Конспект урока письма "Употребление в речи слов, обозначающих предметы" с презентацией
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок письма "Употребление в речи слов, обозначающих предметы" проведен в 3 классе коррекционной школы VIII вида на краевом семинар-практикуме для слушателей ККИДППО. На уроке использованы современные образовательные технологии. Цель урока: формировать первоначальные языковые и познавательные представления о словах, обозначающих предметы. На уроке использовано разноуравневое обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока письма по программе В.В.Воронковой для 3 класса коррекционной школы VIII вида | 152.5 КБ |
презентация к уроку письма | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа VIII вида №15 г.Славянска-на-Кубани
Краснодарского края
УРОК ПИСЬМА в 3 «а» классе
ТЕМА:
«Употребление в речи слов, обозначающих предметы.»
( с использованием педтехнологий коррекционно-развивающего, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения, уровневой дифференциации с учётом потенциальных возможностей детей, игротерапии)
ЦЕЛИ:
- Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения: представления о словах, обозначающих названия предметов.
- Упражнять в употреблении слов, обозначающих предметы, совершенствовать каллиграфические навыки. Развивать способность к рефлексии.
- Воспитывать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.К.Аксёновой, Э.В.Якубовской, 5-е издание, Москва, «Просвещение», 2007 г.
- Индивидуальные карточки, рабочие тетради.
- Мультимедийная презентация.
- Загадки, предметные картинки, «Волшебный мешочек» с игрушками, задания в игровой форме, раздаточный материал.
- Музыкальное сопровождение для физминутки.
ХОД УРОКА:
I.ОРГМОМЕНТ
- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем гостей.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:
Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
И пускай грамматика – наука очень строгая,
Но с вами мы грамматику осилим понемногу.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
На уроке не зевай: слушай, думай, отвечай.
И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!
1) Эмоциональный настрой на урок:
- На столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Выберите и покажите ту, которая отражает сейчас ваше настроение. У кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
- Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.
III. ПОВТОРЕНИЕ:
- А сейчас мы проверим, как добросовестно вы готовились к уроку и как справились с домашним заданием.
1) Проверка домашнего задания:
Индивидуальная работа:
Упражнение 9 (стр.148) * учащиеся 1 группы работают
- Прочитайте слова в скобках. Что они обозначают? по карточкам:
- На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Карточка №1.
- Измените слова в скобках так, чтобы они Задай к словам вопросы «КТО?» или «ЧТО?»
обозначали несколько предметов. СНЕГ - ______? КОРМУШКА- ______?
-Прочитайте предложение, которое у вас получилось. РЕБЯТА - _____? ПОРТФЕЛЬ - ______?
КАСТРЮЛЯ - _____? ЛОШАДКА - ______?
В лесу растут (…?) (дерево, гриб, куст).
В лесу живут (…?) ( медведь, лиса, ёж). Карточка №2.
Запиши слова в 2 столбика:
ЧАЙНИК, ЧУЛКИ, СВИНЬЯ, ГАЗЕТА,
- Скажите, что мы делали со словами, записанными ДЯТЕЛ, УЧИТЕЛЬ, КОРЗИНА, ПОПУГАЙ
в скобках? КТО? ЧТО?
- Как мы изменяли слова? Для чего мы это делали?
* учащийся 3 группы работает с
предметными картинками – разделить
картинки на две группы по вопросам
КТО? или ЧТО?
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО?
- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос ЧТО?
( после ответа детей появляется обобщающая опорная таблица, которую дети хором читают:
«О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – ЧТО?»)
3) Подведение итогов по проверке домашнего задания и индивидуальной работе по карточкам.
- Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку и правильно справились с заданием.
IV. ПРОБЛЕМНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА :
- Предлагаю вам сыграть в игру и догадаться, чем будем заниматься сегодня на уроке.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
(В мешочке лежат игрушки, детям предлагается по очереди достать игрушку, назвать слово, обозначающее этот предмет, вместе с вопросом, на который оно отвечает).
- Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.
- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?
V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:
1) Пальчиковая гимнастика:
- Давайте подготовим к работе наши руки.
Вот помощники твои – правая и левая,
Их как хочешь поверни, и они всё сделают.
Можешь пальцы сосчитать: 1,2,3,4,5,
Сильно сжать, потом разжать
И волною пробежать.
Пальчик с пальчиком сложить,
Взять и на замок закрыть ,
Пальчики перебираем
И в цепочку собираем.
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.
1) Минутка чистописания:
- Откройте тетрадь. Запишите дату.
- Весёлый гномик Букволюб приготовил для нас необычный рисунок.
Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались?
(Т, А, Л, Д, Ф, Г, )
- Назовите гласные буквы.
- Назовите согласные буквы.
Индивидуальная работа:
а) Запись по образцу букв, слогов и буквенных соединений
с комментированием учителя: * учащиеся 1 группы выполняют
Тт Тт Тт упражнение до конца строки,
2 и 3 группы – до середины строки;
Тр Тл Тв Ту Та ст тр тк те * 1 группа – пишет самостоятельно,
2 и 3 группы - проговаривают вслух за
учителем;
б) Упражнение на развитие скорописи: * 1 группа – выполняет безотрывное
письмо, 2 и 3 группы – с отрывом;
2) Словарная работа:
- Весёлый гномик Всезнайкин хочет познакомить вас с новым словом. Отгадайте загадку:
То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Что такое я?
(тетрадь)
а) Знакомство с новым словом
- Прочитайте слово чётко по слогам. Что обозначает слово? На какой вопрос отвечает?
б) Звукобуквенный анализ слова ТЕТРАДЬ Индивидуальная работа:
* 1группа - самостоятельно,
* 2 группа под руководством учителя
( один ученик комментирует у доски),
*3 группа - разбор по опорной схеме
(«зажигает огоньки»).
в) Работа над использованием нового слова в речи Индивидуальная работа
(работа с деформированным предложением) * 1 группа – выполнить грамматический разбор;
В ТЕТРАДИ, ОЦЕНКИ, УЧЕНИКА, СТОЯТ, * 2 группа – начертить схему предложения;
ХОРОШИЕ * 3 группа - составляет предложение из карточек
со словами под руководством учителя
(запись предложения с комментированием у доски)
- Найдите в предложениях слова, обозначающие предметы. На какие вопросы они отвечают?
Физминутка:
Вы старательно писали, и немножко все устали.
Отложите-ка тетрадки, приступаем все к зарядке.
(дети выполняют динамическую разминку в музыкальном сопровождении - «Дорога к солнцу»)
Отдохнула детвора – снова за урок пора.
3) Упражнение на употребление в речи слов, обозначающих предметы:
а) Работа с учебником – упражнение 15 стр.150
-Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? Индивидуальная работа
- Как нужно изменить слова? * 1 группа записать предложения
самостоятельно;
Петя любит (кого?) …, …, … . * 2 группа: 1-е предложение - с
Жучка любит (что?) …, …, … . комментированием у доски; 2-е
предложение – самостоятельно;
Слова для справок: * 3 группа – записывает одно предложение брат, мама, баранка, товарищ, котлета, косточка под руководством учителя;
- Назовите слова, обозначающие предметы.
Гимнастика для глаз:
(с элементами пальминга)
Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз:
Вправо-влево посмотрели, глазки все повеселели.
Снизу – вверх и сверху – вниз, ты, глазок наш, не ленись.
Быстро глазками моргаем, крепко глазки закрываем:
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
б) Составление предложений по картинкам:
Индивидуальная работа
лакомится спелой . *1 группа – самостоятельно записывает
1-е предложение;
* 2 группа – записывает 2-е предложение;
Сочная нужна . ;
*3группа – записывает 3-е предложение под
собирает на зиму . руководством учителя;
- Прочитайте предложения, которые вы записали. Назовите слова, обозначающие предметы.
4) Закрепление.
- Гномик растерялся, давайте поможем ему разделить слова, обозначающие предметы, на две группы (на магнитах):
ЯБЛОКО, КАПИТАН, КУКУРУЗА, ПОРТФЕЛЬ, РЫБА, СОБАКА.
КТО? ЧТО? Индивидуальная работа
(у доски работают два ученика, распределяя * 1 группа – записать слова в два столбика
слова по группам, объясняя свой выбор) самостоятельно;
*2 группа – записать слова, отвечающие на вопрос
КТО?
*3 группа – ученик работает у доски, выбирая слова,
отвечающие на вопрос ЧТО?
- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО?
- Какие слова, обозначающие предметы , отвечают на вопрос ЧТО?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Упражнение 16 (стр. 150). Индивидуальная работа
- Прочитайте внимательно задание. * 1 группа – 1 и 2 задание;
- Что нужно будет выполнить в упражнении? * 2 и 3 группа – записать одно предложение по
выбору
VII. ИТОГ УРОКА:
- Все молодцы, работали старательно и внимательно.
- Проверьте, какое у вас теперь настроение. Выберите карточку, отражающую ваше настроение. Покажите.
- На следующем уроке мы продолжим знакомство со словами, обозначающими предметы, и узнаем о них ещё много интересного и полезного.
Скоро прозвенит звонок, и закончится урок.
Верю я, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме: "«Слова, обозначающие признак предмета»
В данном файте представлен конспект коррекционного логопедического фронтального занятия в 1 классе по теме "Слова, обозначающие признак предмета"....
открытый урок по русскому языку "Слова обозначающие действия предметов" 2 класс.
Урок по русскому языку во 2 классе на тему "Слова ,обозначающие действия предметов ".Программа "Школа России"....
план-конспект урока на тему " Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами- предметами"
Учить детей постановке вопросов к словам-признакам....
Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...
Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...
конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета. Связь слов в предложении"
урок предназнвчен для детей с умстенной отсалостью 7,8 класс...
Конспект логопедического занятия на тему : «Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)
Конспект логопедического занятия на тему :«Слова, обозначающие действия предметов» (1 класс)...