Урок русского языка по теме "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Заломанина Ирина Владимировна

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное" (вводный урок).

Программа "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс.

Программа "Начальная школа XXI века"

Тема урока: "Имя числительное".

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:  

-  знакомить с новой частью речи — именем числительным;  

- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучение нового учебного материала.  

Оборудование урока: учебник, карточки, ребусы, мяч, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Имя числительное».

Ход урока.

I.  Орг.  момент.

- Дружно встали, подтянулись,

   Гостям мило улыбнулись,

   Посмотрели на меня.

   Работать готовы?

- Да.

II. Основная часть.

-Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

 1. Минутка чистописания.

- Прочитайте пословицы. Объясните их значение. Спишите.

 Семь раз отмерь – один раз отрежь

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 Одна голова хорошо, а две лучше.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. Давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.

Работа в группах по карточкам: 

– Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимение, наречия.

Считать, ты, девять, карандаш, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.

На работу отводится 3-4 минуты. После чего представители от каждой группы зачитывают свои варианты ответов, сравнивают их, объясняют свой выбор.

-Проверим каждый столбик. Докажите, что слова, выписанные в один столбик относятся к данной части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают).  

   Сущ.              Прил.             Глагол       Мест.      Наречие          

карандаш      деревянный      считать       ты       вдалеке          

пенал            быстрый           умножить      он       завтра            

парта             умный              вычитать      вы       досуха            

– Какие слова не выписали? Почему?

- Девять, шесть, второй. Они не относятся к изученным частям речи.

– Какой вопрос возник у вас?

- К какой части речи относятся данные  слова?

3. Сообщение темы урока и постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

 -Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются.

Ребята, вспомните «Торт»  из частей речи, который мы пробовали в третьем классе. Может быть, он поможет определить нам, какой частью речи являются не выписанные слова.

 -На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи?    

-На какие вопросы отвечает, что обозначает.

 -Задайте вопросы к словам девять, шесть, второй. 

-Девять (сколько?), шесть (сколько?), второй (какой?).

 -А что обозначают (называют) эти слова?

-Количество предметов, порядок предметов при счете.

- Давайте попытаемся определить тему нашего сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь.

 - Имя числительное.

 4. Изучение нового материала

-Как называется и что обозначает эта часть речи, вы узнаете, прочитав рубрику «Тайны  языка».

 -Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное.

5.  Знакомство с разрядами числительных.

 -Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы?

-Да.

 -По какому признаку будете делить?

-По вопросам.

 -Какие числительные будут в первой группе?

- Девять, шесть.

 -Во второй группе?  

- Второй.

 -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? 

- Количество предметов.

 - Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой? 

- Порядок предметов при счете.

-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?

 -Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.

 -Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые.

 -Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.76 (Читает правило ученик)

6. Физминутка.

 Раз – прогнуться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать,

 Шесть – на стульчик тихо сесть.

 - Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

- Имена числительные.

 - Какие это числительные?

- Количественные.

 - Почему? Как определили?

- Отвечают на вопрос сколько?

7. Игра с мячом «Волшебники»

 -Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

 8. Работа по учебнику (стр.77).

 Упр. 1. Самостоятельная работа – взаимопроверка. 

 - Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.(2 ученика у доски)

 - Что обозначают числительные в I столбике?

-  Количество предметов.

 - Что обозначают числительные во II столбике?

- Порядок предметов при счете.

9. Физминутка для глаз. 

 Упр.2 Работа в парах. 

 - Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопрос. Какие это числительные? (- Количественные. Отвечают на вопрос сколько?)

            Неделя

 Вместе с другом захотели

 Мы однажды подсчитать:

 Сколько дней у нас в неделе –

 Три, четыре или пять?

 Мы до вечера пыхтели,

 Но найти ответ сумели,

 И ответа нет верней:

 Ровно семь в неделе дней.

 -Выполните вторую часть упражнения по цепочке. Назовите числительные. Какие это числительные? Как определили?  (- Порядковые. Отвечают на вопрос какой?)

10. Рубрика «Путешествие в прошлое».

 - А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое. На уроках русского языка в третьем классе мы с вами узнали, что среда получила свое название,  потому что этот день называет середину недели. Воскресенье раньше называли неделя, поэтому день, который шел после недели был назван понедельником. Прочитав статью рубрики, вы узнаете,  откуда взяли свои названия остальные дни недели.

- Почему воскресенье получило такое название?

11. Закрепление нового материала.

Работа в группах.

 - - А чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, проведем мини-тест. Будьте внимательны!  Каждая группа делает отчет.

Мини - тест:

 1) Имена числительные делятся на … .  

 2) Количественные числительные отвечают на вопрос … .  

3)  Порядковые числительные отвечают на вопрос … .

4) Первый, седьмое, шестой – это  …  числительные.

 5) Один, два, три,  шесть – это … числительные.  

 Самопроверка (по слайду; затем дети оценивают свою работу).  

III. Итог урока. Рефлексия.

 - С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- С именем числительным.

 - Чему учились на уроке?

- Находить количественные и порядковые числительные.

Сегодня на уроке …

я вспомнил …

я повторил …

мне понравилось …

мне было трудно …

 - Кому на уроке было всё понятно и интересно, покажите весёлого человечка.

   Если были затруднения – грустного. Если с работой вы не справлялись, вам было      

   трудно – плачущего.

IV. Комментированное выставление оценок.

 V. Задание на дом. 

 Стр. 76, правило; стр.78 ,упр. 4.

Ребусы (по желанию).

Как обойтись бы без числа

 Наука точная могла?

 Расчёт во всяком деле нужен.

 Ты и с числительным будь дружен

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Разгадайте ребусы.

По2л, элек3к, 100л, ви3на, о5, 100янка, 40а, 7я, 100п.

2. Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?

4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

5) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “ очень похожи, одинаковые”?

Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, два зайца, две капли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Урок русского языка "Секреты имен числительных" 4 класс

Конспект урока, презентация, дидактический материал...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...