Дидактический материал к урокам русского языка.
методическая разработка (русский язык) по теме
В современной образовательной системе школьники получают большой объем информации в процессе обучения, а напряженная умственная работа приводит к быстрой утомляемости, снижению уровня восприятия, эмоционально волевой сферы, в силу этого игровая мотивация остается ведущей в учебной деятельности.
Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка,, в течении всего урока поддерживать его внимание.Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.
Игра относитсяк активным методам усвоения и закрепления новых знаний, так как требует самостоятельного поиска ответа, приучает мыслить. Данная работа содержит разработку игр"Лексическое домино", "Грамматическое домино", которые используются в качестве дидактического материала к урокам русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_urokam_russkogo_yazyka._igry.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал к урокам русского языка.
Игра- это искра , зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течение всего урока поддерживает его внимание. Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.
Игра относится к активным методам усвоения и закрепления новых знаний, так как требует самостоятельного поиска ответа, приучает мыслить. Данная работа содержит разработку игры «Лексическое домино», которая используется в качестве дидактического материала к урокам русского языка.
Игру « Лексическое домино» можно использовать при изучении, повторении семантики имен прилагательных, глаголов. Умение разграничивать синонимы, выбирать из них уместный и точный представляет важный стилистический навык. Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным и выразительным. Данную игру можно применять для коллективного и индивидуального выполнения. Игра содержит 31 карточку по теме «Имя прилагательное» и 15 карточек по теме «Глагол»
Цель игры: расширение словарного запаса учащихся, развитие их речи.
Правила игры. Учащиеся получают по одной карточке»вопрос-ответ».
Дети должны к заданному вопросу найти и прочитать правильный ответ и задать свой вопрос
Ход игры:
- Первый ученик задает вопрос, остальнык ищут ответ.
- Нашедший правильный ответ его зачитывает и задает свой вопрос.
- При правильном выполнении задания цепочка должна замкнуться на первом ученике.
Игра «Лексическое домино»(имя прилагательное)
КРАСНЫЙ | КОФЕЙНЫЙ, ШОКОЛАДНЫЙ |
КОРИЧНЕВЫЙ | ДЫМЧАТЫЙ, ПЕПЕЛЬНЫЙ,МЫШИНЫЙ |
СЕРЫЙ | ВАСИЛЬКОВЫЙ, САПФИРОВЫЙ |
СИНИЙ | АПЕЛЬСИНОВЫЙ, МОРКОВНЫЙ |
ОРАНЖЕВЫЙ | ЗОЛОТИСТЫЙ,ЗОЛОТОЙ,ЯНТАРНЫЙ, ЛИМОННЫЙ, ШАФРАНОВЫЙ |
ЖЕЛТЫЙ | ТЕМНЫЙ: ФИОЛЕТОВЫЙ, СВЕТЛЫЙ: СИРЕНЕВЫЙ |
ЛИЛОВЫЙ | АГАТОВЫЙ(ОГЛАЗАХ), СМОЛЯНОЙ(О ВОЛОСАХ), ВОРОНОЙ (О ЛОШАДИ) |
ЧЕРНЫЙ | МОЛОЧНЫЙ, БЕЛОСНЕЖНЫЙ, ЛИЛЕЙНЫЙ |
БЕЛЫЙ | ПРЕКРАСНЫЙ, ХОРОШЕНЬКИЙ, МИЛОВИДНЫЙ, ЖИВОПИСНЫЙ |
КРАСИВЫЙ | ЛЕДЯНОЙ, СТУДЕНЫЙ, МЕРЗЛЫЙ, МОРОЗНЫЙ, СУРОВЫЙ(КЛИМАТ) |
ХОЛОДНЫЙ | ГОРЯЧИЙ, ЖГУЧИЙ, ОБЖИГАЮЩИЙ, ПАЛЯЩИЙ, ЗНОЙНЫЙ |
ЖАРКИЙ | БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОЩАДНЫЙ, СВИРЕПЫЙ, ЛЮТЫЙ, КРОВОЖАДНЫЙ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ, ЖЕСТОКОСЕРДЕЧНЫЙ, НЕМИЛОСТЛИВЫЙ |
ЖЕСТОКИЙ | ТИХИЙ, ШТИЛЕВОЙ |
БЕЗВЕТРЕННЫЙ | СЛАБОВОЛЬНЫЙ, СЛАБОДУШНЫЙ, БЕСХАРАКТЕРНЫЙ, СЛАБОХАРАКТЕРНЫЙ,МЯГКОТЕЛЫЙ |
БЕЗВОЛЬНЫЙ | 1.НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ. 2. НЕУМЕЛЫЙ. |
БЕЗГРАМОТНЫЙ | ЗАБАВНЫЙ, КОМИЧНЫЙ, ПОТЕШНЫЙ, КУРЬЕЗНЫЙ |
СМЕШНОЙ | ТРУДНЫЙ, ЗАПУТАННЫЙ, ЗАМЫСЛОВАТЫЙ, ХИТРОУМНЫЙ, КАВЕРЗНЫЙ |
СЛОЖНЫЙ | КОСМАТЫЙ, ЛОХМАТЫЙ, ВЗЛОХМОЧЕННЫЙ, ВЗЪЕРОШЕННЫЙ, НЕПРИЧЕСАННЫЙ |
РАСТРЕПАННЫЙ | ГНЕВНЫЙ, СВИРЕПЫЙ, ГРОЗНЫЙ, ЯРОСТНЫЙ, ЗЛОЙ, ВЗБЕШЕННЫЙ |
СЕРДИТЫЙ | МНОГОЦВЕТНЫЙ, РАДУЖНЫЙ, ПЕСТРЫЙ |
РАЗНОЦВЕТНЫЙ | КРЕПКИЙ, НАДЕЖНЫЙ, ДОЛГОВЕЧНЫЙ, ДОБРОТНЫЙ |
ПРОЧНЫЙ | ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ |
ГУМАННЫЙ | ВЫЧУРНЫЙ, ЗАТЕЙЛИВЫЙ, ЗАМЫСЛОВАТЫЙ, СЛОЖНЫЙ |
ПРИЧУДЛИВЫЙ | ЗОРКИЙ, НЕДРЕМЛЮЩИЙ, НЕУСЫПНЫЙ |
БДИТЕЛЬНЫЙ | НЕБЫСТРЫЙ, НЕТОРОПЛИВЫЙ, НЕСПЕШНЫЙ |
МЕДЛЕННЫЙ | ЛИКУЮЩИЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ, ЛУЧЕЗАРНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, СИЯЮЩИЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ |
РАДОСТНЫЙ | ВДУМЧИВЫЙ, ГЛУБОКОМЫСЛЕННЫЙ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ, ОЗАБОЧЕННЫЙ |
СЕРЬЕЗНЫЙ | ДОБРОДУШНЫЙ, БЛАГОДУШНЫЙ, ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ, МЯГКОСЕРДЕЧНЫЙ, МИЛОСТЛИВЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ, |
ДОБРЫЙ | ХРАБРЫЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ, ОТВАЖНЫЙ,ДЕРЗКИЙ, БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ,БЕССТРАШНЫЙ, НЕУСТРАШИМЫЙ, ДОБЛЕСТНЫЙ, ГЕРОИЧЕСКИЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | КРУПНЫЙ, ОГРОМНЫЙ, ГРОМАДНЫЙ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, ГИГАНТСКИЙ, ВНУШИТЕЛЬНЫЙ, ИСПОЛИНСКИЙ |
БОЛЬШОЙ | БАГРОВЫЙ, БАГРЯНЫЙ, АЛЫЙ, ПУНЦОВЫЙ, ПУРПУРНЫЙ, РУБИНОВЫЙ, КОРАЛЛОВЫЙ, КРОВАВЫЙ, ОГНЕННЫЙ. |
Игра «Лексическое домино»( глагол)
УСТАВАТЬ | ТУДА И ОБРАТНО, НЕ ТОРОПЯСЬ; РАСХАЖИВАТЬ, ШАГАТЬ, ПОХАЖИВАТЬ, БЕЗ ЦЕЛИ, БЕЗ ДЕЛА, БРОДИТЬ, ШАТАТЬСЯ, БОЛТАТЬСЯ, ШЛЯТЬСЯ |
ХОДИТЬ | ГЛЯДЕТЬ С ЛЮБОПЫТСТВОМ, ГЛАЗЕТЬ, ТАРАЩИТЬСЯ, ПОСМАТРИВАТЬ, ПОГЛЯДЫВАТЬ, УПОРНО, СВЕРЛИТЬ ГЛАЗАМИ |
СМОТРЕТЬ |
|
СКАЗАТЬ | ИЗЛАГАТЬ, СООБЩАТЬ, ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ |
РАССКАЗЫВАТЬ | ИЗЛУЧАТЬ СВЕТ, СВЕРКАТЬ, СИЯТЬ, ГОРЕТЬ, ЛУЧИТЬСЯ СЛАБО:БРЕЗЖИТЬ, ТЕПЛИТЬСЯ; ПРЕРЫВИСТО: МЕРЦАТЬ, МОРГАТЬ, МИГАТЬ; СКВОЗЬ ЧТО-ЛИБО: ПРОСВЕЧИВАТЬ |
СВЕТИЬСЯ | МЧАТЬСЯ, НЕСТИСЬ, ЛЕТЕТЬ |
БЕЖАТЬ | РАЗГОВАРИВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ОБМЕНИВАТЬСЯ СЛОВАМИ, ТОЛКОВАТЬ |
БЕСЕДОВАТЬ | ПАХНУТЬ, ИСТОЧАТЬ АРОМАТ |
БЛАГОУХАТЬ |
|
БОЯТЬСЯ | 1.КИДАТЬ, ШВЫРЯТЬ, МЕТАТЬ, БРОСАТЬСЯ, КИДАТЬСЯ, ПУСКАТЬСЯ, ГРОХОТАТЬ 2.ЗАСТЫТЬ |
БРОСАТЬ | 1.ОКАМЕНЕТЬ, ЗАКАМЕНЕТЬ, ОДЕРЕВЕНЕТЬ, ЗАДЕРЕВЕНЕТЬ. 2. ЗАСТЫТЬ |
ЗАТВЕРДЕТЬ | МЕРЗНУТЬ, КОЧЕВАТЬ.ЛЕДЕНЕТЬ, СТЫНУТЬ, ПРОМЕРЗАТЬ |
ЗЯБНУТЬ | СТУПАТЬ, ПЕРЕСТУПАТЬ, ШАГАТЬ, СЕМЕНИТЬ; ТОРЖЕСТВЕННО:ШЕСТВОВАТЬ, ПЛЫТЬ; КУДА-ЛИБО: НАПРАВЛЯТЬСЯ, ОТПРАВЛЯТЬСЯ; МЕДЛЕННО:БРЕСТИ, ПЛЕСТИСЬ, СЛЕДОВАТЬ. |
ИДТИ | ПОКАЗАТЬ, ПРЕДСТАВИТЬ; В ЛИТЕРАТУРЕ: ОПИСАТЬ, ОБРИСОВАТЬ, НАРИСОВАТЬ, ОЧЕРТИТЬ, ВОССОЗДАТЬ, ОТОБРАЗИТЬ, ЗАПЕЧАТЛЕТЬ |
ИЗОБРАЗИТЬ | ПОСТИГАТЬ, ОСВАИВАТЬ, ОВЛАДЕВАТЬ, ОДОЛЕВАТЬ, ШТУДИРОВАТЬ, УЧИТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ |
ИЗУЧАТЬ | УТОМЛЯТЬСЯ, ИЗНЕМОГАТЬ, ИЗНУРЯТЬСЯ, ИЗМАТЫВАТЬСЯ, ВЫДЫХАТЬСЯ, ВЫБИВАТЬСЯ ИЗ СИЛ, ВАЛИТЬСЯ С НОГ |
Грамматическое домино (глагол)
Цель игры: обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Оборудование: карточки, на которых даны вопросы и ответы на другой вопрос
Содержание игры:
Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1., а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ»
Каждый ответ подтверждается примерами.
Данную игру можно использовать для коллективного и группового выполнения.
Карточки к игре «грамматическое домино»
Карточка№1 Чем глагол отличается от имени существительного? | Неопределенная форма-это начальная форма глагола. Она не указывает время, число и лицо. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
Что такое неопределенная форма? | Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? |
Как изменяются глаголы? | Глаголы употребляются в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. |
В форме какого времени употребляются глаголы? | Глаголы изменяются по числам |
Как определить время глагола? | Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. |
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? | Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает? , в будущем времени- на вопрос что будет делать? Что сделает?, в прошедшем –на вопросы что сделал? что делал? |
Как определить лицо глагола? | Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. |
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? | Перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени времени пишется та же гласная буква, что и перед –ть в неопределенной форме. |
Как узнать, какая гласная пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени? | Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение. |
Что называется спряжение глагола? | Глаголы могут быть первого и второго спряжения. |
Какого спряжения могут быть глаголы? | У глаголов первого спряжения окончания-ешь, -ет, -ем, -ете,-ут(-ют) с гласной Е; у глаголов второго спряжения окончания –-ишь,-ит,-им,-ите,- ат(-ят), с гласной И. |
Чем различаются глаголы первого и второго спряжения? | Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, а также 11 глаголов исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть. Остальные ( не на –ить) относятся к первому спряжению. |
Как определить спряжение глагола? | Чтобы правильно написать безударное окончание глагола. Необходимо определить его спряжение. |
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? | В предложении глагол является сказуемым. |
Каким членом предложения является глагол? | Лицо глагола определяется по местоимению, которое можно подставить к глаголу, и окончанию глагола. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
Дидактический матерал к урокам русского языка....
Дидактический материал к урокам русского языка
Подборка карточек по основным темам изучаемым во 2 ,3 .4 классе...
Дидактический материал для уроков русского языка
Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка....
Дидактический материал для уроков русского языка
Дополнительный материал для уроков русского языка в форме карточек....
Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА", 2 класс
Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА", 2 класс (2 варианта). Используя таблицы - задания проверяются очень легко и позволяют активизировать деятельнос...
Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧУ, ЩУ", 2 класс
Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома....
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс
Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....