Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе овладения грамотой.
статья по чтению по теме
Процесс развития познания – есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход к системным и осмысленным знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Макарова Л.В.
Учитель начальных классов
ГБС(К)ОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе овладения грамотой.
Процесс развития познания – есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход к системным и осмысленным знаниям.
«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распределен в ряды систем», - говорил физиолог И.М. Сеченов. Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами отражения действительности. Он учится наблюдать, запоминать выборочно то. Что является существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок учится сравнивать и группировать однородные вещи, рассуждать, делать выводы и критически проверять их. Значит, развитие познания обнаруживается не только в изменении объема и глубины познаваемого материала, но в овладении детьми способами познавательной деятельности. Современная педагогика ставит перед собой цели и задачи: воспитывать у детей интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями, организовать школьников на самостоятельный поиск информации. Следовательно, пробуждать у каждого ученика потребность в самообразовании, воспитывать привычку к интеллектуальному труду.
Глубокий познавательный интерес - это сплав психических процессов, потребность к творческому применению знаний. Если такой интерес есть, то школьник будет учится не ради похвалы и оценок.
Формирование познавательного интереса идет по двум каналам:
- само содержание учебных предметов дает такую возможность;
- путем определенной организации познавательной деятельности.
Учебные предметы дают новые знания о мире, открывают детям много тайн, интересных явлений.
Современная школа стремится не только вооружить учащихся знаниям , привить им умения и навыки, необходимые в жизни, но и вместе с тем обеспечить высокую активность детей в самом познавательном процессе.
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков. Учителю надо выработать у детей умение производить анализ слова, разлагать его на слоги, звуки перед тем, как составлять слово из букв разрезной азбуки, читать и записывать его. Разрезная азбука является необходимым пособием при обучении грамоте. Составление детьми слов из букв разрезной азбуки на первых порах заменяет более трудную запись слов. При работе с разрезной азбукой и после дети упражняются в чтении (синтез). Они читают по слогам слова, составленные ими, читают разделенные на слоги слова на классном наборном полотне, после этого переходят к чтению страниц азбуки.
Упражняясь в письме, учащиеся пишут элементы новой буквы, букву, слоги, слова и предложения с новой буквой. Письму слов и предложений должен предшествовать их анализ. Слоговое проговаривание записываемых слов про себя должно стать привычным детям.
Одним из показателей умственного развития школьников служит богатство словарного запаса. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется в процессе мышления и речи.
Обогащение словарного запаса – это залог правильного понимания нового материала по всем предметам, залог грамматических и орфографических умений школьников, залог их мыслительного развития.
Новые слова учащимися усваиваются не сразу:
- ученик понимает слово в контексте, может употребить его при пересказе, но слово не наполнено конкретным содержанием, у ребенка нет отчетливого представления о предмете, им обозначаемом;
- ученик знает слово и правильно понимает как в тексте, так и вне текста, может объяснить его значение, но в собственной речи не употребляет слово (слово усвоено пассивно);
- ученик понимает слово, употребляет в собственной речи, связывая его с другими словами, изменяя грамматическую форму (слово усвоено активно);
- ученик знает одно-два дополнительных значения усвоенного слова, умеет подбирать и образовывать родственные слова, использует слова в образных значениях (высшая ступень в овладении лексикой).
Учитель стремится довести большую часть лексического запаса каждого ученика до высшей ступени усвоения. С каждой новой ступенью в усвоении лексики требуется все большая активность и самостоятельность учащихся.
В самом деле, первая ступень усвоения будет достигнута в результате прочтения или прослушивания: ученик улавливает общий смысл текста и догадывается о приблизительном значении слова. Вторая ступень требует уже некоторой познавательной активности – нужно наполнить слово конкретным содержанием, подкрепить зрительным образом, сравнить значение со значение других слов. Третья ступень – активизация слов – важна в системе развития познавательной активности: научиться правильно употреблять слово не возможно без желания что-то рассказать. Речевая деятельность детей – лучший способ активизации их познавательного мира. Четвертая ступень достигнута, если внимание школьников направлено на понимание оттенков значений слов, на особенностях употребления, эмоциональную окраску.
Письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью полезно для повышения общей языковой культуры. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает ученик, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Например ученик усваивает новые слова: «зимородок, пересмешник, трясогузка». Он никогда не видел этих птиц, не знает их признаков. Однако, бойко называет их в своем рассказе о природе, не делая речевых ошибок. Но в его сознании слова не наполнены содержанием. К.Д. Ушинский считал, что такое «отражающее» усвоение слов полезно, так как оно вынуждает ребенка рано или поздно усвоить и понятие – наполнить слово содержанием.
Методике русского языка известно много разнообразных приемов работы над значением нового слова. Так для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.
Способ подстановки синонимов является одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, дети уясняют его значение. (Н: раздолье – простор, вьюга – метель и др.).
Слова становятся понятными, если ввести их в предложения. Весь строй фразы наталкивает на понимание слова. (Н: На стене мерно тикают ходики.)
Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. (Снег назван пушистым, потому что он легкий, как пух.). Если постоянно обращать внимание на эпитеты, у детей накопится некоторый опыт их применения, они начнут употреблять эпитеты в составе предложений.
Например, первоклассникам дается загадка: «Черные птичке на каждой страничке.» (Почему сказано «черные птички»? на страницах сидят птички?) Загадки возбуждают творческие способности учащихся, особенно, если они составлены самими детьми.
Типы упражнений с синонимами, антонимами, многозначными словами:
- Из списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов. (Глядит – смотрит, бежит – мчится).
- Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-то признака.
- Замена синонима в предложении.
- Подбор антонимов к синонимам. Полезно находить антонимы в пословицах из произведений художественной литературы.
- Упражнения на определение многозначных слов с дифференциацией значений. Усвоение многозначности слов способствует пониманию образных выражений.
- Сравнение значений слов.
Большую роль в обогащении речи детей играют пословицы. Пословицы лаконичны, синтаксическая структура четкая, а лексика разнообразная, носит бытовой жизненный оттенок.
И в заключении хочется отметить, что сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится успешной, продуктивной и творческой.
Литература
- Кеменова А.В., Архангельская Н.В. Обучение грамоте. – М.:Просвещение, 1969.
- Назарова Л.К. Активизация обучения правописанию. – М.: АПН РСФСР, 1982.
- Развитие речи на уроках обучения грамоте. Методические указания, рекомендации – М. 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"
Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования орфографической грамотности
Из личного опыта хотелось бы поделиться интересными, на мой взгляд, упражнениями для активизации познавательной деятельности учащихся....
Статья по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки».
Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально- ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе родного края позволяющ...
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения
Cтатья. Применение развивающих игр разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге....
Статья:«Активизация познавательной деятельности учащихся – ключевая проблема в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса».
В данной статье раскрывается одна из ключевых проблем в решении задач и повышении эффективности и качества учебного процесса....
Активизация познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В статье описаны пути активизации познавательной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе....
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
Выступление на МО с обобщение опыта работы по данной теме...