Конспекты уроков обучения грамоте (письмо)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
В данном материале представлены три конспекта уроков по обучению грамоте (письмо) по системе Л.Занкова (прописи Нечаевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №33 с УИОП»
г. Старый Оскол Белгородской области
Конспект урока письма в 1 классе
по системе Л. В. Занкова
Подготовила
учитель начальных классов
Савоненко Марина Николаевна
Конспект урока русского языка (обучение письму)
Тема: Написание строчной буквы б.
Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания строчной буквы б, слов с этой буквой.
Задачи: 1. Обучать написанию строчной буквы б.
2. Способствовать формированию правильного каллиграфического письма.
3.Учить выделять ударные звуки в словах.
4. Отрабатывать верхнее и нижнее соединение строчной буквы б в словах.
5. Развивать образную память, координацию движения,
6. Формирование понятий о числе имен существительных.
7. Упражнять детей в решении графико-каллиграфичеких задач.
Универсальные учебные действия:
- Применять учебную задачу урока.
- Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.
-Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.
- Находить ошибки в предложении.
- Уметь работать в паре, группах. Выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение.
Оборудование: рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, веревочка для анализа написания буквы, раздаточный материал для звукового анализа слов, музыкальное сопровождение «Звуки природы».
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.
- Сегодня мы начинаем работу в третьей части прописи. Посмотрите, чему вы научитесь? (Дети рассматривают вторую и третью страницу, делают выводы.)
- А теперь представьте, что мы перенеслись в лес. (Звучат «голоса леса»). В какое время года можно услышать эти звуки? (Летом, весной) А что происходит в лесу осенью? (Он засыпает и спит до весны.) Но у нас в классе тепло, уютно, так что пусть поют птички!
- Откройте страницу 4. Назовите изображенных животных. Какое из них лишнее? Почему? (Дети называют бабочку, она летает, а боб и баран – нет. Бобр живет в воде, остальные- на суше. Баран – домашнее животное.)
- Составьте схемы к этим словам по группам: 1 ряд – бабочка, 2 ряд – бобр, 3 ряд – баран. (Работают на одной парте, затем от каждой группы ученик выкладывает схему на доске.)
- Поставьте ударение в словах. Выпишите буквы ударных звуков. (Выписывают на доске.)
- Какой элемент у них одинаковый? (Овал.) В каких еще буквах он встречается? (Опираются на таблицу «Алфавит»).
3. Постановка проблемы.
- Запишите на следующей строчке слово, которое обозначает животного, строящего плотины и хатки.
- Мы не сможем записать это слово.
-Почему?
- Не умеем писать букву б.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы считаете, чему научитесь сегодня на уроке? (Писать букву б)
- А что нужно для этого вспомнить? (Как правильно сидеть, держать ручку, положить тетрадь. Элементы букв.) А какой звук обозначается буквой б? (Звук б. Дети дают ему характеристику.)
5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения.
- Рассмотрите букву б. Что вы можете о ней сказать? (Она строчная. Состоит из овала и палочки-флажка.. Палочку-флажок мы не умеем писать.)
- Возьмите веревочку и попробуйте выложить строчную букву . (Дети выкладывают букву из веревочки. Делают выводы о том, что буквы пишется безотрывно.)
- Чтобы начать писать букву, потренируем глазки. Посмотрите налево, направо, вверх, вниз. А теперь по кругу слева – вверх - направо –вниз.
- Возьмите ручку, положите правильно пропись. Приготовьтесь! Напишите букву вместе со мной в воздухе. А теперь приступайте к написанию в тетради.
Тетрадь с наклоном положу-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Учащиеся пишут строчку буквы б.)
- Поменяйтесь с соседом. Найдите самую красивую букву. Обведите ее в кружок.
6. Физкультминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
7. Работа по формированию правильного написания соединения строчной буквы б.
- Посмотрите на следующую строку. Какой вид соединений мы будем использовать? (Нижнее и верхнее.) С какими гласными буквами б соединим верхним соединением? Нижним?
(Учащиеся пишут слоги бо, бы, об).
8. Включение в систему знаний и повторение.
а)- Прочитайте следующие слова: боб – бобы, бобр – бобры. Что вы можете сказать о них? (Одно слово обозначает один предмет, другое – много.) (У них общее – боб. Но слова обозначают разное: бобы – это еда, бобр – это животное.)
- Поставьте в словах ударения. Произнесите вторые слова. Похоже ли написание с произношением? (Нет. Мы слышим а, пишем о во втором слоге.) Когда будете писать, будьте внимательными.
- Обведите по контуру слова боб – бобы. Напишите слова бобр – бобры.
б) Отработка правильного соединения.
- Прочитайте предложение: Добры бобры до бобрят. Как вы его понимаете? Обведите по контуру, соблюдая соединения.
9. Физкультминутка. (По желанию детей.)
10. Самостоятельная работа по эталону.
- Прочитайте предложение. На луг был бараны. (Дети отмечают, что в предложении ошибка. Его нужно исправить.)
- Почему необходимо исправить? (В предложении слова связаны по смыслу.)
(На доске это предложение записано. Ученик выходит к доске и исправляет. Дети делают выводы.)
- Спишите предложение, соблюдая правила оформления предложения.
(После написания – самопроверка, самоанализ.)
11. Рефлексия.
- Что сегодня на уроке было для вас самым интересным?
- Используя подсказку-схему, выскажитесь об уроке.
- Спасибо за урок! Вы – молодцы!
Конспект урока русского языка (обучение письму)
Тема: Написание прописной буквы Б
Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания заглавной буквы Б, слов с этой буквой.
Задачи: 1. Обучать написанию заглавной буквы Б.
2. Способствовать формированию правильного каллиграфического письма.
3. Отрабатывать правильное соединение заглавной буквы Б в словах.
4. Формирование навыки написания имен собственных с большой буквы.
5. Упражнять детей в решении графико-каллиграфичеких задач.
6. Развивать речь учащихся, память, логическое мышление.
7. Развивать образную память, координацию движения
Универсальные учебные действия:
- Применять учебную задачу урока.
- Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.
-Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.
- Находить опасные места в словах и предложении.
- Уметь работать в паре, группах. Выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение.
- Формировать оценочную деятельность.
Оборудование: рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, веревочка для анализа написания буквы, раздаточный материал для звукового анализа слов.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Постановка проблемы.
- Посмотрите, кто к нам пожаловал на урок? (Кукла Барби) Она приехала к вам в гости из своей страны. Может быть, кто-нибудь из вас знает ее Родину? (Это Америка.) Барби решила погостить в России, выучить русский язык и научится писать. Поможете ей? (Да.). В первую очередь ей необходимо научиться писать своё имя. Покажите! (Несколько учеников выходят к доске и пробуют написать слово Барби. У них это не получается.) В чем причина? (Я не умею писать букву Б. Чтобы написать имя- нужна заглавная буква, а мы ее еще не учились писать.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Кто догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? (Научимся писать букву Б.)
- А что нужно для этого вспомнить? (Как правильно сидеть, держать ручку, положить тетрадь. Элементы букв.)
- Реализация построенного проекта выхода из затруднения.
- Откройте пропись, страница 5. Посмотрите на заглавную букву Б. Выложите веревочкой. (Выкладывают, приходят к выводу – буква пишется с отрывом.)
- Написание каких элементов нам нужно вспомнить? (Мы такие элементы не писали. Похоже на петельку, но еще и полуовал. Сверху крышечка, похожа на прямую линию с закруглением.)
- Итак, чтобы приступить к написанию, потренируем глазки. (Зарядка для глаз).
- Возьмите ручку, положите правильно пропись. Приготовьтесь! Напишите букву вместе со мной в воздухе. А теперь приступайте к написанию в тетради.
Тетрадь с наклоном положу-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Учащиеся пишут строчки с элементами буквы Б и букву Б.)
- Обменяйтесь тетрадями, оцените работу своего одноклассника. (Находят самую лучшую букву и обводят ее в круг.)
- Первичное закрепление написания заглавной буквы Б.
- Теперь сможете научить Барби писать имя? (Да.) Ниже на строке заготовлены начала для имени. Какое из них вам пригодиться? (Второе. Потому что следующая за Б буква а, которая пишется снизу.) Напишите имя в воздухе вместе со мной. А теперь в тетради.
- А для какого имени пригодится первое начало? (Бим.) Почему его надо писать с большой буквы? (Это кличка собаки, она пишется с большой буквы.) Напишите кличку Бим. Это будет нашим подарком для куклы. Ведь собака – это верный друг человека. (Пишут в тетради .)
- Прочитайте слова на следующей строчке. Почему они написаны с большой буквы? (Детям можно сказать, что Балабино – это населенный пункт, название которого тоже пишется с большой буквы.) Обведите по контуру.
- Физкультминутка.
(«Мишка косолапый» А. Л. Барто)
- Включение в систему знаний и повторение.
- Бабри довольна вами. Имя писать научилась, друг тоже есть. Даже стихи для детей послушала. А теперь научите ее правилам написания предложения. (Дети вслух произносят правила написания предложения.)
- Прочитайте предложение. Найдите опасные места. Обведите слова.
- Барби заскучала. Как вы думаете, почему? (У нее нет, наверное, подружки или друга. Ей скучно, не с кем поговорить. Собака не считается.) Давайте найдем ей друга, чтобы имя у него тоже начиналось на Б. (Боря, Борис). Борис Барби развеселит, может быть споет ей песню, или сыграет.
- Прочитайте предложения: У Бориса барабан. Играй, Борис!
- На чем сыграет Борис? (На барабане.) Какие правила необходимо вспомнить, чтобы списать эти предложения?
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Спишите эти предложения.
- Сверьтесь с образцом. Кто доволен написанием? Что не получилось?
- Гимнастика для пальцев.
- Работа на развитие логического мышления.
- Выполните задание: запишите буквы в две группы. (Распределяют по группам самостоятельно, затем обсуждается выбор.)
11. Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось? Чем остались довольны? Что вспомнили? Повторили? Чему научились?
- А что бы вы пожелали нашей сегодняшней гостье?
Конспект урока русского языка (обучение письму)
Тема: Написание строчной буквы д.
Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания строчной буквы д, слов с этой буквой.
Задачи: 1. Обучать написанию строчной буквы д.
2. Способствовать формированию правильного каллиграфического письма.
3.Учить выделять необходимый согласный звук в словах.
4. Отрабатывать верхнее и нижнее соединение строчной буквы д в словах.
5. Развивать образную память, координацию движения.
6. Формирование понятия о значение фонемы в слове.
7. Развивать орфографическую зоркость.
8. Познакомить с письменным звуко-буквенным анализом слов.
9. Упражнять детей в решении графико-каллиграфичеких задач.
Универсальные учебные действия:
- Применять учебную задачу урока.
- Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.
-Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.
- Развивать фонематический слух, умение письменно выполнять звуко-буквенный анализ.
- Находить ошибки в предложении.
- Уметь работать в паре, группах. Выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение. Формировать умение оценивать себя и других.
Оборудование: рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, веревочка для анализа написания буквы, раздаточный материал для звукового анализа слов.
- Мотивация учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.
(На доске картинки с изображением овощей)
- Скажите, что общего между этими предметами? (Это овощи, они растут на огороде.)
- У кого из вас есть огород? Как за ним ухаживают?
- Найдите овощи, у которых есть общий звук. (Помидор, дыня, редис.). Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначается звонкий согласный д? Напишите эту букву. (Ученик на доске записывает печатную д. С прописной – затруднение.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Кто догадался, чем мы займемся сегодня на уроке?
- А что нужно для этого вспомнить? (Как правильно сидеть, держать ручку, положить тетрадь. Элементы букв.)
- Откройте пропись на странице 6. Рассмотрите строчную букву д. Из каких элементов она состоит? В каких буквах есть такие элементы? Выпишите общий элемент из каждой группы.
- Реализация построенного проекта выхода из затруднения.
- Итак, приступим к написанию строчной буквы д, но вначале потренируем глазки. (Зарядка для глаз).
- Возьмите ручку, положите правильно пропись. Приготовьтесь! Напишите букву вместе со мной в воздухе. А теперь приступайте к написанию в тетради.
Тетрадь с наклоном положу-
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Первичное закрепление написания заглавной буквы д.
- Напишите элементы буквы, а затем и саму буку. Найдите самую лучшую букву, обведите ее.
- Физкультминутка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
Вновь работать захотели.
Тихо все на место сели.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Посмотрите на следующие строчки. Какие виды соединений вы видите? С какой гласной д соединим нижним соединением? верхним? Пропишите слоги самостоятельно. (После написания обмениваются тетрадями, дают оценку удавшемся слогам.)
- А сейчас поиграем в игру «Измени слово». Что менялось в словах? (первый звук, потом второй) Какой вывод можно сделать? (Одна буква меняет значение слово. Нужно быть внимательным, когда записываешь слова, правильно писать нужные буквы.) Запишите эти слова. (дом, дым)
- Гимнастика для пальцев.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Ребята, прочитайте предложение на следующей строчке. (Это не предложение. Здесь слова не связаны по смыслу). Как исправить? (Нужно в конце поставить точку, и в слове Родион добавить букву у.) Исправьте ошибки. Прочитайте: Лида дала дыни Родиону.
– Почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Начало предложения, имя человека пишется с большой буквы.) Спишите это предложение, не забывайте проговаривать слова, применяйте правила написания предложения.
- Проверьте написанное предложение. Кто остался недоволен? В чем причина? А кто доволен результатом? Почему?
- Ознакомление с письменным звуко-буквенным анализом.
а) Назовите слова, состоящие их одного слога? двух? трех? Разделите на слоги слова в записанном предложении. Какое слово лишнее? (Родион – 4 слога, во всех остальных – два). А чем еще это слово отличается от других (В нем 7 букв, а в других – 4.)
б) Ознакомление с правилом письменного звуко-буквенного анализа слов.
- Слова отличаются количеством звуков и букв. В русском языке применяют и письменный анализ слов. Посмотрите в тетрадь. Как дали анализ слову дыни? (Разделили на слоги, поставили ударение. Вместо точек нужно поставить количество букв в слове, звуков.) Сделайте анализ слова Дунай. (Спросить у детей, что это слово означает, почему написано с большой буквы.)
- Запишите ниже слово лимон и проведите звукобуквенный анализ. (Ученик работает у доски).
11. Рефлексия.
- Что вам особенно понравилось? Чем остались довольны? Что вспомнили? Повторили? Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"
Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-381379-1450360357.jpg)
Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...
Конспект урока обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Д. Формирование дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв"
Конспект составлен с учётом требований ФГОС...
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо букв П п»
Конспект урока по новым ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-817500-1474212207.jpg)
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»
подробный конспект урока русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-1220965-1582136347.jpg)
Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»
Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/20/picture-450675-1700481528.jpg)
конспект урока обучения грамоте (письмо) Письмо строчной и заглавной буквы л,Л.
Урок разработан с учетом особенностей детей с ТНР....