Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения
статья по теме
Cтатья. Применение развивающих игр разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения
Черевичная Наталья Николаевна, учитель начальных классов, воспитатель
Пионтек Алла Владиславовна, учитель начальных классов, воспитатель
ГБС(К)ОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для данной категории учащихся нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в коррекционных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции психического развития.
Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.
Наилучшие результаты достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Ребенок с ОВЗ прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые, коллективные и индивидуальные.
Среди развивающих игр особую роль можно выделить группу игр, разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге. Разработанные В. В. Воскобовичем развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовые игровые сюжеты. Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Приведем примеры игровых технологий В.В. Воскобовича, которые используем в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ОВЗ на уроках русского языка, литературного чтения, математики.
Направленность развивающих игр | Решение коррекционных задач | Перечень развивающих игр |
Логико- математическое развитие | Развитие мыслительных операций, познавательной активности | «Волшебная Восьмёрка», «Лого - формочки», «Игровизор», «Прозрачный квадрат», Кораблик «Бызг – брызг», прозрачные цифры |
Игры с буквами, звуками, слогами и словами | Развитие познавательной активности, общие речевые навыки, фонематический анализ и синтез, орфографическую зоркость, | «Волшебная Восьмёрка», «Читайки на шариках 1 и 2», «Ромашка», «Снеговик», «Геоконт», конструктор букв, Лабиринты букв, Геовизор |
Универсальные развивающие игры | Развитие наблюдательности, исследовательского подхода, общей и мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся | «Геоконт», «Чудо – головоломки», «Змейка», Коврограф «Ларчик», конструктор букв, цифр. |
Использование развивающих технологий В. В. Воскобовича на уроках математики.
Цель: Развитие мыслительных операций
Работа с «Игровизором».
Учитель: Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие, в котором придется пройти через разные испытания, преодолеть все преграды и трудности. Но если мы это сделаем, то в конце нашего пути найдем клад. А на чем мы отправимся, вы сейчас скажете сами, если выполните арифметический диктант.
Арифметический диктант
9*7, 8*2, 7*3, 9*3, 7*5, 6*5, 9*5, 7*6
5*5, 9*4, 7*4, 4*6, 9*6, 8*8, 7*9, 7*5
7*1, 4*5, 3*7, 7*8, 3*5, 2*6, 1*5, 2*5
Учитель: На чем отправимся в путешествие?
Дети: На корабле.
Работа с «Коврографом Ларчиком» и «Игровизором»:
Цель: Развитие зрительно-моторной координации.
Учитель: Располагайтесь по каютам. Путь к нужной каюте укажут лампочки.
Твоя каюта №2. Ты идешь по палубам, где на стенах по 2 лампочки.
Твоя каюта №3. Ты идешь по палубам, где на стенах по 3 лампочки.
Твоя каюта №4. Ты идешь по палубам, где на стенах по 4 лампочки.
(Дети с помощью «Игровизора» определяют местонахождение каюты).
Учитель: - Сколько раз по 2 получилось? (3).
Сколько раз по 3 получилось? (4).
Сколько раз по 4 получилось?(5).
Сколько лампочек горело на палубах пока вы шли до своей каюты? Составьте пример на умножение. (Дети составляют и записывают на «Игровизоре» под лабиринтом каждый свой пример на умножение и решают его: 2*3=6, 3*4=12, 4*5=20). Сколько всего?(38).
Использование развивающих технологий В. В. Воскобовича на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с «Читайкой – 2.2»:
Цель: Развитие навыка чтения через использование игровых приемов.
Учитель: Гномы рады вам показать не только как они живут, но и как трудятся. Они добывают в подземелье драгоценные камни и складывают в синие сундучки
(ЖАР – ШАР, ШАЛЬ – ЖАЛЬ, ЖЕСТЬ – ШЕСТЬ и т.д.)
Работа с «Коврографом Ларчиком» на материале считалок.
Цель: Развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
Учитель: С Синим Гномом мы познакомились. Я хочу познакомить вас еще с Геле. Какого он цвета? (Голубого). Какой он? (Он – мечтатель). Он любит сочинять стихи. Ему было бы приятно, если бы вы выучили считалку, которую он сочинил, с помощью волшебной восьмерки.
ЖИЛИ - БЫЛИ НА СОСНЕ
ДВЕ БОЛЬШИЕ ШИШКИ.
ЖИЛИ – БЫЛИ ПОД СОСНОЙ
ДВЕ СМЕШНЫЕ МЫШКИ.
Учитель: Назовите последнее слово в каждом предложении. (Шишки, мышки). В каких ещё словах встретились звуки [Ж] - [Ш]? (Жили, смешные, большие). Кто ещё жил в лесу? (Уж и ёж). Жили они дружно.
Таким образом, игра занимает значительное место в период обучения детей в начальной школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Использование на уроках игровых технологий В. В. Воскобовича делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
Следовательно, включение в учебный процесс игровых технологий В. В. Воскобовича приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные универсальные учебные действия.
Список рекомендуемой и использованной литературы
1.Стребелова Е.А. Коррекционно – развивающие обучение в процессе дидактических игр. Москва: Владос, 2008.
2.Степанова О.А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)
Статья раскрывает вопрос об использовании технологии развивающего чтения Е.М. Плюсниной в коррекционной школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...
Статья" Возможности использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Описываются методы и приёмы проблемного обучения.,возможности его использования....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием психологических приемов обучения
Преподавание русского языка....
Исследование особенностей игровой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Исследование особенностей игровой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье говорится о том, как помочь детям с особыми возможностями здоровья в большей мере овладеть русским языком и о том, как сделать так, чтобы такие дети не испытывали трудности на уроках....