Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения
статья по теме

Черевичная Наталья Николаевна

Cтатья. Применение развивающих игр  разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения

Черевичная Наталья Николаевна, учитель начальных классов, воспитатель

Пионтек Алла Владиславовна, учитель начальных классов, воспитатель

  ГБС(К)ОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Для данной категории учащихся нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в коррекционных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции   психического развития.  

Актуальность  темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,    способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий,  социализации.

Наилучшие результаты достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

 Ребенок с ОВЗ  прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые, коллективные и индивидуальные.

Среди развивающих игр особую роль можно выделить группу игр, разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге. Разработанные В. В. Воскобовичем развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовые игровые сюжеты. Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

  Приведем примеры  игровых технологий В.В. Воскобовича, которые используем в коррекционно-развивающей работе с учащимися с  ОВЗ на уроках русского языка, литературного чтения, математики.

Направленность развивающих игр

Решение коррекционных задач

Перечень развивающих игр

Логико- математическое развитие

Развитие мыслительных операций, познавательной активности

«Волшебная Восьмёрка», «Лого - формочки», «Игровизор», «Прозрачный квадрат», Кораблик «Бызг – брызг», прозрачные цифры

Игры с буквами, звуками, слогами и словами

Развитие познавательной активности, общие речевые навыки, фонематический анализ и синтез, орфографическую зоркость,

«Волшебная Восьмёрка», «Читайки на шариках 1 и 2», «Ромашка», «Снеговик», «Геоконт», конструктор букв, Лабиринты букв, Геовизор

Универсальные развивающие игры

Развитие наблюдательности, исследовательского  подхода, общей и мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся

«Геоконт», «Чудо – головоломки», «Змейка», Коврограф «Ларчик», конструктор букв, цифр.

 Использование развивающих технологий В. В. Воскобовича на уроках математики.

Цель: Развитие мыслительных операций 

Работа с «Игровизором».

Учитель:   Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие, в котором придется пройти через разные испытания, преодолеть все преграды и трудности. Но если мы это сделаем, то в конце нашего пути найдем клад. А на чем мы отправимся, вы сейчас скажете сами, если выполните арифметический диктант.

Арифметический диктант

9*7,  8*2,  7*3,  9*3,  7*5,  6*5,  9*5,  7*6

5*5,  9*4,  7*4,  4*6,  9*6,  8*8,  7*9,  7*5

7*1,  4*5,  3*7,  7*8,  3*5,  2*6,  1*5,  2*5

Учитель:  На чем отправимся в путешествие?

Дети: На корабле.

Работа с «Коврографом Ларчиком» и «Игровизором»:

Цель:  Развитие зрительно-моторной координации. 

Учитель:  Располагайтесь по каютам. Путь к нужной каюте укажут лампочки.

 Твоя каюта №2. Ты идешь по палубам, где на стенах по 2 лампочки.

 Твоя каюта №3. Ты идешь по палубам, где на стенах по 3 лампочки.

 Твоя каюта №4. Ты идешь по палубам, где на стенах по 4 лампочки.

(Дети с помощью «Игровизора» определяют местонахождение каюты).

Учитель: - Сколько раз по 2 получилось? (3).

Сколько раз по 3 получилось? (4).

 Сколько раз по 4 получилось?(5).

Сколько лампочек горело на палубах пока вы шли до своей каюты? Составьте пример на умножение. (Дети составляют и записывают на «Игровизоре» под лабиринтом каждый свой пример на умножение и решают его: 2*3=6, 3*4=12, 4*5=20). Сколько всего?(38).

Использование развивающих технологий В. В. Воскобовича на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с «Читайкой – 2.2»:

Цель:  Развитие навыка чтения через использование игровых приемов. 

Учитель:   Гномы рады вам показать не только как они живут, но и как трудятся. Они добывают в подземелье драгоценные камни и складывают в синие сундучки

(ЖАР – ШАР, ШАЛЬ – ЖАЛЬ, ЖЕСТЬ – ШЕСТЬ и т.д.)

Работа с «Коврографом Ларчиком» на материале считалок.

Цель:  Развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

Учитель:   С Синим Гномом мы познакомились.  Я хочу познакомить вас еще с Геле. Какого он цвета? (Голубого). Какой он? (Он – мечтатель). Он любит сочинять стихи. Ему было бы приятно, если бы вы выучили считалку, которую он сочинил, с помощью волшебной восьмерки.

ЖИЛИ - БЫЛИ НА СОСНЕ

ДВЕ БОЛЬШИЕ ШИШКИ.

ЖИЛИ – БЫЛИ ПОД СОСНОЙ

ДВЕ СМЕШНЫЕ МЫШКИ.

Учитель:  Назовите последнее слово в каждом предложении.  (Шишки, мышки). В каких ещё словах встретились звуки [Ж] - [Ш]? (Жили, смешные, большие). Кто ещё жил в лесу? (Уж и ёж). Жили они дружно.

Таким образом, игра занимает значительное место в период обучения детей в  начальной школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Использование на   уроках  игровых технологий В. В. Воскобовича делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Следовательно, включение в учебный процесс игровых  технологий В. В. Воскобовича  приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные универсальные учебные действия.

Список  рекомендуемой и использованной литературы

1.Стребелова Е.А.   Коррекционно – развивающие обучение в процессе дидактических игр. Москва:  Владос,  2008.

2.Степанова О.А.,  Рыдзе О. А.   Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)

Статья раскрывает вопрос об использовании технологии  развивающего  чтения Е.М. Плюсниной   в коррекционной школе....

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

Исследование особенностей игровой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Исследование особенностей игровой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье говорится о том, как помочь детям с особыми возможностями здоровья в большей мере овладеть русским языком и о том, как сделать так, чтобы такие дети не испытывали трудности на уроках....