конспект урока рус.яз в 3 кл. "Число и род имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
конспект урока русского языка в 3 кл. "Число и род имён существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rus._yaz_v_3_kl.zip | 10.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 585 Кировского района
Санкт - Петербурга
Конспект урока по предмету «Русский язык»
Тема урока: «Число и род имён существительных»
3 класс
Учитель начальных классов
1 категории
Родионова Ольга Викторовна
Санкт – Петербург
2011/12 уч.год
Цель: закреплять знания, умения, навыки учащихся определять число и
род имён существительных, активизировать познавательную
деятельность учащихся, пробуждать интерес к языку, используя за-
нимательные задания, интересные сведения о словах.
Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки, учебник.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня наш урок будет необычный. Мы отправимся в город, который называется «Имя существительное».
-Давайте отгадаем, кто поможет нам в пути:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
- Это светофор. (Слайд)
1-я остановка «Чистописание»
- Назовите первый звук в слове светофор? [c]
- Что вы знаете об этом звуке? (согл., гл., парн., тв.)
- Как на письме обозначается этот звук? (буквой «эс»)
- Посмотрите на слайд, как правильно надо писать эту букву. (Слайд)
- А теперь пропишем соединения букв.
2-я остановка «Словарная работа»
- Придумайте слова, которые начинаются со звука [c].
- Найдите орфограммы в слове светофор. (Слайд)
- Сначала поставьте ударение.
- Куда падает ударение?
- Найдите орфограммы в слове светофор? (пишем «е»- свет, после буквы «тэ» пишем букву «о»- соединительная гласная в сложном слове)
- Запишите в тетрадь это слово и подчеркните орфограммы.
- Разделите на слоги.
- Что такое светофор?
(Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться)
- А почему он так называется?
(Это слово состоит из 2-х частей: «свет» и «фор». Первое слово вам известно. А «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий». Он несет свет трёх цветов: красного, желтого, зелёного. Эти
цвета выбраны не случайно. Они очень яркие и далеко видны в любую погоду.)
- Первый светофор появился в 1868 г. в Англии, в центре Лондона. (Слайд). Освещался при помощи газовых светильников.
А в 1914 г. в США появились первые электрические светофоры. Они имели 2 сигнала: красный и зеленый.
А в Москве светофор появился в 1929 г. (Слайд).
- Прочитайте слова.. Составьте предложение. Пешеходов, для, загорелся, свет, светофора, зелёный.
( Для пешеходов загорелся зеленый свет светофора.)
- Найдите орфограммы в словах. (пешеходов, загорелся, зелёный, светофора)
- Запишите это предложение.
- Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)
- Какое это предложение по составу? (распространённое)
- Подчеркните главные члены предложения.( подлежащее – свет, сказуемое- загорелся)
- Укажите части речи над каждым словом.( для – предлог, пешеходов – существительное, загорелся – глагол, зелёный – прилагательное, свет – существительное, светофора – существительное)
3- я остановка «Число и род существительных»
- Как изменяется имя существительное? (по числам)
- Определите число существительных в записанном предложении.(пешеходов – мн.ч., свет – ед.ч., светофора – ед.ч.)
- Что вы ещё знаете об имени существительном?
(имя существительное имеет род)
- Как определить род существительного? (подставляем слова: он, мой; она, моя; оно, моё)
- Как определить род существительного во множественном числе? (надо поставить существительное в единственное число)
- Определите род существительных в предложении. (пешеходов – м.р., свет-м.р., светофор – м.р.)
- «Светофорчик» приготовил вам кроссворд. (слайд)
1. Как называется край дороги? (обочина)
2. Как называется место, где ожидают транспорт? (остановка)
3. Не похож я на коня.
Но седло есть у меня.
Спицы есть-
Они, признаться,
Для вязанья, не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я – так и знай. (велосипед)
4. Как называют человека, идущего по тротуару? (пешеход)
5. Лёг асфальтовый ремень
Через сотню деревень. (шоссе)
6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (перекрёсток)
7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (тротуар)
8. На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу. (светофор)
9. Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (дорога)
- Посмотрите на эти слова и скажите какое слово по горизонтали лишнее? И почему? (пешеход – одушевлённый предмет)
- Какое слово получилось по вертикали? (инспектор)
- Кто такой инспектор? (инспектор- - должностное лицо, который осуществляет надзор за действиями и выполнением правил участниками дорожного движения).
- Определите род в словах.
3. Закрепление знаний.
- Откройте учебник на стр. 66 упр.37. Прочитайте задание.
-Прочитайте слова из упр. 36.
-Задание выполняем по вариантам.
1 вариант- выписывает существительные мужского рода
2 вариант – выписывает существительные женского рода
3 вариант – выписывает существительные среднего рода.
- Проверяем работу:
Мужской род – Ваня, Петя, скворцы, воробей.
Женский род – крыша, капель, травка, синица, проталины.
Средний род – солнце, небо.
4-я остановка «Отдыхайка»
- Если я называю существительное мужского рода, то подымаете левую руку вверх, если женского рода – правую руку вверх, а если среднего рода –приседаете.
Дождь, трава, небо, солнце, девочка, ветер, облако, урок.
5-я остановка «Подумай»
- Запишите слова, распределяя по числам, в два столбика (Слайд)
(картинный диктант)
Проверяем работу:
Ед.ч. Мн.ч.
Дом машины
Школа дети
Дорога троллейбусы
- Подчеркните орфограммы в словах (машины , дорога, троллейбусы)
- Составьте с этими словами 2 предложения и запишите.
(Дети из школы идут домой. А по дороге едут машины и троллейбусы.)
- А сейчас работаем в парах:
Задание на карточках:
- Найдите ошибки в тексте:
Эй, мошины, полный ход
Я премерный пишиход:
Торапиться нелюблю,
Вам дарогу уступлю.
- Найдите существительные в тексте и назовите их.
- Укажите число и род существительных.
Задание на карточках:
- Укажи род и число имён существительных.
1 вариант 2 вариант
Море собака
коровы грачи
инструмент здание
поля горы
3 вариант 4 вариант
Цветок берёзы
чашки ручей
деревья болото
облако книги
Игра «Назови существительное в единственном числе»
Белки, дубы, сосны, лапки, избушки, деревни, поля, луга, хлеба, леса, птицы.
- Итог урока.
6-я остановка «Оцени-ка»
- «Светофорчик» хочет проверить, как вы усвоили тему урока.
Возьмите простые карандаши и в тетради на полях ставите «+», если на мой вопрос отвечаете «да», если отвечаете «нет»,то ставите « - «.
- Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
- Сможешь ли ты определить род им.существительного?
- Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имени существительного?
- Можешь ли ты при определении рода пользоваться словами-подсказками?
- Сможешь ли ты определить род им. существительного во множественном числе?
- Подымите руку у кого «4+»? Молодцы!
- У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Д/з. ст.66 упр.38, повторить правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"
Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...
Разработка урока русского языка по теме "Число и род имён существительных". УМК "Школа России", 3 класс
Данный урок разработан с учётом дифференцированного подхода в обучении. УМК "Школа России", 3 класс, автор учебника Зеленина....
Конспект урока для 3 класса по теме: "Число и род имён существительных", УМК "Школа России"
Конспект урока...
Самостоятельная работа по русскому языку по теме:"Число и падеж имён существительных.Обобщение."
Самостоятельная работа по русскому языку по теме:"Число и падеж имён существительных.Обобщение." будет полезна на этапе закрепления темы.УМК "Перспектива "3 класс...
Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...
Урок русского языка в 3 классе с элементами ТРИЗ по теме "Число и род имён существительных"
В данном уроке представлены элементы ТРИЗ при изучении числа и рода имён существительных....