимений с предлогами (В устной и письменной речи);
- Обобщение и расширение сведений о местоимении как части речи;
- Отработка орфографической зоркости;
- Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Расширение и уточнение словарного запаса учеников;
2. Воспитательные:
- Воспитывать чувство интереса к русскому языку;
- Активизация познавательной деятельности;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. Развивающие:
- Работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса;
- Тренировать память и внимание.
Оборудование:
- слайды презентации, экран, карточки с заданиями для индивидуальной работы, учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой;
Ход урока
1. Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.
- Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите больше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
2. Словарная работа.
Произнесите слово «Заяц»
1. Какая буква пропущена? (Я) (Слайд 2)
-Пропишите заглавную и строчную букву «Я,я» (Слайд 3)
Сколько звуков в слове?(5зв.) Сколько букв?(4б.) В каких случаях слышим два звука при произношении буквы «Я»?
1. Поставь в слове знак ударения. (Слайд 4)
2.Раздели слово для переноса.
3.Раздели слово на слоги.
4.Запиши транскрипцию слова.
5.Составь и запиши предложение с данным словом, разберите предложение по членам.
-Посмотрите внимательно на таблицу со словами. (Слайд 5)
-Какие это слова? (Словарные)
-На листочках вставьте пропущенные буквы.
- Запоминаете их в течение минуты.
- Запишите 3-4, которые запомнили.
за.ц | к.рова | м.дведь |
п.тух | с.бака | с.рока |
в.р.бей | в.рона | л.сица |
- Сколько слов записали?
-Какие это слова? (Словарные)
-Проверьте правильность написания. (Самопроверка).
- Дайте общее название этой группе слов. (Животные)
3. Актуализация знаний.
- Ответьте на вопросы: (Запись в тетрадь) (Слайд 6)
1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни?
2). Чем питаются животные?
3). В какое время года могут выводиться детёныши у животных?
- Прочитайте свои тексты.
- Какую речевую ошибку вы обнаружили? (Слайд 7)
Животные бывают дикими и домашними. Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами. У животных могут выводиться детёныши в любое время года.
- Отредактируйте текст. (Слайд 8)
Животные бывают дикими и домашними.
Они питаются зерном, сеном, молоком, овощами.
У них могут выводиться детёныши в любое время года.
- Какую часть речи использовали? (Местоимение)
-Определите главные члены предложений во 2 предложении. Укажите лицо, число личных местоимений.
Они – мн.ч., 3-е лицо, И.п.
У них – н.ф. они, 3-е лицо, Р.п.
- Что такое местоимение? (Место имени) (Слайд 9)
- Назовите личные местоимения единственного и множественного числа. (Слайд10)
-Одно из слов в каждой группе лишнее.
-Найдите его и объясните своё решение. (Слайд 11)
-Местоимения склоняются! (изменяются по падежам) (Слайд 12)
-Просклонять по падежам. (Работа на листочках, в парах.)
- Внимание если появляется предлог. (Слайд 13)
-Что заметили? (Изменилось написание местоимения)
-Какой вывод можно сделать? (Когда появляется предлог, местоимение начинается на букву н) (Слайд 14,15)
4. Постановка целей и задач.
-Чем отличаются птицы от других животных. (У птиц есть перья). А где живут птицы? (В лесу)
-Прочитайте текст. (Слайд 16)
Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает.
Замените слово дятел словом птица.
-Замените слово дятел словами у него, он.
-Поставьте вопрос к каждому слову в паре. (Слайд 17)
-Вместо какой части речи мы употребили слова он, у него?
-Что обозначает имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?). (Слайд 18)
-Что обозначают слова он, у него? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.)
Морфологический разбор: (Слайд 19)
У него – личное местоимение., н.ф. он, ед.ч., 3-е лицо, Р.п.
5. Физминутка.
Ребята берегите зрение. (Слайд 20)
6. Закрепление знаний.
-Чем отличаются звери от других животных? ( У зверей есть шерсть)
-Каких зверей вы знаете?
-Где живут зайцы? (Заяц)
-Кто – то из вас видел зайца в лесу? (Ответы детей).
-Давайте перенесёмся с вами в лес, читая текст упражнения №31 на стр. 42.
-Прочитайте текст. (Слайд 21)
-Прочитайте задание. Прочитайте текст. Прочитайте задание. Выполните задание.
-Вставьте один из предлогов (К, над, перед, с). (Слайд 22)
-Объясните правописание пропущенных орфограмм.
-Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
-Укажите падеж и лицо личных местоимений.
Я в задумчивости шёл по лесу. Надо мною тихо шелестела листва. Вдруг передо мною появился заяц. Он осторожно приблизился ко мне. Я пожалел, что со мной не было фотоаппарата.
Исторически можно выделить корень "заj-" (в чистом виде он сохранился в форме "заюшка") и суффикс "-ац", но они "срослись" в одну морфему (это явление называется в русскоязычной лингвистике опрощением).
А вот чередования происходили уже после опрощения, т.к. при образовании слов "заячий" и "зайчатина" от "зайца" -ц- явно осознается как часть корня и участвует в корневом чередовании ц/ч.
-У слова фотоаппарат два корня без соединительной гласной.
Я- 1-е, ед.ч., И.п.
Надо мною- я, 1-е, ед.ч., Т.п.
Передо мною- я, 1-е, ед.ч., Т.п.
Он- 3-е, ед.ч., И.п.
Ко мне- я, 1-е, ед.ч, Д.п.
Со мной- я, 1-е, ед.ч., Т.п.
- Назови местоимение. Запишите в тетрадь. (Слайд 23)
1 лицо, мн. ч., Р. п. (Нас) (Слайд 24)
2 лицо, мн. ч., Д. п. (Вам)
3 лицо, мн. ч., В. п. (Их)
3 лицо, ед. ч., ж. р. Т. п. (Ею)
-Проверка домашнего задания.
-У вас аналогичное задание было дома, проверим правильность. (Вам, ею, о тебе, к ним)
- Самостоятельная работа. ( На листочках) (Слайд 25)
Выписать местоимения, определить лицо и число.
Как, без, он, у, я, от ,мы ,до, вы, про, они, под, ото, она.
-Выпиши местоимения. Определи лицо, число, падеж местоимений.
Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними. Они дали Маше мяч. Маше с ними весело.
К ним- они, 3-е, мн. ч., Д.п.
У неё- она, 3-е, ед.ч., Р.п.
С ними- они, 3-е, мн.ч., Т.п.
Они- 3-е, мн.ч., И.п.
С ними- они, 3-е, мн.ч., Т.п.
Домашнее задание (Слайд 26)
Упражнение 34
Объясните правописание выделенных орфограмм. Запишите текст под диктовку. Выпишите личные местоимения с вопросами и укажите их лицо, число, падеж.
7. Рефлексия.
-Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
Что удалось …
Надо ещё поработать …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
За урок я …
Мое настроение …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."
Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....
Конспект урока по русскому языку « Закрепление навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.» ("Школа 2100", 2 класс)
Урок-путешествие по русскому языку, на котором закрепляется навык написания гласных после шипящих.ЦЕЛИ: - закрепить навыки правописания гласных букв после шипящих...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-834251-1560158966.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
Конспект урока по русскому языку «Закрепление изученного материала».
Конспект урока по русскому языку «Закрепление изученного материала»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/22/picture-1365974-1637596797.jpg)
конспект урока по русскому языку Закрепление знаний по теме «Имя существительное».
русский язык 2 класс урок обобщение знаний по теме "Имя существительное" с применением интнллект - карты...
Конспект урока по русскому языку "Закрепление по теме "Глагол""
Цели:Обобщить и систематизировать изученное по теме “Глагол” Задачи: Закрепить у учащихся представление о глаголе как части речи и его грамматических признаках...