Дидактический материал к урокам русского языка.
методическая разработка (русский язык) по теме

    В современной образовательной системе школьники получают большой объем информации в процессе обучения, а напряженная умственная работа приводит к быстрой утомляемости, снижению уровня восприятия, эмоционально волевой сферы, в силу этого игровая мотивация остается ведущей в учебной деятельности.

   Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка,, в течении всего урока поддерживать его внимание.Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.

  Игра относитсяк активным методам усвоения и закрепления новых знаний, так как требует самостоятельного поиска ответа, приучает мыслить. Данная работа содержит разработку игр"Лексическое домино", "Грамматическое домино", которые используются в качестве дидактического материала к урокам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_k_urokam_russkogo_yazyka._igry.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал к урокам русского языка.

Игра- это искра , зажигающая

огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский.

 Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течение всего урока  поддерживает его внимание. Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.

 Игра относится к активным методам усвоения и закрепления новых знаний, так как требует самостоятельного поиска ответа, приучает мыслить. Данная работа содержит разработку игры «Лексическое домино», которая используется в качестве дидактического материала к урокам русского языка.

 Игру « Лексическое домино»  можно использовать при изучении, повторении семантики имен прилагательных, глаголов. Умение разграничивать синонимы, выбирать из них уместный и точный представляет важный стилистический навык. Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет  избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным и выразительным. Данную игру можно применять для коллективного и индивидуального выполнения. Игра содержит 31 карточку по теме «Имя прилагательное» и 15 карточек по теме «Глагол»

Цель игры: расширение словарного запаса учащихся, развитие их речи.

Правила игры. Учащиеся получают по одной карточке»вопрос-ответ».

 Дети должны к заданному вопросу найти и прочитать правильный  ответ и задать свой вопрос

Ход игры:

  1. Первый ученик задает вопрос, остальнык ищут ответ.
  2. Нашедший правильный ответ его зачитывает и задает свой вопрос.
  3. При правильном выполнении задания цепочка должна замкнуться на первом ученике.

Игра «Лексическое домино»(имя прилагательное)

КРАСНЫЙ

КОФЕЙНЫЙ, ШОКОЛАДНЫЙ

КОРИЧНЕВЫЙ

ДЫМЧАТЫЙ, ПЕПЕЛЬНЫЙ,МЫШИНЫЙ

СЕРЫЙ

ВАСИЛЬКОВЫЙ, САПФИРОВЫЙ

СИНИЙ

АПЕЛЬСИНОВЫЙ, МОРКОВНЫЙ

ОРАНЖЕВЫЙ

ЗОЛОТИСТЫЙ,ЗОЛОТОЙ,ЯНТАРНЫЙ, ЛИМОННЫЙ, ШАФРАНОВЫЙ

ЖЕЛТЫЙ

ТЕМНЫЙ: ФИОЛЕТОВЫЙ, СВЕТЛЫЙ: СИРЕНЕВЫЙ

ЛИЛОВЫЙ

АГАТОВЫЙ(ОГЛАЗАХ), СМОЛЯНОЙ(О ВОЛОСАХ), ВОРОНОЙ (О ЛОШАДИ)

ЧЕРНЫЙ

МОЛОЧНЫЙ, БЕЛОСНЕЖНЫЙ, ЛИЛЕЙНЫЙ

БЕЛЫЙ

ПРЕКРАСНЫЙ, ХОРОШЕНЬКИЙ, МИЛОВИДНЫЙ, ЖИВОПИСНЫЙ

КРАСИВЫЙ

ЛЕДЯНОЙ, СТУДЕНЫЙ, МЕРЗЛЫЙ, МОРОЗНЫЙ, СУРОВЫЙ(КЛИМАТ)

ХОЛОДНЫЙ

ГОРЯЧИЙ, ЖГУЧИЙ, ОБЖИГАЮЩИЙ, ПАЛЯЩИЙ, ЗНОЙНЫЙ

ЖАРКИЙ

БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОЩАДНЫЙ, СВИРЕПЫЙ, ЛЮТЫЙ, КРОВОЖАДНЫЙ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ, ЖЕСТОКОСЕРДЕЧНЫЙ, НЕМИЛОСТЛИВЫЙ

ЖЕСТОКИЙ

ТИХИЙ, ШТИЛЕВОЙ

БЕЗВЕТРЕННЫЙ

СЛАБОВОЛЬНЫЙ, СЛАБОДУШНЫЙ, БЕСХАРАКТЕРНЫЙ, СЛАБОХАРАКТЕРНЫЙ,МЯГКОТЕЛЫЙ

БЕЗВОЛЬНЫЙ

1.НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ. 2. НЕУМЕЛЫЙ.

БЕЗГРАМОТНЫЙ

ЗАБАВНЫЙ, КОМИЧНЫЙ, ПОТЕШНЫЙ, КУРЬЕЗНЫЙ

СМЕШНОЙ

ТРУДНЫЙ, ЗАПУТАННЫЙ, ЗАМЫСЛОВАТЫЙ, ХИТРОУМНЫЙ, КАВЕРЗНЫЙ

СЛОЖНЫЙ

КОСМАТЫЙ, ЛОХМАТЫЙ, ВЗЛОХМОЧЕННЫЙ, ВЗЪЕРОШЕННЫЙ, НЕПРИЧЕСАННЫЙ

РАСТРЕПАННЫЙ

ГНЕВНЫЙ, СВИРЕПЫЙ, ГРОЗНЫЙ, ЯРОСТНЫЙ, ЗЛОЙ, ВЗБЕШЕННЫЙ

СЕРДИТЫЙ

МНОГОЦВЕТНЫЙ, РАДУЖНЫЙ, ПЕСТРЫЙ

РАЗНОЦВЕТНЫЙ

КРЕПКИЙ, НАДЕЖНЫЙ, ДОЛГОВЕЧНЫЙ, ДОБРОТНЫЙ

ПРОЧНЫЙ

ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ

ГУМАННЫЙ

ВЫЧУРНЫЙ, ЗАТЕЙЛИВЫЙ, ЗАМЫСЛОВАТЫЙ, СЛОЖНЫЙ

ПРИЧУДЛИВЫЙ

ЗОРКИЙ, НЕДРЕМЛЮЩИЙ, НЕУСЫПНЫЙ

БДИТЕЛЬНЫЙ

НЕБЫСТРЫЙ, НЕТОРОПЛИВЫЙ, НЕСПЕШНЫЙ

МЕДЛЕННЫЙ

ЛИКУЮЩИЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ, ЛУЧЕЗАРНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, СИЯЮЩИЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ

РАДОСТНЫЙ

ВДУМЧИВЫЙ, ГЛУБОКОМЫСЛЕННЫЙ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ, ОЗАБОЧЕННЫЙ

СЕРЬЕЗНЫЙ

ДОБРОДУШНЫЙ, БЛАГОДУШНЫЙ, ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ, МЯГКОСЕРДЕЧНЫЙ, МИЛОСТЛИВЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ,

ДОБРЫЙ

ХРАБРЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ОТВАЖНЫЙ,ДЕРЗКИЙ, БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ,БЕССТРАШНЫЙ, НЕУСТРАШИМЫЙ, ДОБЛЕСТНЫЙ, ГЕРОИЧЕСКИЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

КРУПНЫЙ, ОГРОМНЫЙ, ГРОМАДНЫЙ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, ГИГАНТСКИЙ, ВНУШИТЕЛЬНЫЙ, ИСПОЛИНСКИЙ

БОЛЬШОЙ

БАГРОВЫЙ, БАГРЯНЫЙ, АЛЫЙ, ПУНЦОВЫЙ, ПУРПУРНЫЙ, РУБИНОВЫЙ, КОРАЛЛОВЫЙ, КРОВАВЫЙ, ОГНЕННЫЙ.

Игра «Лексическое домино»( глагол)

УСТАВАТЬ

ТУДА И ОБРАТНО, НЕ ТОРОПЯСЬ; РАСХАЖИВАТЬ, ШАГАТЬ, ПОХАЖИВАТЬ, БЕЗ ЦЕЛИ, БЕЗ ДЕЛА, БРОДИТЬ, ШАТАТЬСЯ, БОЛТАТЬСЯ, ШЛЯТЬСЯ

ХОДИТЬ

ГЛЯДЕТЬ С ЛЮБОПЫТСТВОМ, ГЛАЗЕТЬ, ТАРАЩИТЬСЯ, ПОСМАТРИВАТЬ, ПОГЛЯДЫВАТЬ, УПОРНО, СВЕРЛИТЬ ГЛАЗАМИ

СМОТРЕТЬ

  1. ВЫРАЗИТЬСЯ, ИЗЪЯСНЯТЬСЯ
  2. ПРОИЗНЕСТИ, ПРОГОВОРИТЬ, ВЫГОВОРИТЬ, ВЫМОЛВИТЬ, ПОРОНИТЬ, ВЫПАЛИТЬ.

СКАЗАТЬ

ИЗЛАГАТЬ, СООБЩАТЬ, ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ

РАССКАЗЫВАТЬ

ИЗЛУЧАТЬ СВЕТ, СВЕРКАТЬ, СИЯТЬ, ГОРЕТЬ, ЛУЧИТЬСЯ

СЛАБО:БРЕЗЖИТЬ, ТЕПЛИТЬСЯ;

ПРЕРЫВИСТО: МЕРЦАТЬ, МОРГАТЬ, МИГАТЬ;

СКВОЗЬ ЧТО-ЛИБО: ПРОСВЕЧИВАТЬ

СВЕТИЬСЯ

МЧАТЬСЯ, НЕСТИСЬ, ЛЕТЕТЬ

БЕЖАТЬ

РАЗГОВАРИВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ОБМЕНИВАТЬСЯ СЛОВАМИ, ТОЛКОВАТЬ

БЕСЕДОВАТЬ

ПАХНУТЬ, ИСТОЧАТЬ АРОМАТ

БЛАГОУХАТЬ

  1. ПУГАТЬСЯ, СТРАШИЬСЯ, ОПАСАТЬСЯ, ТРУСИТЬ, РОБЕТЬ ПЕРЕД КЕМ-ЛИБО, ПОБАИВАТЬСЯ, ДРОЖАТЬ(ЗАМИРАТЬ) ОТ СТРАХА
  2. ТРЕВОЖИТЬСЯ

БОЯТЬСЯ

1.КИДАТЬ, ШВЫРЯТЬ, МЕТАТЬ, БРОСАТЬСЯ, КИДАТЬСЯ, ПУСКАТЬСЯ, ГРОХОТАТЬ

2.ЗАСТЫТЬ

БРОСАТЬ

1.ОКАМЕНЕТЬ, ЗАКАМЕНЕТЬ, ОДЕРЕВЕНЕТЬ, ЗАДЕРЕВЕНЕТЬ.

2. ЗАСТЫТЬ

ЗАТВЕРДЕТЬ

МЕРЗНУТЬ, КОЧЕВАТЬ.ЛЕДЕНЕТЬ, СТЫНУТЬ, ПРОМЕРЗАТЬ

ЗЯБНУТЬ

СТУПАТЬ, ПЕРЕСТУПАТЬ, ШАГАТЬ, СЕМЕНИТЬ;

ТОРЖЕСТВЕННО:ШЕСТВОВАТЬ, ПЛЫТЬ;

КУДА-ЛИБО: НАПРАВЛЯТЬСЯ, ОТПРАВЛЯТЬСЯ;

МЕДЛЕННО:БРЕСТИ, ПЛЕСТИСЬ, СЛЕДОВАТЬ.

ИДТИ

ПОКАЗАТЬ, ПРЕДСТАВИТЬ;

 В ЛИТЕРАТУРЕ: ОПИСАТЬ, ОБРИСОВАТЬ, НАРИСОВАТЬ, ОЧЕРТИТЬ, ВОССОЗДАТЬ, ОТОБРАЗИТЬ, ЗАПЕЧАТЛЕТЬ

ИЗОБРАЗИТЬ

ПОСТИГАТЬ, ОСВАИВАТЬ, ОВЛАДЕВАТЬ, ОДОЛЕВАТЬ, ШТУДИРОВАТЬ, УЧИТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ

ИЗУЧАТЬ

УТОМЛЯТЬСЯ, ИЗНЕМОГАТЬ, ИЗНУРЯТЬСЯ, ИЗМАТЫВАТЬСЯ, ВЫДЫХАТЬСЯ, ВЫБИВАТЬСЯ ИЗ СИЛ, ВАЛИТЬСЯ С НОГ

Грамматическое  домино (глагол)

Цель игры: обобщение и систематизация знаний о глаголе.

Оборудование: карточки, на которых даны вопросы и ответы на другой вопрос

Содержание игры:

Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный  ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1., а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ»

Каждый ответ подтверждается примерами.

Данную  игру можно использовать для коллективного и группового выполнения.

Карточки к игре «грамматическое домино»

Карточка№1

Чем глагол отличается от имени существительного?

Неопределенная форма-это начальная форма глагола. Она не указывает время, число и лицо. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Что такое неопределенная  форма?

 Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают?

Как изменяются глаголы?

Глаголы употребляются в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

В форме какого времени употребляются глаголы?

Глаголы изменяются по числам

Как определить время глагола?

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам.

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает? , в будущем времени- на вопрос что будет делать? Что сделает?, в прошедшем –на вопросы что сделал? что делал?

Как определить  лицо глагола?

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Перед суффиксом –Л  в глаголах прошедшего времени времени пишется та же гласная буква, что и перед –ть в неопределенной форме.

Как  узнать, какая гласная пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени?

 Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение.

Что называется спряжение глагола?

Глаголы могут быть первого и второго спряжения.

Какого спряжения могут быть глаголы?

У глаголов   первого спряжения окончания-ешь, -ет, -ем, -ете,-ут(-ют) с гласной Е; у глаголов второго спряжения окончания –-ишь,-ит,-им,-ите,- ат(-ят), с гласной И.

Чем различаются глаголы первого и второго спряжения?

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, а также 11 глаголов  исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть.

Остальные ( не на –ить) относятся к первому спряжению.

Как определить спряжение глагола?

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола. Необходимо определить его спряжение.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

В предложении глагол является сказуемым.

Каким членом предложения является глагол?

Лицо глагола определяется по местоимению, которое можно подставить к глаголу, и окончанию глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактический материал к урокам русского языка

Подборка карточек  по  основным темам  изучаемым во 2 ,3 .4 классе...

Дидактический материал для уроков русского языка

Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка....

Дидактический материал для уроков русского языка

Дополнительный материал для уроков русского языка в форме карточек....

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА", 2 класс

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА",  2 класс (2 варианта). Используя таблицы - задания проверяются очень легко и  позволяют активизировать деятельнос...

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧУ, ЩУ", 2 класс

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс

Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....