Развитие исследовательских способностей на уроках русского языка
статья по теме

Работа по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Zubova_statya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа №425

Развитие исследовательских способностей                         на уроках русского языка

Реферат учителя начальных классов ГОУ СОШ №425 Зубовой Ольги Борисовны

2010

Содержание

Введение        3        

Глава 1    Исследовательская работа в начальной школе          

  1. Проектная деятельность как инструмент развития
    исследовательских качеств.        4        
  2. Современные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся.        6        

1.3 Развитие творческих способностей через вовлечение в
проектную деятельность.        8        

Глава 2     Исследовательская работа на уроках русского языка                12

  1. Проектная деятельность в период обучения грамоте.                    
  1. Проектная деятельность на уроках русского языка в 1 классе.                                                                                                                                                                                                                                                                        

2.3 Проектная деятельность на уроках русского языка во 2
классе        14

Заключение        16                                                                                                       Заключение        

Библиография        17        

Введение

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным, и как трудно решить те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе.

Идея создания исследовательской работы в начальной школе пришла в Организации Международного Балакавриата. Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы, навыкам общения при групповой работе, использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.

Исследовательская работа а начальной школе ведётся в двух направлениях. Первое - это групповая исследовательская работа, которая тесно связана с программным материалом. Второе направление - это личная исследовательская работа каждого ученика. Ученики выбирают и разрабатывают ту тему, которая им интересна. Для работы отводится поэтапное обучение.

Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно в тех областях науки и культуры, которыми интересуется сам ученик.

Глава 1

Исследовательская работа в начальной школе

1.1. Проектная деятельность как инструмент развития исследовательских качеств.

В современном динамично развивающемся обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение их добывать и умение самостоятельно добытые знания применять.

Становление учебно-познавательной деятельности -один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников. Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленный на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта».

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. определять цель деятельности, планировать её, выполнять
    действия и операции, соотносить результат деятельности и её
    цель, контролировать свои действия;
  2. выполнять мыслительные операции, входящие в состав
    проектной деятельности;
  3. проводить наблюдения, ставить эксперименты, строить
    модели объектов.

Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно- коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребёнку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений.

Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:

  1. ознакомиться с основными тенденциями развития систем
    образования;
  2. рассмотреть социальный заказ общества на современные
    технологии обучения;
  3. описать требования к современному уровню знаний и
    умений;

-описать метод проектов;

-        раскрыть возможности проектной деятельности в начальной
школе.

Главная цель - научить мыслить. Именно поэтому ученики стараются выражать свои мысли в устной и в письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимают участие в спорах по тем или иным вопросам как с преподавателем, так и с классом. Детям нравится работать самостоятельно, не бояться допустить ошибку в ответе, так как они понимают, что находятся в окружении людей, всегда готовых помочь.

1.2. Современные подходы к организации исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся становится всё более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы -это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее, в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки - исследования и уроки-проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Хотелось бы остановиться на современных подходах к исследовательской деятельности учащихся, опыте организации этой деятельности.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщённом виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу -предлагает возможные решения проблемы, проверяет её, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это такая организации работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одарённости. Как отмечают психологи и педагоги - это « пожиратели знаний», « энциклопедисты», «созидатели нового», « творцы», « открыватели» знаний,« исследователи».

Кроме того, если учащийся включён в исследовательскую деятельность, то он, как правило, работает со специалистом, работает в научной среде, в сообществе настоящих учёных - на базе научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и т. д. Таким образом,  он получает самое настоящее образование - «образ» будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения.

Таким образом, школа будущего, которую мы сегодня создаём, не может мыслиться без развития в ней проектной и исследовательской деятельности.

1.3. Развитие творческих способностей через вовлечение в проектную деятельность.

Современная социальная ситуация в России - это время перемен, когда возрастает потребность общества в человеке, способном принимать нестандартные решения, умеющем творчески мыслить. Сегодня школа занята поиском методов обучения, способствующих развитию креативности школьников. Одним из таких является метод проектирования.

Сегодня утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие, может успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях. И задачей образования является создание учебной среды и пространства, обеспечивающих переориентацию обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности.

Следовательно, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.

Планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определённые усилия. Проект - это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретённых навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. В отличие от привычных педагогических методик, которые нацелены в основном на репродуктивную деятельность учащихся, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, то есть брать на себя ответственность за свои действия.

Что же нужно сделать учителю, чтобы разработать проект?

  1. В первую очередь,  необходимо чётко определить общую тему, в
    рамках которой будет проводиться работа; актуальность проекта:
    зачем он нужен.
  2. Продумать название проекта, его основополагающий
    (проблемный) вопрос.
  3. Спланировать сроки реализации.
  4. Чётко определить цели проекта, основные задачи, направления в
    рамках одной или нескольких учебных тем.
  5. Спланировать этапы реализации проекта с конкретными
    предполагаемыми результатами, ожидаемые трудности и
    проблемы, способы их решения.
  6. Продумать критерии оценки результатов проекта.
  7. Определить состав участников.

Столь детальное предварительное моделирование проекта во многом определяет его успех.

Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика. Поэтому учитель так должен продумать и организовать активную деятельность ученика, чтобы ему захотелось принять участие в проекте, провести своё исследование.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Для творческой продуктивной работы по проектированию важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.

Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Способы создания мотивации:

  1. Способ загадки (или приём интерпритации). Представление
    материала, содержащего неопределённость и связанного одной
    идеей, гипотезой или выводом.
  2. Приём «ключевых слов» или ключей. Например, нужно угадать
    предмет, спрятанный в ящике, или какое-то понятие. Ученикам
    предлагаются ключи для открытия. Выбор ключей учителем завит
    от целей мотивации. Это могут быть: значение, причина, свойства,
    функции и т. п. Учащиеся задают вопросы, используя ключи,
    учитель может дать только ответы «да» или «нет».
  3. Погружение в проблему. Ученики ставятся в такую ситуацию,
    когда им необходимо принять какую-то позицию, роль и решить
    проблему уже с этой точки зрения.
  4. Выполнимое невыполнимое действие. Создаётся ситуация
    практического выполнения действия, причём есть иллюзия его
    лёгкого выполнения. Но у ученика ничего не получается. Возникает
    вопрос: «Почему не получается?».

Часто приходится учителю изобретать мотивацию, этот процесс требует особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильной поставленной мотивации зависит результативность всего проекта.

Группа учеников проводит исследование и представляет результат в различных формах. Для детей, которые не имеют возможности работы с компьютером, это могут быть макет, схема, модель, рисунок, коллаж, гербарий, диаграмма, игра, ролевое представление, заметка, каталог, тематический проект, коллекция, график, фоторепортаж, устное сообщение и т. д. Но большая часть представляет результаты своего исследования в виде электронной презентации, в которую можно включить многие из выше перечисленных форм, а также мультимедийные объекты. Навыки работы с презентацией и электронными публикациями учащиеся приобретают на факультативных занятиях по информатике.

Без понимания способов обращения с информацией, механизмов исследования и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли в ходе работы над проектом. Здесь большая роль отводится рефлексии, она -источник внутреннего опыта, необходимый инструмент мышления и способ самопознания. Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - её смысл, типы, способы, проблемы, пути решения, полученные результаты и т. д. Очень часто ученики не испытывают потребности в осознании своего приращения и развития, не умеют определить причины своих результатов или проблем, которые возникли при выполнении исследовательской деятельности. Поэтому уже в первом классе дети учиться рефлексировать. Формы рефлексии могут быть разные: вербальные (устное обсуждение), письменное анкетирование, изобразительные ( отрази цветом свои ощущения и успехи; нарисуй радугу, изобразив изменения, происходившие с тобой в течение работы над проектом и т. д.), можно в конце мини-проекта предложить детям показать свои чувства и ощущения.

По результатам педагогических диагностик, тестов и анкетирования можно сказать, что учащиеся умеют:

  1. пользоваться разными источниками для нахождении информации,
    критически воспринимать средства информации,
    дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно
    обрабатывать её;
  2. вести наблюдение и планировать простейшие опыты для
    нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
    планировать и проводить небольшие интервью;
  3. представлять результаты своей работы в разнообразных
    визуальных, кинестетических, речевых и электронных формах;
  4. вести диалог и решать проблемы в малых группах (реализация
    этой технологии позволяет решать не только образовательные, но и
    воспитательные задачи).

Анализируя представленный выше опыт, можно сделать вывод, что использование технологии проектной методики способствует развитию:

- логического, творческого, критического мышления; способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;

  1. целостного миропонимания на основе системного мышления и
    места своего « Я» в мире;
  2. способностей к самопознанию и самопониманию;
  3. эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей,
    интересов;
  4. информационной компетентности.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».

Глава 2

Исследовательская работа на уроках русского языка

2.1. Проектная деятельность в период обучения грамоте.

Программа « Планета знаний» предполагает проектную деятельность учащихся с 1 класса. В период обучения грамоте дети могут под руководством учителя подготовить проект по теме «Алфавит». Перед началом работы на уроке учащиеся получают информацию о том, где используется алфавит. Тогда ученикам становится более понятна необходимость использования алфавита в жизни. Также у учеников появляется мотивация и интерес к данному проекту.

Источниками информации по данной теме могут быть:

  1. Встречи и беседы со взрослыми;
  2. Изучение художественной и познавательной литературы;
  3. Посещение библиотеки.

Так как первоклассники ещё не имеют достаточного опыта работы с дополнительным материалом, то данные источники информации позволяют им получить всю необходимую информацию.

Примерные проекты по данной теме:

  1. Расставление книг по алфавиту, запись учеников класса по
    алфавиту;
  2. Театр живых букв, проведение праздника «Прощание с Букварём»
  3. Фруктовая азбука ( книжка-раскладушка с рисунками фруктов и
    овощей на каждую букву)

2.2. Проектная деятельность на уроках русского языка в 1 классе.

После обучения грамоте дети начинают изучать предмет «русский язык».До поступления в школу дети достаточно хорошо владеют русским языком, поэтому для успешного обучения данному предмету необходимо заинтересовать учащихся. Для этого им предлагается подготовить проект на тему «Русский язык - твой помощник», чтобы дети могли понять для чего нужно изучать русский язык, которым они и так достаточно владеют.

Подготовительная работа включает в себя беседу о том, где необходим русский язык. Учащиеся приходят к выводу, что в первую очередь язык им необходим в учёбе, для общения в семье, в магазине, на улице, на отдыхе и т. д.

Источники информации: -Посещение библиотеки;

  1. Общение в семье;
  2. Просмотр телевидения;
  3. Пользование словарями: толковый, этимологический,
    орфографический, словарь ударений.

Итоговой работой по данному проекту может быть:

  1. Написание писем, поздравительных открыток своим друзьям и
    родственникам.
  2. Самим сделать записную книжку с номерами телефонов, датами
    рождения друзей и родственников;
  3. Игры «Весёлый наборщик» или «Поле чудес».

2.3. Проектная деятельность на уроках русского языка во 2 классе.                                                                                                            Во 2 классе учащимся предлагается работа над двумя проектами - «Как хорошо уметь грамотно писать» и «Мастерская слова».

Перед учителями всегда стоит вопрос о том, как научить детей грамотному письму. Это одна из сложнейших задач. Поэтому данный проект помогает учителю частично решать эту задачу, т. к. через проектную деятельность учащиеся понимают необходимость безошибочного письма. Конечно это не решит всей проблемы полностью, но заставит учащихся более осознанно относится к тому, что они делают.

Перед началом всей работы ученики с учителем ставят перед собой цель о важности грамотного письма. Во-первых, это им поможет в дальнейшей учёбе. В будущем это огромная помощь в профессии. Во-вторых, ученик должен понять, что стыдно написать письмо или поздравительную открытку с ошибками. Источники информации в подготовке проекта:

  1. Посещение библиотеки;
  2. Общение в семье;
  3. Пользование словарями, справочниками, энциклопедиями;
  4. Помощь учителя в школе, полученные знания на уроке.

Итоговой работой могут быть:

  1. Полученная информация о историческом корне какого-либо
    слова, оформленная в виде небольшого доклада;
  2. Написание сочинения о каком-либо событии своей жизни;
  3. Написание стихотворения об изученном правиле на уроке.

Проект «Мастерская слова» заставляет учащихся поработать над значением слова, его использовании в языке, красотой русского языка в целом.

Источники информации в подготовке проекта:

  1. Чтение детских журналов и газет;
  2. Изучение домашней библиотеки;
  3. Наблюдение за окружающим миром, работа с различными
    календарями.

Итоговой работой служит проект «Художественный журнал», в котором дети сами придумывают название журнала и его разделов, пишут заметки, используя полученную информацию, и рисуют рисунки, подбирают стихи и поговорки, составляют словарик из местных слов, ребусы и кроссворды.

Заключение

Проектная работа связана с тем, что возникает потребность перейти из ситуации, где есть проблема, в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения. Особенность состоит в том, что нет готовых рецептов. Когда нет известных средств для решения проблемы, запускается ситуация проектирования. Таким образом, в проектной работе основная задача - найти пути достижения цели.

Положительные стороны выполнения проекта:

  1. У детей есть возможность самостоятельно исследовать
    выбранную проблему;
  2. Они учатся задавать конкретные вопросы и моделируют проект
    по-своему;
  3. Учатся вести регулярные записи в дневниках проектов;
  4. Учатся работать с источниками информации;
  5. Используют в своей работе вновь приобретённые знания и
    навыки;
  6. Учатся планировать, осуществлять и анализировать свою
    деятельность.

Школьник приходит в школу, чтобы осваивать учебную деятельность. В начальной школе он осваивает позицию ученика. Ребёнок должен стать учеником, а на выходе - субъектом собственной учебной деятельности. То есть мы должны научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания и их применять.

Библиография

  1. Андрианова Т. М. «Букварь» - М, 2009
  2. Викулина М. А. Личностно-ориентированный подход в
    педагогике: теоретические основания и пути их реализации.
    2004
  3. Желтовская Л. Я. «Русский язык» 2 класс, части 2 и 3. - М.,
    2008
  4. Матяш Н. В., Симононко В. Д. Проектная деятельность
    младших школьников. - М., 2002
  5. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. «Начальная
    школа» 2006 №11
  6. Михайлова Т. Проектная деятельность учащихся. - М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ I СТУПЕНИ

В связи с изменением требований общества и государства к качеству современного образования в настоящее время на первый план в обучении выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной ...

статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка"

В статье расказано о развитии творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), пом...