Игры со звучащим словом для детей 6 лет
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия
«Игры со звучащим словом для детей 6 лет»
Тема: Игры со звучащим словом для детей 6 лет. «Щиплет травушку коза, Косит травушку коса»Цель: Научить интонационно выделять звук [с] – [з] и правильно произносить звуки.
Задачи:
- Формировать умение интонационного выделения звука.
- Учить изолированно произносить интонационно выделенный звук. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с] — [з]. Учить подбирать слова с этими звуками.
Средства обучения: мяч, предметы и игрушки (картинки), в названиях которых есть звуки [сь], [зь]: зебра, зеркало, корзина, обезьяна; апельсин, персик, сито, гусь, поросенок (8–10 предметов; возможны замены).
Ход работы:
Послушайте чистоговорку:
Щиплет травушку коза,
Косит травушку коса.
Произнесем ее вместе медленно и очень четко, выделяя звуки.
Кто щиплет травушку?
Чем косят травушку?
Послушайте слова: косса, козза. Произносите эти слова, как я.
Послушайте слово: косса. Какой звук я выделила голосом? [с].
А в слове козза — какой звук я выделила? [з].
Игра в кругу с мячом
Бросаю мяч, наугад, всем по очереди.
- Буду называть слово, выделяя звук [с] или [з]. Надо повторить слово, как я, и назвать отдельно выделенный звук.
Слова: слон, собака, заяц, зонт, звезда, ствол, сумка, ваза, сверчок, роза, значок, садок, мимоза, сокол, солнце, соловей, замок, зубы. И т.д.
- Будьте внимательны. Надо поймать мяч, перекинуть его мне и назвать слово со звуком [с].
- А сейчас подбираем слова со звуком [з].
Послушайте стихотворение.
* * *
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зелены косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали грызть березку,
А березка — в слезы.
Защищать березку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою.
Послушайте слова: береза, слезы, коза. Какой звук повторяется в этих словах? [з]
А в словах: краса, выскочили, стали — какой звук повторяется? [с]
Звук [з] звонкий, он произносится с голосом, а звук [с] — глухой, он произносится без голоса.
Потянем долго песенку воды, звук [с]. А теперь произнесем то же самое с голосом. Что получилось? (Песенка комара, звук [з].) Поднесем руку к горлу. Произносится звук [с], а потом звук [з]. Что вы почувствовали? (Высказывания детей.)
Поиграем.
Если услышите песенку воды, звук [с], — сделайте такой жест руками («закрывает кран»), а если услышите песенку комара — звук [з], хлопните в ладоши, будто ловите комара.
[С, с, с, з, з, с, з, з.]
Сосна, снег, сон, зонт, звезда, значок, сокол, ваза, зонт.
Сидел воробей на сосне
Давайте поиграем звуками.
Потянем звук [с], песенку воды. [Сссс.] Поднесите ладонь к горлу. Что-нибудь чувствуете?
А сейчас произнесем этот же звук с голосом. Что получилось? [з]. Песенка комара — звук [з].
Что почувствовала ладошка? (Высказывание детей.)
Буду произносить слова. Если услышите звук [с] — песенку воды, сделайте движение рукой, как будто закрывается кран, а если услышите звук [з] — песенку комара, хлопните в ладоши, как будто ловите комара.
Слова: коза, коса, зуб, суп, соя, Зоя, розы, росы.
Игра в кругу
Буду бросать мяч и называть один предмет, а вы — передавать мяч мне и называть много таких предметов.
Слова: воз, таз, гроза, заноза, береза, мороз, арбуз, сервиз, полоса, колбаса, терраса, гримаса.
(Мяч кидается детям вразбивку.)
Называйте слова со звуком [с]. Надо не просто назвать слово, а выделить звук [с] в произношении: ссснег, ссслон. (Такое же задание выполняется со словами, начинающимися на звук [з].)
Послушайте, что я скажу: сссон, оссса, носсс. В слове «слон» звук [с] — в начале слова, а в слове «оса» — … (в середине), в слове «нос» — … (в конце).
Буду передавать мяч и называть слова.
Если услышите звук [с] в конце слова — ударите мячом о пол. Если звук в начале или середине слова — мяч просто передаете по кругу.
Слова: сор, поднос, ирис, вкус, морс, оса, лес, коса, солнце, нос, кросс, абрикос, колос, голос, гладиолус.
Послушайте чистоговорку.
Сидел воробей на сосне,
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Скажем эту чистоговорку очень медленно и четко. Назовите слова из чистоговорки, в которых слышится звук [с].
Произнесите эти слова, выделяя звук [с]. А в каком слове слышится звук [з]? Придумайте слова, в которых звук [з] слышится в начале слова.
Ладушки
Воспитатель расставляет на глазах у детей предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки [сь], [зь].
Задание на внимание
Найдите предметы и игрушки, в названиях которых есть звук [сь]. (Дети ищут предметы по двое, взявшись за руки. Одна пара ищет один предмет. Предметы размещают на столе.)
А теперь найдите предметы, в названиях которых есть звук [зь]. (Предметы ищут так же, парами, располагают на другом столе.)
Произнесите слова так, чтобы слышался звук [сь] ([зь]).
Потяните звук [сь]. Он произносится без голоса. Добавьте голос. Что получится? [зь]
Пофантазируем.
Будем сочинять «хохотальные путаницы» про наши игрушки и предметы. То, чего не бывает. Например: апельсин пошел в магазин; лежит лохматый персик.
Далее воспитатель по одному вызывает детей. Спрашивает: о чем (о ком) хочешь рассказать? Фантазируй. (Выслушать желающих.)
А вот послушайте, что нафантазировал писатель Морис Карем (перевод М.Кудинова).
А вот послушайте, как фантазируют поэты.
Воспитатель по собственному выбору читает детям стихотворение-путаницу.
Возможные произведения:
Ян Бжехва (в переводе Бориса Заходера) «На Горизонтских островах»;
Борис Заходер «Где поставить запятую»;
Ирина Токмакова «Невпопад»;
Наталья Кончаловская «Показал садовод…»;
Эдуард Успенский «Память»;
Морис Карем (в переводе Марины Кудиновой) «Лгунишки»;
Юнна Мориц «Хохотальная путаница»;
Нуры Байрамов «Всезнайка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры со словарными словами.
Игры для лёгкого запоминания правописания словарных слов....
ОВЛАДЕНИЕ ДЕТСКИМ СОЗНАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА
ОВЛАДЕНИЕ ДЕТСКИМ СОЗНАНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА...
«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)
Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Большая и маленькая буквы в одинаково звучащих словах"
Открытый урок для конкурса "Учитель года 2016"...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).
ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...
Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...
Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями
Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...