Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»
статья по окружающему миру на тему
Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_predal_s.p.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Статья: «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Предаль Светлана Павловна учитель начальных классов
Ноябрь 2013 г.
Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых полноценных условий для личностного развития учащихся, формирование экологической культуры, субъективности и активной позиции в учебном процессе. Решение названных задач особенно актуально для начального звена школьного обучения.
Главная цель экологического образования – формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью. Ценностные ориентации во многом определяют социальные потребности, мотивы поведения и поступки человека. Ценности не присваиваются личностью в «готовом виде», как доказано психологами, а формируются постепенно, в процессе социальной деятельности и накопления жизненного опыта.
Эффективность экологического образования в значительной степени определяется умелым сочетанием разнообразных видов деятельности, в которую педагог вовлекает учащихся, стремясь сформировать у них экологические ценности и социальные нормы отношения к окружающей среде, включая в учебную деятельность сюжетно – ролевые игры, игры – путешествия, дидактические игры. Необходимо создавать свободные формы активности школьников, реализуемые косвенным путем через правила и игровые действия в интеллектуальные силы учащихся.
В настоящее время экологическая культура рассматривается как система духовных ценностей, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле.
В качестве основных, структурных компонентов экологической культуры называются:
- экологическая образованность или система экологических знаний (естественнонаучных, ценностно-нормативных, практических);
- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологическое отношения, система ценностей, культура чувств;
- культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность.
Становление экологической культуры личности находится в прямой зависимости от развития экологического образования и воспитания на всех уровнях обучения, в том числе его начального звена. В последнее время становится все более ясным необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование экологического мировоззрения и мышления:
- формирование понятий о многообразии объектов природы и их значимости в природном окружении,
- эстетическое восприятие окружающей среды,
- формирование позитивных отношений с объектами окружающего мира,
- понимание того, что существовать можно только в том случае, если установить позитивные отношения с другими субъектами природы.
Важно, чтобы на этом этапе школьники не только осмыслили содержание курса природоведения, но и определили личностное отношение к изучаемым объектам, соотнесли их ценность со своими потребностями и интересами, стремлениями и убеждениями.
В дальнейшем идет формирование более глубоких знаний о взаимосвязях в природе и об экосистемной организации природы, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды, своей местности, здоровья населения. Развиваются способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологической проблемы и стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по охране окружающей среды. В качестве примера можно привести для рассмотрения исследовательской деятельности учащихся младших классов методику организации по изучению и проектированию экологической среды в школе и дома. Примерные темы проекта: «Экологоразвивающая среда классной комнаты», «Экологически чистая квартира», «Наш сад сегодня и завтра».
Экология – мировоззренческая наука и ее главная задача формирование у людей экологического мировоззрения. Эта проблема находит отражение и в образовательном процессе, так как в основе любой цивилизации лежит образование, т.е. передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, передача культуры и нравственности.«Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А учитель становиться одной из их центральных фигур современного гражданского общества» (Н.Н. Моисеев).
В «Концепции общего среднего экологического образования» сказано, что экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. Особая роль в этом отводится начальной школе, так как именно в ней закладываются основы экологического мировоззрения. Экологическое воспитание и образование под руководством учителя младших классов, который пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом, протекает более плодотворно и является хорошей базой для следующего этапа экологического воспитания.
Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на развитие, способное содействовать развитию общества. В комплексе содержательных и организационных мер особое место целесообразно отвести беседе, т.к. воспитание, по словам В.А. Сухомлинского, это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка, облегчающее формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром.
Очевидно, что нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. И важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Тематика бесед может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Земля – наш общий дом», «Мы учимся у природы», «О чем поют птицы» и др.
Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога – постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможное отклонение от нормы и своевременно корректировать их.
Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять раскрытию и формированию этого аспекта. На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывает ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Это не противоречит конкретности детского мышления, что связано с ситуативностью в применении ими правил поведения. Особенность этических бесед с погружением ребенка в реальную или вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, дающие знания об экологических связях, и состоит в том, что они не предлагают рецепт поведения в готовом виде, а своим содержанием и логикой построения вопросов, заданий, ответов постепенно подводят детей к собственным выводам и заключениям.
Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значение поведения и деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволить мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Для этого с самого раннего детства нужно учить ребенка находить многочисленные связи в природе:
- Между растениями и животными;
- Животными – хищниками и жертвами;
- Природными условиями среды и ее обитателями;
- Деятельностью человека и состоянием природного окружения.
Экологические связи не всегда видимы. Младшему школьнику трудно осознать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде.
И здесь беседа, как универсальная форма деятельности педагога и его воспитанников на уроках, экскурсиях, во внеурочное время представляет богатые возможности для анализа подобных связей в ситуациях:
- при анализе отрывков произведений писателей, при отгадывании загадок и использовании пословиц сказок, музыки, наблюдений для становления личностной позиции ребенка.
Одной из приоритетных целей, которую учитель должен реализовывать при организации изучения окружающего мира, является развитие наблюдательности.
Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает как относительно простой аспект отражение той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира. Чтобы он не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Пути развития наблюдательности при организации окружающего мира разнообразны:
- использование различных средств наглядности;
- организация наблюдений к уроку и на уроке;
- организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.
Успешность экологического образования на начальном этапе обучения во многом определяются возможностями использования в учебных целях природного окружения. В накоплении и обобщении знаний велика роль наблюдений, специально организованных экскурсий.
Ознакомление с объектами природы, их частями основными свойствами, способами функционирования в определенных условиях – это и есть формирование первоначально экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимоотношения с ними.
В работе, по формированию знаний учащихся о правилах поведения в природе, широко используется метод творческих заданий, с учетом их творческих способностей:
- составление рассказа по картинкам;
- рисование плаката об охране природы;
- составление памятки инструкции о правилах поведения в природе;
- создание книжки – малышки «Наш дом природа»
Особое внимание уделяется индивидуальной работе, которая связана с приобщением учащихся к чтению специальной литературы о взаимосвязях общества с природой. Это помогает учащимся в подготовке докладов, сообщений, обзора прочитанных книг и является стимулом для углубленного изучения природы, побуждением к активной практической деятельности по ее охране.
Основные пути реализации экологического образования младших школьников – это обязательное введение в планы учебно-воспитательной работы, факультативных курсов по экологии, а также включение экологических сведений в содержание различных дисциплин (русский язык, математика, чтение и др.), сбор литературы экологической направленности.
Достижению целей данного процесса способствуют создание условий для активного взаимодействия с окружающим миром и самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности, формирование способностей личности к самоопределению, саморазвитию и самореализации в обществе, приобщению школьников к общечеловеским ценностям и социально значимым делам.
В качестве примера по экологическому воспитанию младших школьников можно представить следующую программу:
Начиная с первого класса проводятся следующие мероприятия :
- исследования – наблюдения за объектами и состоянием окружающей среды во время экскурсий в парки, на водоемы, сезонных прогулок;
- конкурсы рисунков;
- беседы по отношению учащихся к природе, о разнообразии растений и животных, об их роли в жизни человека и т.д.
Во втором классе проходят:
- экологическое занятие «Мир вокруг нас» (знакомство с правилами поведения в природе, с влиянием человека на окружающую среду);
- игра- путешествие «По местным тропинкам» (с использованием картин художников, литературных и музыкальных произведений о лесных богатствах).
В третьем классе младшие школьники овладевают практическими умениями и навыками по отношению к природной среде. Этому способствуют:
- составление памяток по итогам экскурсий «Как вести себя в природе»;
- уход за комнатными растениями в классе и дома;
- литературная викторина по прочитанным книгам о животных;
- конкурс на лучшего знатока народных примет, пословиц, загадок о природе.
В четвертом классе проводится итог работы в этом направлении:
- выступление учащихся с докладами о редких видах животных и растений;
- об отрицательных последствиях деятельности людей в природной среде и об ответственности к своим поступкам.
Экологическое образование и воспитание должно быть всеобъемлющим и многосистемным.
Каждый учитель, работающий творчески, вероятно, знает и использует свои приемы, формы и средства, которые позволяют ему проанализировать жизненный опыт учащихся и соответственно строить свою педагогическую стратегию.
Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (8 вида) № 432
Колпинского административного района г.Санкт-Петербурга
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Предаль С.П.Учитель начальных классов
г. Санкт-Петербург
ноябрь 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе
Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...
Системно – деятельностный подход в начальном образовании.
Как создаются условия для того, чтобы на всех этапах обучения ребенок был человеком, активно и осознанно действующим? Рассмотрим в качестве приме...
статья "Системно-деятельностный подход в начальной школе"
В статье можно прочитать о значении формирования УУД у учащихся в начальной школе. Об использовании игр для развития читательских умений, дидактических игр для формирования беглого, выразительно...
Формирование нравственных качеств дошкольников в современных подходах к экологическому образованию
Формирование нравственных качеств дошкольниковв современных подходах к экологическому образованию ...
Статья "Системно - деятельностный подход как основа начального образования.
В статье описывается суть системно-деятельностного подхода....
Системный подход к расширению экологических представлений у детей инвалидов и детей с ОВЗ
Статья направлена на ознакомление с имеющимися подходами к экологическому воспитанию, подрастающего поколения....