Системно – деятельностный подход в начальном образовании.
методическая разработка по русскому языку по теме
Как создаются условия для того, чтобы на всех этапах обучения ребенок был человеком, активно и осознанно действующим? Рассмотрим в качестве примера учебник «К тайнам нашего языка»(авт. М.С.Соловейчик Н.С. Кузьменко) с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению.
Учебник рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю и родителям не только правильно организовать учебный материал, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в образовании Сл 1
«…Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».
Дьюи Сл 2
Современное общество требует от системы образования воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Сл 3
Более полный, системный переход от былого «знаниевого» подхода к деятельностному, обозначен в тезисе, который давно в психологии обучения является основополагающим:
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, + Сл 3
а субъектом учебной деятельности».
Деятельностный подход к обучению предполагает:
Сл 4
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Иными словами, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок был человеком, активно и осознанно действующим.
Рассмотрим в качестве примера учебник Сл 5 «К тайнам нашего языка» с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению.
Учебник рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ученика, позволяющее учителю и родителям не только правильно организовать учебный материал, но и в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели Сл 6
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
В этом скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется найти интересный ответ.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это привычная для учителя – постановка учебной задачи. Но, как говорят психологи её лучше вводить через создание проблемной ситуации.
Постепенно становится аксиомой: + Сл 6
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
Как учебник «К тайнам нашего языка» помогает учителю создавать необходимые для этого проблемные ситуации?
Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.
В учебнике «К тайнам нашего языка» этот приём модифицирован: говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить ему и т. п. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.
Какие же способы мотивации деятельности детей и Сл 7
формирования активной познавательной позиции использованы в учебнике «К тайнам нашего языка»?
Вот наиболее распространённые:
• вопросы, суждения, ошибки персонажей;
• задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
• заголовки-вопросы;
• наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.
• вопросы, суждения, ошибки персонажей; Сл 8
• задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
• заголовки-вопросы; Сл 9
• наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками,
для объяснения которых нужны новые сведения, и др. Сл 10
Второе условие реализации деятельностного подхода:
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний
Сл 11
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
Ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, Сл 12 попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.
Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос Сл 12
ученикам предлагается узнать «решение учёных». Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) Сл 13
Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.
В данном случае –. Сл 14
от изучения разрозненных орфографических правил к системному формированию комплекса орфографических умений
- обнаруживать орфограммы (орфографической зоркости)
- определять разновидности орфограмм (а значит – требуемые правила)
- применять различные правила
- осуществлять орфографический самоконтроль (проверку написанного)
Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу Сл 15
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное.Рассмотрим на том же материале
С помощью приёма какографии дети упражняются в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Сл 16
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач .
Обучение формам диалогового общения
Сл 17
Тренировочная практическая работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения жизненных задач (обучение написанию записок, рецептов и др.)
- Написание рецепта Разговор по телефону Сл 18
Такие задания (собрание творческих сочинений) Сл 19
помогают ученикам повысить свой уровень в соответствии со своими индивидуальными способностями, сформировать устойчивый, познавательный интерес к предмету.
И результат в работе: умение детей самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.
При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности т. е. создать ситуацию успеха! Сл 20
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…». Дьюи 2
Актуальность Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться . «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом , а субъектом учебной деятельности». 3
Деятельностный подход к обучению предполагает 4
«К тайнам нашего языка» (под ред. М.С. Соловейчик) Учебник. В 2 частях Рабочая тетрадь. В 3 частях Методические рекомендации Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику 5
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели «Прежде чем вводить новое знание , надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман ) Создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива лучше вводить через создание проблемной ситуации. 6
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели • вопросы, суждения, ошибки персонажей; • задания, для выполнения которых недостаёт знаний; • заголовки-вопросы; • наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др. Способы мотивации деятельности детей: 7
• вопросы, суждения, ошибки персонажей вопросы ошибки персонажей суждения 8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
• задания, для выполнения которых недостаёт знаний; • заголовки-вопросы; заголовки-вопросы задания, для выполнения которых недостаёт знаний 2
• наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. Пропущенные слова Неверный порядок предложений Лишние предложения Различные виды ошибок 3
2 . Выполнение действий для приобретения недостающих знаний «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Г.А. Цукерман 4
2 . Выполнение действий для приобретения недостающих знаний -ответь Антону, выскажи предположение. Узнай «решение учёных». 5
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт , то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий ». Н. Ф. Талызина 6
формирование комплекса орфографических умений обнаруживать орфограммы ( орфографической зоркости ) определять разновидности орфограмм (а значит – требуемые правила) применять различные правила осуществлять орфографический самоконтроль ( проверку написанного) 7
осуществлять орфографический самоконтроль ( проверку написанного) 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу 8
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу исправление специально допущенных ошибок ( какография ) 9
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Обучение формам диалогового общения Устная речь Письменная речь 10
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Решение задач развития речи школьников, их умения общаться в устной и письменной форме Написание рецепта Разговор по телефону 11
Решение задач развития речи школьников, их умения общаться в устной и письменной форме 12
13 создать ситуацию успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в образовании
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...
Системно - деятельностный подход в образовании
Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который главным образом ориентируется на предметную (практическую) деятельность младших...
Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»Главная цель экологического образования – формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью. Ценнос...
Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)
Материал представляет собой доклад на августовской конференции учителей начальной школы в 2015 году. В материале обобщен опыт реализации системно-деятельностного подхода в образовании на приимере мате...
Статья "Системно - деятельностный подход как основа начального образования.
В статье описывается суть системно-деятельностного подхода....
Системно – деятельностный подход в образовании
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня ...