Мастер-класс "Включение нейропсихологических упражнений и игр в урок русского языка с помощью ЦОС ЯКласс"
методическая разработка (1 класс)

Олейникова Елена Анатольевна

Цели: повышение уровня знаний педагогов по применению нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении детей младшего школьного возраста, передача педагогического опыта и продуктивных способов работы на уроках

Задачи:

  • познакомить педагогов со всеми видами трудностей в обучении у школьников в письме, в чтении, в математике и других видах деятельности.
  • отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе со школьниками.
  • показать варианты включения  нейропсихологических приемов   и упражнений в конструктор урока на ЯКлассе


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Включение нейропсихологических игр и упражнений в предметный конструктор урока на платформе ЯКласс»

Цели: повышение уровня знаний педагогов по применению нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении детей младшего школьного возраста, передача педагогического опыта и продуктивных способов работы на уроках.

Задачи:

  • познакомить педагогов со всеми видами трудностей в обучении у школьников в письме, в чтении, в математике и других видах деятельности.
  • отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе со школьниками.
  • показать варианты включения  нейропсихологических приемов   и упражнений в конструктор урока на ЯКлассе


Практическая значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивающей работе, направленной на устранение трудностей в освоении образовательной программы, для дифференциации этих трудностей, а также для своевременного выявления причин трудностей и их профилактики.

Форма проведения мастер-класса: с педагогами без участия детей.


Структура мастер-класса:

  1. Вступительная часть.
  2. Теоретически-демонстрационная часть.
  3. Практическая часть.

- участие в игре «Шар»

- выполнение упражнений «Рисование двумя руками», «Колечки», «Капитаны», «Восьмёрка», «Шар», «Пальчиковая гимнастика»

4. Подведение итогов мастер-класса.


Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

-Дорогие коллеги, рада приветствовать вас в этой тёплой уютной обстановке.

- Сегодня мы разберёмся, что каждый учитель должен знать о работе мозга, психофизиологические особенности младших школьников, а также познакомимся с  конструктором урока на платформе ЯКласс, выполним несколько нейропсихологических упражнений, позволяющих повысить грамотность детей.

- Готовясь и организовывая этот мастер-класс, я ставила для себя следующую цель: передача коллегам личного профессионального опыта в использовании нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении младших школьников.

Я надеюсь, что вы сможете применить эти знания непосредственно уже на своих уроках, будете активно использовать ЦОР ЯКласс ( На экране презентации кьюаркод на тест для Вас, пока я рассказываю, Вы можете зайти)

2.Теоретически-демонстрационная часть.

- В настоящее время число школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. И это факт. И надо с этим что-то делать. Все мы прекрасно знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, как в физиологическом и эмоциональном, так и психическом. И не все психические процессы у одного ребенка будут развиты на должном уровне по сравнению с другим ребенком. Например: один ребенок уже к 4 годам может читать чуть ли не бегло, а другой, учась в школе даже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно знает или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, даже зная наизусть все правила, допускают на письме кучу ошибок.

Как определить нужны ли ребенку дополнительные занятия для развития той или иной психической функции?

Перед вами список трудностей у школьников в письме, чтении, математике и других видах деятельности. Если у ребенка присутствует хотя бы одна из этих трудностей, то коррекционные занятия просто необходимы. (Педагогам выдается эта таблица, где они отмечают напротив каждой трудности да или нет.

Трудности школьника в письме

да/нет

Не делает пропуски между словами, либо пишет предлоги слитно, а приставки отдельно.

Не соблюдает границы полей, строки, клетки.

Не соблюдает правила переноса.

Зеркалит буквы.

Грязь в тетради, сплошные исправления, плохой почерк.

Слишком мелкие или слишком крупные буквы.

Пропускает буквы.

Переставляет буквы в слове при написании.

Не может выучить словарные слова.

«Неучитывание» правил русского языка при написании.

Каждую букву пишет отдельно, без соединительных элементов.

Низкий темп письма.

Слишком слабый или, наоборот, сильный нажим при письме.

Разные по наклону, высоте или ширине буквы.

Трудности школьника при чтении

да/нет

Низкая скорость чтения.

Знает буквы, но затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова.

Не понимает смысла прочитанного.

переставляет буквы местами при чтении.

Присутствует «угадывающее» чтение.

Не может удерживать строчку при чтении, «соскальзывает».

Трудности школьника в математике

да/нет

Трудности усвоения состава чисел.

Трудности усвоения таблицы умножения.

При решении задач с трудом определяет порядок действий.

Плохо понимает условие задачи, что и как нужно искать.

Трудности понимания логико-грамматических конструкций.

Не может изобразить задачу в виде схемы.

Проблемы с устным счетом.

Трудности в других видах деятельности у школьников

да/нет

Путает «право», «лево», не может запомнить дни недели, месяцы и времена года.

Плохо запоминает стихи.

Не может пересказать текст.

Не понимает смысл рассказа, не может вывести главную мысль.

Очень долго включается в работу.

Трудности концентрации внимания.

Утомляемость.

Импульсивность.

Медлительность.

Плохое воображение.

Слушает, но не «слышит» инструкцию.

Не умеет логически мыслить.

Бедный словарный запас.

Плохая слухоречевая память.

Плохая зрительная память.

Трудности понимания сюжетной картинки/ серии сюжетных картинок.




Мозг пластичен до 11 лет, поэтому на воспитателях детских садов  и на учителях начальных классов лежит большая ответственность. На ребёнка в возрасте  5-11 лет педагог может повлиять с помощью нейропсихологических упражнений, повлиять на способность ребёнка учиться.  Из чего должен состоять урок? Он состоит из того, что мы должны связать мозг, тело и письмо.

Как связаны мозг, тело и письмо? Сигнал из мозга в руку идёт. У некоторых детей это происходит затруднённо.

3. Практическая часть. Участие педагогов в коррекционных играх и упражнениях.

Прежде чем приступить к практической части нашего мастер-класса, хочу рассказать, на каких принципах построены занятия.

Принципы занятий

  1. Коррекционный – преодоление неуспеваемости, устранение деффектов за счет корректировки и развития тех или иных психических функций.
  2. Эмоционально-реабилитационный – восстановление уверенности ребенка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.
  3. Стимулирующий – побуждение к разнообразным видам деятельности.


Все мы с вами знаем, как игровая деятельность повышает эффективность усвоения учебного материала. Ребенок, обучаясь, получает удовольствие. Снимается тревожность, напряжение.

В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.

Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые не требуют специального оборудования и помещения.

Уроки обычно начинаю с дыхательной гимнастики, так как она оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.

Покажу одно упражнение, на самом деле их много, и все их можно найти на просторах интернета или в специальных изданиях.

Дыхательное упражнение «Шар»

Дети вдыхают воздух носиком, набирают полные лёгкие, руки во время вдоха поднимаем через стороны вверх. Представим, что над нами большой шар, представим его цвет, покачаем шар. Во время движения вверх руками надо задержать дыхание на несколько секунд. Потом делаем выдох со звуком ССССССС…..и  шар сдувается.После этого педагог спрашивает, какого цвета был шар.

Так же на уроках письма или русского языка провожу упражнения для глаз, так как они помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше

Упражнение «Капитаны»

Развитие межполушарного взаимодействия.

- Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг. Соньер

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».

Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

 Суть упражнения: левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения.

Всё на нашем судне ладно

Нам не страшен ураган!

Мы отличная команда,

Боцман, юнга, капитан!

Ну и как же без пальчиковой гимнастики! Упражнение «Колечко» Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо

с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.

Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале — каждой рукой отдельно; затем — вместе.

Для усложнения – делать колечки и одновременно

проговаривать скороговорки.

C:\Users\а\Desktop\УРОК\img8.jpg

                           

                       Упражнение на уроках письма

https://files.1urok.ru/images/68d2790bbf6a31dd77782dbdf7f3fe440f511d32.jpeg

Ладошку положить на стол, прямые пальчики соединить. Раздвинуть в стороны две пары пальцев: сначала — мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Затем – безымянный и средний соединить, а мизинец и указательный отвести в стороны.

«Ухо-нос»

Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

http://bookitut.ru/creatura/dvesti-uprazhneniy-dlya-razvitiya-obshchey-i-melkoy-motoriki-book-glava-uprazhneniya-dlya-razvitiya-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya-10.html?image=0dff753ca626c8199816971faff227a8

«Кулак-ладонь-ребро»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Скорая помощь»

Перед Вами на столе лежит листок бумаги, на котором изображены буквы нашего алфавита. Под каждой буквой написаны буквы В, Л или П. Для чего это нужно? Во время упражнения верхняя буква проговаривается вслух, а нижняя указывает на действие, которое Вам необходимо выполнить. В - обе руки поднимаются вверх, Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону.Выполняется упражнение последовательно от первой буквы до последней, а затем от последней к первой. А вот что записано на листке бумаги:

А

Л

Б

П

В

П

Г

В

Д

Л

 

1

Л

2

П

3

П

4

В

5

Л

Е

В

Ё

Л

Ж

П

З

В

И

Л

 

6

В

7

Л

8

П

9

В

10

Л

К

Л

Л

П

М

Л

Н

Л

О

П

 

11

Л

12

П

13

Л

14

Л

15

П

П

В

Р

П

С

Л

Т

П

У

В

 

16

В

17

П

18

Л

19

П

20

В

Ф

Л

Х

В

Ц

В

Ч

П

Ш

Л

 

21

Л

22

В

23

В

24

П

25

Л

Щ

Л

Ы

П

Э

В

Ю

Л

Я

В

 

26

Л

27

П

28

В

29

Л

30

В

Задания для обеих рук:

- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;


https://fsd.multiurok.ru/html/2022/05/24/s_628c853b7e3f2/phpYVtVzn_Naster-klass-dlya-pedagogov-ejropsihologicheskie-igry-i-uprazhneniya-v-nachalnoj-shkole_html_ccfcfaa108a60502.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2022/05/24/s_628c853b7e3f2/phpYVtVzn_Naster-klass-dlya-pedagogov-ejropsihologicheskie-igry-i-uprazhneniya-v-nachalnoj-shkole_html_1bb63a3a641d4555.png

 

Эти карточки раздать учителям, они должны выполнить упражнения.

Подведение итогов мастер-класса.

Системность в работе с детьми на выполнение нейропсихологических упражнений обязательно даст свои результаты, тем более, если вы эти упражнения игры будете со временем усложнять. Ведь все мы с вами знаем об этом принципе – от простого к сложному!

Мозг – инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Грамотность – это стабильность энергетики головного мозга. Наша задача соединить мозг и тело. Это значит, что на каждом уроке у ребенка должно включиться всё, чем он может управлять: лёгкие, речевой аппарат, мышечная память, руки, ноги, зрение, слух.

Применяя эти нехитрые упражнения и игры мне удалось добиться следующих результатов:

– Дети стали включаться в учебную деятельность более активно, и, как следствие, начали лучше воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились, они стали лучше координировать свои движения.

– При выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

- Повысилась успеваемость и мотивация к обучению.

     На ЦОС ЯКласс есть возможности создать свой предмет. Например, назвать его Гимнастика мозга. И загрузить фото упражнений и видеофрагменты, чтобы дети дома занимались.

 

     C:\Users\а\Desktop\Я-класс-logo_____w400.pngВозможности на ЯКласс


1.Размещение алгоритма правильного письма для учащихся

2.Размещение памятки для родителей

3. Запись видеофрагмента нейропсихологического  упражнения

4.Комментарий педагога к ответам детей и видофрагментам

5.Выдача материалов в текстовом, числовом и текстовом форматах

      Надеюсь, что сегодняшние практические советы и сам мастер-класс вам понравился и вы обязательно примените мой опыт у себя на уроках! А я была рада поделиться им с вами, моими коллегами!


Источники:

1. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018.

2.Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.

3.Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Учебно-практическое пособие

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

5. Черниговская  Т.В. Как научить мозг учиться. М.,2021.

6. www.EDU-MODERN.RU  Сайт центра Современное образование г.Пермь

7.Солнцева В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников....

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр....

Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий

1. Информационная карта передового педагогического опыта             3...

Статья « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»

Статья  « Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи  игровых технологий»...

Нейропсихологическая разминка на уроках русского языка

Письмо - сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. В формировании и коррекции навыка письма ...

Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Значение детской игры трудно переоценить. В детской игре ребенок получает социальный опыт, который необходим для всей дальнейшей жизни, и получа...