ИКТ в период обучения грамоте
статья по русскому языку по теме
выступление на X Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т. А. Геллер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vedenina_s._a._mbou_gimnaziya_no10_zmr_rt.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Веденина С. А.
(МБОУ Гимназия №10 ЗМР РТ,
г. Зеленодольск, учит.нач.кл)
Использование ИКТ в период обучения грамоте.
Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций развития современного образования. Информационная компетентность включается в число ведущих компетентностей современного учителя, которые должны не только хорошо владеть компьютером, но и уметь квалифицированно отбирать компьютерные программы и материалы, которые в полной мере соответствуют содержанию, целям изучения конкретной дисциплины, способствуют развитию личности учащихся.
В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.[7]
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.[7]
Новые требования ФГОС одной из важнейших задач ставит: "Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с применением ИКТ позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.[1]
При использовании ИКТ-технологий в период обучения грамоте младших школьников весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения - это, то для чего мы работаем.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Основной проблемой такого интегрированного изучения предметов является то, что при разработке традиционных курсов не предполагалось использование информационной технологии[4].
К счастью, информационно-технологическая поддержка представленной методики обучения грамоте и письму младших школьников может быть реально осуществима.
Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений.
Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее написание букв, соединений и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства.
Одним из важнейших этапов обучения письму является приобретение и развитие навыка видения или узнавания составляющих элементов буквы и их способа соединения. Применение различных вариантов компьютерных мозаик, выполненных на основе готовых заданий из прописей, бесспорно, будут полезны и внесут разнообразие в ход урока[6].
Информационные технологии позволят коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Использования ИКТ при обучении письму оказывают положительное влияние на общекультурное развитие учащихся; приобретение и совершенствование навыков владения компьютером; индивидуализацию обучения; самоутверждение учащихся; повышение мотивации в изучении; эстетичность презентации учебных материалов; совершенствование процесса проверки работ учащихся; повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем)[3].
Подбор занимательной информации на изучаемый звук в период обучения письму включает в себя анимационные эффекты, кроссворды, ребусы, звуки и т.п. способствуют переключению внимания учащихся и более эффективному использованию времени урока на сегодняшний момент невозможно представить без использования ИКТ.
Огромные возможности у программы Microsoft PowerPoint. В своем первом классе на уроках я успешно использую презентации, которые позволяют мне
- наглядно представлять материал;
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации;
- обеспечить оперативность и объективность контроля;
- активизировать познавательную деятельность;
- повысить мотивацию обучающихся;
- повысить интерес к изучаемому предмету;
Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности, которая заложена в учебно-методическом комплексе «Планета знаний», по которому я работаю.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, применение ИКТ в период обучения грамоте не только помогает детям усвоить материал быстрее и доступнее, но и позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.
Список использованной литературы
1.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров – М.: Изд-во Моск. Психолого-соц. ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002.- 352 с.
2.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.-208 с.
(Серия «Энциклопедия образовательных технологий)
3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение – М. : Просвещение, 1994г. – 400 с.
4. Волина В. В. Учимся играя – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
5. Мультимедийный диск Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс- М.: Изд-во: ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2007
6. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева Методические условия обучения детей грамоте- М.: Изд-во Айрис Пресс, 2007 -112с.
7. Алексей Воронцов Проектные задачи в начальной школе – М.: Просвещение, 2011 – 176 с.
8. Л. Лазарева – Новым стандартам – нестандартный подход. М. Перспектива – 2012 – 36с.
Интернет-ресурсы
standart.edu.ru
festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
В помощь молодому учителю....
Изучение букв в период обучения грамоте
Шаблоны для презентаций при изучении букв в период обучения грамоте. (буквы А-К)...
Картинки в период обучения грамоте
Эти картинки для раскрашивани можно использовать в период обучения грамоте для закрепления словарных слов и правил написания слов (жи-ши...)....
Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.
Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...
Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...
Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".
Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...
Тексты для чтения в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период
В данной разработке содержатся тексты для чтения в 1 классе в период обучения грамоте в послебукварный период....