Словарная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку (3 класс) по теме

 

Как добиться безошибочного письма слов с трудным написание,  используя приемы запоминания, разнообразные, интересные  нетрадиционные методы при работе со словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: Словарная работа на уроках русского языка.

    Цель: Развитие памяти у детей. Выявление наиболее рациональных приемов обучения

               при работе со словарными словами.

 

    Задачи: 1. Развивать зрительную и слуховую память учащихся на каждом уроке.

                  2. Рассмотреть новые подходы к словарно-орфографической работе.

                  3. Совершенствовать грамотность устной и письменной речи учащихся.

                  4. Работать над развитием внимания, мышления, речи, наблюдательности.

                  5. Прививать любовь к родному слову, к русскому языку.

   Ожидаемые результаты: Добиться безошибочного письма с трудным написанием,

                                              используя приемы запоминания, разнообразные, интересные

                                              нетрадиционные методы при работе со словарными словами.


Введение

«Проблема  усвоения  слов  с  непроверяемым  и  трудно проверяемым  написанием близка  всем  учителям  начальных  классов. Специальные   упражнения  для  работы с такими  словами  приходится  готовить  практически  к  каждому  уроку . Учителями используется  немало  интересных  и  эффективных  методов  проведения  словарной  работы. Но  дети  продолжают  делать  ошибки. Почему  дети  не  могут  усвоить  написание  таких  слов?  Работая  над  данной  проблемой  я  выявила  несколько  причин:

 1. Низкий  уровень развития памяти.

 2. Недостаточная разработанность представления нового слова.

 3. Работа иногда проводится формально однообразно.

 4. Нет единого целенаправленного процесса, который обеспечивал бы комплекс знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений.

По моему мнению при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.

 

 В начале учебного года я провела несложный тест ( см. приложение 1), для того чтобы располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся моего класса. Тест показал, что уровень развития памяти в классе низок, особенно по зрительному типу ( в норме только у трех учащихся, а у остальных учащихся ниже). У большинства детей преобладает моторная память. Для запоминания им нужно проговорить вслух негромко по слогам каждое слово. Этот способ наиболее эффективный т. к. он предполагает сочетание трех факторов: зрения ( ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются) и слуха (ребенок слышит то, что проговаривает).

 Для учащихся со слуховой памятью нужно проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед. Со зрительной памятью - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя.

 Полученную информацию можно использовать и на других уроках. Для развития памяти я провожу специальные упражнения на каждом уроке. (см. Приложение 2 )

Основная часть

  Существует немало разных методик изучения непроверяемых написаний. Есть множество приемов работы над трудными словами. Все приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе. Я считаю, что все разнообразие приемов можно разделить на группы.

  На первом этапе первичного восприятия слова или группы слов можно использовать приемы, направленные:

 -на запоминание орфографического облика слова

 КАРАНДАШ  Это слово легко запомнить – карандаши и коробка для них.

 А       ЕЯ   Не бывает аллеи без деревьев.

Б   Р   Б   Н      А какой барабан без палочек        

         

 - Группировка по орфографическому признаку( например по начальной букве о : отец обед орех; или  класс, суббота, русский; месяц, заяц, язык, земляника)

  Этот  этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным т. к  

ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с текстом бессмысленной.

  Я провожу эту работу по следующим этапам.

  1. Орфоэпическое чтение слова вслух.
  2. Краткий орфографический разбор.
  3. Запоминание с опорой на главный тип памяти ( 30-60 сек.) именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
  4. Запись под диктовку.
  5. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием).

Этап первичного восприятия слова

Традиционный подход.

На первом этапе введения нового слова можно использовать следующие виды работ.

   Загадки: Я весь день ловлю жуков

                  Уплетаю червяков.

                  В теплый край не улетаю

                  Здесь под крышей обитаю

                  Чик – чирик! Не робей

                  Я бывалый (воробей)

  Пословицы: Москва – всем городам мать.

  Поговорки: Сорока на хвосте принесла.

  Скороговорки. Скоро да не споро.

                             Проворонила ворона вороненка.

 Стихи: Вдруг из маминой из спальни

             Кривоногий и хромой……

 Песни: Вместе весело шагать…

  Описание предмета: орудие с длинной обычно деревянной ручкой и широким плоским

                                      (металлическим или деревянным) концом для копания земли,

                                      насыпания, сгребания (лопата)

         Но такая работа зачастую дает нам уже готовое слово. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей деятельности. При этом предлагаемые упражнения и задания должны обеспечить одновременное развитие ряда интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность.

Новый подход.

Очень интересную форму работы со словарными словами я нашла в ж. Начальная школа №3 2000г в статье Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка автор Г. А. Бакулина и в книге этого же автора Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Все упражнения по предъявлению нового слова можно объединить в несколько групп. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются.

Для 2класса я разделила слова в три группы:

  1. Выявление нового слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнение у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, мышление, сообразительность.
  2. Выявление нового слова через символы, шифры, коды. Такие упражнения позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
  3. Выявление искомого слова через упражнения, связанные с лингвистическим материалом.

 К первой группе относятся упражнения:

  Н.. Д.. Р.. Е.. В.. Е.. Я    (деревня)

 Л М И Е С Д И В Ц Е А Д . Ь   (лисица, медведь)

 П О А Д Е Л Ь Ж Д Т А О  (пальто, одежда)

А. Е. Я. Т. Р. Б. (Ребята)

           Е                         В      Р     К

  О      А        Ч

   Д      К      В  (девочка)   А    О     О (корова)

О К П О А Н Ч Ь Б К У И  (коньки)

   

 Ко второй группе относятся упражнения вида:

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10                      7 3 5  3 1 (мороз)

 З А О С  Р  Г М П У  Д                       8 3 4 9 10 2 (посуда)

                                                               4 2 8 3 6 (сапог)          

П

В

З

О

Г

Е

Р

Н

Д

А

Л

Й

И

Б

                 (ворона)                                 (город)

                 (пенал)                                  (завод)

Зашифруйте слова: герой, Родина, победа 

3

4

5

6

7

8

9

10

1

В

Л

Т

Р

Й

А

С

П

2

М

О

Е

Н

У

Х

К

Б

 1-3, 2-4, 1-6, 2-4, 2-10, 2-5, 1-7 (ВОРОБЕЙ)

или можно дать детям задание зашифровать следующие слова:  петух, ворона, сорока, собака, весело, Москва.

1

М

Х

Л

П

2

Р

О

А

Д

3

К

Л

Ш

З

4

Т

Ц

Г

Я

                   (молоко)                              (хорошо)

                   (лопата)                               (заяц)

А

Б

В

Г

5

С

К

У

Ё

4

Е

Б

Л

Б

3

О

З

Р

С

2

Т

А

Ы

Я

1

Г

О

С

Д

В

С

Г

И

Л

Г

И

К

П

А

М

О

Т

Н

Ш

Б

Е

П

Д

У

Ф

 К третьей группе относятся упражнения вида:

  1. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово П Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А (береза)
  1. Найдите слоги в следующем порядке: сг, сгс, сгс- к л м н с т т к  а в г д щ ш р  а н х з с б в ж п п д а ш н н (карандаш).
  2. Прочитайте написанные на доске слова: выд.вить, охр.нять, б.лезнь, кр.ситель, зн.чение, умн.жение, аб.жур, сл.мался, л.скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (вокзал)

Тренировочно – закрепительный этап.

   Второй этап системы работы над словарными словами - тренировочно-закрепительный .

 Цель его: правильность и осознанность написания слова. На него уходит  3-4 дня. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные,  рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны быть достаточно разнообразны. Например: На жарком солнышке подсох

                                            И рвется из стручков…(горох)

                                            Прошу вас все слова назвать

                                            Где –оро- надо написать

 Можно также использовать шуточные вопросы и задания.

 В каких словах спрятались ноты? Помидор, ребята, дорога…

 В каких словах ель растет? Понедельник, учитель…

 Игра. Какие слова задуманы? В каждом из них три слога, третий слог та.

 Составить из данных слов две пословицы.: до, доведет, Киева, .зык. Р.бота, мастера, всякая, хвалит.

 За время своей  мною накоплено достаточно много упражнений по работе со словами с трудным написанием. Я считаю что процесс обучения целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.

   Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Например:

  1. Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника, г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, к.пуста.
  2. Выпиши слова в два столбика: в первый с глухими согласными на конце слова, во второй – звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш.
  3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке: г.рой,  адр.с, ур.жай, р.кета,ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лото.
  4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом , втором, третьем слоге.
  5. Игра. Из каких слов выпали гласные? Д.р.вн., м.л.т.к, к.ньк., п.ртр.т, с.л.м., т.л.ф.н.
  6. Игра: Угадай слово.

Учитель показывает карточку на которой написан первый слог нужного слова го (город, горох, гореть, горизонт)

И наоборот, можно дать конец слова, а дети придумывают начало (..суда, ..реза, ..сква)

  1. Игра. Собери слова.

Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак,

  1. Чайнворд.

В клетки квадрата, круга и т. д. По направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.

  1. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему: Птицы,  Овощи, Одежда, Животные.
  2. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите  по памяти в тетрадь.
  3.  Игра. Кто больше придумает слов.

 Л е с и ь г о а я т р

  1. Игра. Расшифруй слова.

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2 10 13 6 20            26 16 22 7 18

(билет)   (шофер)

  1. Ребусы.

 

         Рона             ма               40а             коро

  1. Буквы рассыпались.

К Ы Я З (язык) А З Я Ц (заяц) Т Е Р Е В (ветер) М О З О Р (мороз)

 Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. У детей совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу, точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

 Например:

  1. От слов береза, праздник, солома, яблоко, образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
  2. Подберите слова к схемам:
  3. Игра. Найди лишнее слово.

Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.

Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиный.

  1. Составьте словосочетания.

Ребята радостн.., календарь перикидн.., улица многолюдн.., береза кудряв…

  1. Составьте слова по схемам: лис..а, …ник.
  2. Шарада. Узнайте слово, которое задумано.

Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный.

  1. Восстановите предложения. Какая часть слова поможет?

Мой папа дал объявление в (газета).

  1. Найдите однокоренные слова.

Вокзал – городские ворота. Если город небольшой, в нем один – два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму, можно с вокзальной почты.

 Морфологические упражнения.

  1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки, действия.
  2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
  3. Выпишите слова в три столбика: ж. р., м. р., ср. р.
  4. Вставить предлоги.

Машина остановилась …… (дом).

Заяц быстро несся … (лес).

  1. Ответьте одним словом.
  1. Кто живет в лесу?
  2. В чем хранятся ручки и карандаши?

Синтаксические  упражнения.

  1. Составить предложения с данными словами: ветер,  капуста, осина, товарищ.
  2. Со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
  3. Замените предложения одним словарным словом. Составьте свое предложение с этим словом.

Комната для занятий в школе.

  1. Составьте предложение из слов: огород, растет, в картофель.
  2. Выписать словосочетание со словарным словом.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

  1. Составь предложение по схемам: Кто? ……что делают? …… в какие? ….. во что? (Воробьи собираются в шумные стайки.)

 Лексические упражнения.

Дети объясняют значение слов как прямые так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами.

  1. Найди лишнее слово.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

  1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

На берегу возвышается старинный                               стоит

Квартира была закрыта на                                              стоит

Билет в театр ….. десять рублей                                    замок

Телефон …….. на тумбочке                                           замок

  1. Сгруппируйте слова по темам:

Малина,  лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

  1. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: Школа. Квартира.
  2. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы.
  3. Игра. Кто как голос подает?

П.тух             чирикает

С.рока           лает

С.бака            мычит

К.рова            кукарекает

В.рона            стрекочет

В.робей          каркает

  1. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы.
  2. Выберите наиболее подходящее слово.

Из (ветхого, старого, древнего) ж.леза мы сделали ведро.

М.дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону леса.

.  9. В данный текст вставьте наиболее подходящие, сходные по значению слова: плескаться, литься, лить.

  Волны тихо ……у берега .

  Молоко…….. из ведра .

  Рабочий продолжает …… сталь .

  10. Объясните значение выделенных слов.

  И в светлицу входит царь стороны той государь.

  И царевна очутилась в светлой горнице.

  11. Знаешь ли ты?

  Знаешь ли ты происхождение слова библиотека?

  12. Это интересно!

   Как появилось в нашем языке слово агроном?

  13. Когда так говорят?

  Исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте, медведь на ухо наступил.

  14. Вставить слова.

   Трактор, шумел как ….. . С треском повалилась осина, будто …. .

 

 На тренировочно – закрепительном этапе наиболее распространенным видом словарно орфографических упражнений являются диктанты (зрительные, с комментированием объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы, творческие работы.

Введение нового слова в активный словарь учащихся.

 Третий этап работы – введение нового слова в активный словарь учащихся. На этом этапе я включаю упражнения, которые совершенствуют определенную сторону мышления ребенка .

  1. Сравните между собой слова. Найдите общие существенные и несущественные признаки.

Например слова: карандаш и пенал.

Карандаш и пенал – школьные принадлежности. Карандаш и пенал не тонут в воде. Карандаш и пенал могут изготовляться из дерева.

  1. Назовите предметы, противоположные слову медведь по разным признакам . Дайте полный ответ.

Медведь и птица противоположны по способу передвижения: медведь ходит а птица летает. Медведь и камень представляют собой живой и неживой предметы. Медведь и змея противоположны по особенностям телесного покрова: у медведя – лохматая шерсть, а у змеи гладкая кожа.

  1. Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединились бы между собой с помощью любого третьего слова.

Ученик взял тетрадь.

Ученик пишет в тетради.

Тетрадь находится у ученика.

Ученик спрятал тетрадь.

  1. В чём смысловое сходство слов корова и собака.

Корова и собака – домашние животные.

  1. Прочитать написанные пословицы и поговорки. Вставить в них пропущенное слово, подходящее по смыслу. Объясните данные выражения.

Как …… языком слизала.

Сидит как на …..седло.

…….лает, ветер носит.

Бодливой ….. бог рогов не даёт.

  1. Составьте предложения со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.

Корова и собака – домашние животные, лисица – дикое животное. Лисица и собака – хищные животные, а корова – травоядное. У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.

  1. Составьте предложение с одновременным включением в него двух, трёх изученных слов.

Хорошо в мороз на улице.

  1. Соотнесите по смыслу написанное слева и справа.

Голодать, скудно питаться.                                        Медведь на ухо наступил.

Отдаленное глухое место.                                           Сосать лапу.

Отсутствие музыкального слуха.                               Медвежья услуга.

Попытка сделать что либо хорошее с

Плохим  результатом.                                                  Делить шкуру неубитого медведя.

Раньше времени говорить о результатах

Дела, которое ещё не закончено.                                 Медвежий угол.

  1. Придумайте примеры фантастического характера.

Пальто можно использовать как ковёр – самолёт. Из пальто можно соорудить скатерть-самобранку.

Рациональное использование этих приёмов служит для интеллектуального развития младших школьников.

Важное значение на этом этапе имеют лексико-орфографические упражнения как средство обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также развития культуры речи и воспитания любви к родному слову.

Учетно – контрольный этап.

 Четвертый этап системы – учётно-контрольный. Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.

 Контрольные словарные диктанты я провожу по мере накопления определенного программой (для такого диктанта ) количества изученных слов. Во 2 классе – 8-10 слов, 3 классе – 10-12 слов, в 4 классе – 12-15 слов.

 Благодаря  системной целенаправленной работе со словарными словами у меня в классе почти все дети справляются с контрольными диктантами. В среднем на 4 и 5 – 70-80%.

 Очень нравятся моим детям словарные диктанты на основе ассоциативной связи. Для таких  диктантов я подбираю необходимое количество слов, компонуя их попарно.

 Например: корова – молоко                        работа – лопата

                    Завод –рабочий                          ворона – воробей

                    Ученик – тетрадь                       одежда – пальто

                    Класс – учитель                          мороз – коньки

 Каждую цепочку, состоящую из двух слов произношу один раз, о чём предварительно предупреждаю учащихся; делаю паузу, во время которой дети записывают то что запомнили. После окончания диктанта, дети подсчитывают количество слов и проверяют правильность написания.

  Постепенно порядок слов можно усложнять.

  1. Увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи.

 Например: колхоз – деревня – молоко

                    Медведь – заяц – лисица

                    Город – завод – машина

                    Петух –собака – корова

                    Пенал – карандаш – тетрадь

  1. Увеличение количества , между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.

Например: дежурный – Москва – лопата

                    Город – петух – рабочий

Работа по тематическим группам.

 К началу 3 четверти второго класса мы изучили все слова, предусмотренные программой. Для дальнейшей работы я объединила их в тематические группы (блоки) следующим образом.

 1. карандаш                          2. Москва                               3. ягода

     тетрадь                                  Родина                                   капуста

     пенал                                     город                                      урожай

     русский                                 деревня                                  береза

     язык                                       фамилия                                осина

 4. хорошо                              5. класс                                   6. дежурный

     весело                                    товарищ                                 учительница

     быстро                                    ребята                                    учитель

     скоро                                      девочка                                  ученик

     вдруг

 7. завод                                   8. петух                                  9. ветер

     машина                                   сорока                                    мороз

    работа                                      ворона                                    коньки

    рабочий                                   воробей                                  суббота

    народ                                       соловей

    лопата

10. посуда                               11. корова

      молоко                                    собака

      одежда                                    медведь

      пальто                                    медведица

      платок                                    лисица

      сапоги                                    заяц

  В начале каждого последующего урока в течение одной учебной недели обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Каждое восприятие осуществляется в новых условиях, т. е. в процессе решения фонетических, лексических, речевых задач.

Заключение

 Таким образом для успешного овладения правильным написанием слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми орфограммами нужно:

  1. Развивать у учащихся слуховую и зрительную память.
  2. Разнообразить работу со словом упражнениями, которые развивают интеллектуальные качества ребят.
  3. Работу проводить в системе поэтапно.
  4. Использовать богатый иллюстративный материал.


Приложение

Урок русского языка. 2 класс.

   

    Тема: Имя прилагательное как часть речи.

 

    Цель: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; формировать умение

               ставить вопрос к прилагательному; проследить изменение прилагательных в

               зависимости от существительных.

               Повторить правописание группы словарных слов на тему Животные.

               Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность.

               

                      Ход урока.

 

  Настрой на урок.

     Громко прозвенел звонок

     Начинается урок.

     Наши ушки на макушке

     Слушаем, запоминаем

     Ни минуты не теряем.

 Организация правильной посадки.

  У. Руки   Д. На месте

  У. Ноги   Д. На месте

  У. Локти Д. У края

  У. Спина  Д. Прямая

 Мобилизующий этап.

  Буква А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причем буква А не живет в низком домике. В каком домике живет каждая буква?

  Дайте характеристику буквам а и я.

 

 Минутка чистописания.

 На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей б  в  г  д  ж….

 (Это звонкие согласные написанные по алфавиту)

 Определите последовательность и продолжите.

 За зе зё зи …….

 Напишите начатый ряд в данной последовательности, ориентируясь на алфавит.

 Словарная работа.

 На доске слова

 МЕДВЕДЬ       ЛИСИЦА     ЗАЯЦ

      м                      л                  ?

 

  КОРОВА        СОБАКА     ПЛАТОК

    в                      к                      ?

 Какие буквы должны стоять? ( з  о)   Почему?

 Запишите эти слова по памяти.

 Проверка. (Дети называют записанные по памяти слова, называя безударную гласную.

                     Учитель вывешивает, написанные на карточках слова, на доску.)

  1. Что можете сказать о написанных словах?
  2. В каком слове букв больше чем звуков?
  3. В каком слове звуков больше чем букв?
  4. Какое слово лишнее? Почему?
  5. Как одним словом можно назвать эти слова? (Существительные)
  6. Что такое существительное?
  7. О какой части речи идет речь в этом стихотворение?

              Что без меня предметы?

              Лишь названия

              А я  приду

              Все в действие придет

              Летит ракета,

              Люди строят здания

              Цветут сады и хлеб в полях растет.

  Назовите глаголы. Какие глаголы подойдут к нашим существительным?

    (Устно составить несколько предложений.)

 Физкультминутка.

    Вышли мышки как-то раз

    Поглядеть который час.

    1-2-3-4(хлопки над головой)

    Мышки дернули за гири

    Вдруг раздался страшный звон

    Убежали мышки вон.

 

 Сегодня мы покинем глаголы и посетим дом прилагательных на зеленой лужайке.

 Постановка проблемы.

 Как вы думаете зачем нам нужно посетить прилагательные?

(Ответы детей выслушать обобщить.)

Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске.) Прочитайте эти вопросы.

  1. Какова роль прилагательных в нашей речи?
  2. С какой частью речи дружит прилагательное?
  3. Могут ли изменяться прилагательные?

С собой в путешествие мы возьмем существительные, но раз это остров мы возьмем только диких зверей. Почему?

Каких зверей возьмем? (медведь, заяц, лисица)

Мы еще с собой возьмем солнышко, чтобы оно светило нам в дороге.

Чтобы попасть на остров вам нужно назвать пароль.

  1. Что мы называем прилагательным?
  2. На какие вопросы отвечает прилагательное?

         Итак в путь.

         Лодочка бумажная

         Зато мы все отважные

         Дорогие части речи

         Приготовьтесь: снова встреча.

Закройте глазки и мы перенесемся на остров прилагательных. (Пока у детей закрыты глаза учитель вывешивает плакат с домиком прилагательных.)

  1. Кто же первым попадет на остров?

 . Яркое, жаркое, ласковое, летнее. (Солнце )

 . Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, косолапый, неуклюжий. (медведь)

 . Небольшой, пугливый, серый, белый, косой, трусливый. (заяц)

 . Рыжая, хитрая, хищная. (лисица )

  1. Что помогло вам  отгадать загадки?
  2. Какую роль выполняют прилагательные?

 Ребята, оказывается у прилагательных проблема и наши существительные попали в беду. Нам нужно им помочь. (Учитель открывает запись.)

      Заяц (какая?) трусливая

      Солнце (какой?) яркий

      Лисица (какое?) рыжее

  1. Что вы заметили?
  2. Когда задаем вопрос какой?, какая?, какое? (Ответы детей обобщить.)

 Запишите словосочетания в тетради правильно.

 Проверка.

 

 Физкультминутка.

 В домике у прилагательных гостят еще прилагательное- большой.

 Давайте подставим это прилагательное к слову медведь, лисица, солнце.

 (У детей запись:  Медведь какой? большой, лисица какая? большая, солнце какое? большое.)

  1. Что заметили? (Ответы обобщить.)

Составьте предложение со словами: заяц, лисица, собака, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.

(Заяц и лисица – дикие животные, а собака домашнее животное. Лисица и собака хищные звери, а заяц травоядное животное.)

 Работа с учебником. (с. 127 упр. 271) Самостоятельная работа.

 Проверка.

 

Обобщение по уроку.

Ответы на вопросы поставленные в начале уроке.

Игра Умный стульчик.(Учитель ставит перед классом свой стул и задает детям вопрос.

Что вы узнали о прилагательном? Дети отвечают и садятся на стульчик, сменяя друг друга.)

 

Домашнее задание: с. 127 упр. 274.  


Литература.

 

   Г. А. Бакулина  Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского

                              языка    М., 2001

   В. П. Канакина  Работа над трудными словами в начальных классах.

                               М., Просвещение 1991

   Г. Е. Окулова     Словарная работа на уроке  

                                Оса 1993

   О. В. Узорова    Словарная работа

                               М., 2002

   О. А. Андреев   Тренируйте память

                                М., Просвещение 1994

   Газета   Начальная школа  №4 2000, №5 2000

   Журнал  Начальная школа №3 2000,  №3 2000

   Журнал  А Б В Г Д №4, №5 1998

   126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти

                                 М., Учитель 1993


Содержание

Постановка проблемы        

Введение        

Основная часть        

Этап первичного восприятия слова        

Традиционный подход.        

Новый подход.        

Тренировочно – закрепительный этап.        

Введение нового слова в активный словарь учащихся.        

Учетно – контрольный этап.        

Работа по тематическим группам.        

Заключение        

Приложение        

Урок русского языка. 2 класс.        

Литература.        

 2-г, 3-б, 2-в 5-б (язык)

1-а, 1-б, 3-в, 3-а, 1-г (город)

4-б 4-а, 3-в,5-г, 3-б, 2-б (береза)

класс, суббота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...