Конспект урока письма "Употребление в речи слов, обозначающих предметы" с презентацией
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Гудзиева Светлана Анастасиевна

Урок письма "Употребление в речи слов, обозначающих предметы" проведен в 3 классе коррекционной школы VIII вида на краевом семинар-практикуме для слушателей ККИДППО. На уроке использованы современные образовательные технологии. Цель урока: формировать первоначальные  языковые и познавательные представления о словах, обозначающих предметы. На уроке использовано разноуравневое обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа VIII   вида №15  г.Славянска-на-Кубани

 Краснодарского края

УРОК  ПИСЬМА в 3 «а» классе

ТЕМА:

«Употребление в речи слов, обозначающих предметы.»

( с использованием  педтехнологий коррекционно-развивающего,  личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения, уровневой дифференциации с учётом потенциальных возможностей детей, игротерапии)

ЦЕЛИ:

  1. Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения: представления о словах, обозначающих названия предметов.  
  2. Упражнять в употреблении слов, обозначающих предметы, совершенствовать каллиграфические навыки. Развивать способность к рефлексии.
  3. Воспитывать познавательную активность,  положительную учебную мотивацию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1.  Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.К.Аксёновой, Э.В.Якубовской, 5-е издание, Москва, «Просвещение», 2007 г.
  2. Индивидуальные карточки, рабочие тетради.
  3. Мультимедийная презентация.
  4. Загадки, предметные картинки, «Волшебный мешочек» с игрушками, задания в игровой форме, раздаточный материал.
  5. Музыкальное сопровождение для физминутки.

ХОД  УРОКА:

I.ОРГМОМЕНТ

- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

- Сегодня  у нас на уроке гости. Поприветствуем  гостей.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  НАСТРОЙКА:

     

        Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

       И пускай грамматика – наука очень строгая,

       Но с вами мы грамматику осилим понемногу.

       Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!

       На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.

       И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!

1) Эмоциональный настрой на урок:

- На столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Выберите и покажите ту, которая отражает сейчас ваше настроение. У кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

- Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это  уверенность в себе, вторая ладошка – это  знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.

III. ПОВТОРЕНИЕ:

- А сейчас мы проверим, как добросовестно вы готовились к уроку и как справились с домашним заданием.

1) Проверка домашнего задания:

                                                                                                          Индивидуальная работа:

Упражнение 9 (стр.148)                                                     * учащиеся 1 группы работают

- Прочитайте слова в скобках. Что они обозначают?       по карточкам:

- На какой вопрос отвечают эти слова?  Почему?                                 Карточка №1.

- Измените слова в скобках так, чтобы они                            Задай к словам вопросы «КТО?» или «ЧТО?»

обозначали несколько предметов.                                     СНЕГ - ______?              КОРМУШКА- ______?

 -Прочитайте предложение, которое у вас получилось.  РЕБЯТА - _____?           ПОРТФЕЛЬ - ______?                                                                                                           

                                                                                                                  КАСТРЮЛЯ - _____?   ЛОШАДКА - ______?

В лесу растут (…?)     (дерево, гриб, куст).                  

В лесу живут (…?)     ( медведь, лиса, ёж).                   Карточка №2.

                                                                                 Запиши слова в 2 столбика:

                                                                                                                 ЧАЙНИК, ЧУЛКИ, СВИНЬЯ, ГАЗЕТА,  

 - Скажите, что мы делали со словами, записанными      ДЯТЕЛ, УЧИТЕЛЬ, КОРЗИНА, ПОПУГАЙ

  в скобках?                                                                                                  КТО?                     ЧТО?

- Как мы изменяли слова? Для чего мы это делали?

                                                                                               * учащийся 3 группы работает с  

                                                                                               предметными картинками – разделить

                                                                                                                  картинки на две группы по вопросам

                                                                                                                  КТО? или ЧТО?

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?

- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО?

- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос ЧТО?

( после ответа детей появляется обобщающая опорная таблица, которую дети хором читают:

«О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – ЧТО?»)

3) Подведение итогов по проверке домашнего задания и индивидуальной работе по карточкам.

- Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку и правильно справились с заданием.

IV. ПРОБЛЕМНАЯ ПОСТАНОВКА  ЦЕЛИ УРОКА :

- Предлагаю вам сыграть в игру и догадаться, чем будем заниматься сегодня на уроке.    

  Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

(В мешочке лежат игрушки, детям предлагается по очереди достать игрушку, назвать слово, обозначающее этот предмет, вместе с вопросом, на который оно отвечает).

- Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:

1) Пальчиковая гимнастика:

- Давайте подготовим к работе наши руки.

        Вот помощники твои – правая и левая,

        Их как хочешь поверни, и они всё сделают.

        Можешь пальцы сосчитать: 1,2,3,4,5,

        Сильно сжать, потом разжать

        И волною пробежать.

        Пальчик с пальчиком сложить,

        Взять и на замок закрыть ,

        Пальчики перебираем

        И в цепочку собираем.

        Десять пальцев, пара рук –

        Вот твое богатство, друг.

1)  Минутка чистописания:

- Откройте тетрадь. Запишите дату.

-  Весёлый гномик Букволюб приготовил для нас необычный рисунок.

 Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались?

 (Т, А, Л, Д, Ф, Г, )

- Назовите гласные буквы.

- Назовите  согласные буквы.

                                                                                                                 Индивидуальная работа:

а) Запись по образцу букв, слогов и буквенных соединений      

с  комментированием учителя:                                              *  учащиеся 1 группы выполняют 

Тт Тт Тт                                                                    упражнение до конца строки,

                                                                                                              2 и 3 группы – до середины строки;

Тр Тл Тв Ту Та ст тр тк те                                    * 1 группа –  пишет самостоятельно,

                                                                                                              2 и 3 группы -   проговаривают вслух за  

                                                                                                              учителем;

б) Упражнение на развитие скорописи:                                    * 1 группа – выполняет безотрывное

                                                                                                     письмо, 2 и 3 группы – с отрывом; 

 

2) Словарная работа:

- Весёлый гномик Всезнайкин хочет познакомить вас с новым словом. Отгадайте загадку:

То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать. Что такое я?

                                                            (тетрадь)

 

 а) Знакомство с новым словом

- Прочитайте слово чётко по слогам. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?

б) Звукобуквенный анализ слова  ТЕТРАДЬ                            Индивидуальная работа:

                                                                                            * 1группа -  самостоятельно,

                                                                                                    * 2 группа под руководством учителя

                                                                                                    ( один ученик комментирует у доски),

                                                                                             *3 группа -  разбор по  опорной схеме      

                                                                                              («зажигает огоньки»).

 

в) Работа над использованием нового слова в речи            Индивидуальная работа

  (работа с деформированным предложением)          * 1 группа  выполнить грамматический разбор;

В ТЕТРАДИ, ОЦЕНКИ, УЧЕНИКА, СТОЯТ,         * 2 группа – начертить схему предложения;

ХОРОШИЕ                                                                         * 3 группа - составляет предложение из карточек

                                                                                                 со словами под руководством учителя            

(запись предложения с комментированием у доски)

- Найдите в предложениях слова, обозначающие предметы. На какие вопросы они отвечают?

Физминутка:

Вы старательно писали, и немножко все устали.

Отложите-ка тетрадки, приступаем все к зарядке.

(дети выполняют динамическую разминку в музыкальном сопровождении  - «Дорога к солнцу»)

Отдохнула детвора – снова за урок пора.

3) Упражнение на употребление в речи слов, обозначающих предметы:

а) Работа с учебником – упражнение 15 стр.150   

      

  -Прочитайте задание. Что  нужно сделать в   упражнении?                     Индивидуальная  работа

 - Как нужно изменить  слова?                                             * 1 группа записать предложения                                                                                                         

                                                                                                 самостоятельно;

Петя любит (кого?) …, …, … .                                 * 2 группа: 1-е предложение -  с    

 Жучка любит (что?) …, …, … .                                   комментированием у доски; 2-е  

                                                                                                 предложение – самостоятельно;

Слова для справок:                                                            * 3 группа – записывает одно предложение                                                                                                                                                                          брат, мама, баранка, товарищ, котлета, косточка    под руководством учителя;                                              

- Назовите слова, обозначающие предметы.

Гимнастика для глаз:

(с элементами пальминга)

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз:

Вправо-влево посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу – вверх и сверху – вниз, ты, глазок наш, не ленись.

Быстро глазками моргаем, крепко глазки закрываем:

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

б) Составление предложений по картинкам:   

                                                                                                        Индивидуальная работа

            лакомится спелой                 .        *1 группа – самостоятельно записывает

                                                                                           1-е предложение;

                                                                                          * 2 группа – записывает 2-е предложение;

   Сочная                   нужна                .     ;

                                                                       *3группа – записывает 3-е предложение под

             собирает на зиму               .              руководством учителя;

- Прочитайте предложения, которые вы записали. Назовите слова, обозначающие предметы.

4) Закрепление.

- Гномик растерялся, давайте поможем ему разделить слова, обозначающие предметы, на две группы (на магнитах):

ЯБЛОКО,  КАПИТАН, КУКУРУЗА, ПОРТФЕЛЬ, РЫБА, СОБАКА.

КТО?                     ЧТО?                                                     Индивидуальная работа
 (у доски работают два ученика, распределяя               * 1 группа –  записать слова в два столбика
слова по группам, объясняя свой выбор)                    самостоятельно;

                                                                                   *2 группа – записать слова, отвечающие на вопрос  

                                                                                           КТО?

                                                                                          *3 группа ученик работает у доски, выбирая слова,

                                                                                           отвечающие на вопрос ЧТО?

- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО?  

- Какие слова, обозначающие предметы , отвечают на вопрос ЧТО?

                                                                                                     

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Упражнение 16 (стр. 150).                                        Индивидуальная работа

- Прочитайте внимательно задание.                      * 1 группа – 1 и 2 задание;

- Что нужно будет выполнить в упражнении?     * 2 и 3 группа – записать одно предложение по

                                                                                          выбору

VII. ИТОГ УРОКА: 

-  Все молодцы, работали старательно и внимательно.

- Проверьте, какое у вас теперь настроение. Выберите карточку, отражающую ваше настроение. Покажите.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство со словами, обозначающими предметы, и узнаем о них ещё много интересного и полезного.

Скоро  прозвенит звонок, и закончится урок.

Верю я, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: "«Слова, обозначающие признак предмета»

В данном файте представлен конспект коррекционного логопедического фронтального занятия в 1 классе по теме "Слова, обозначающие признак предмета"....

открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.

Урок по русскому языку во  2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России"....

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...

Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...