Обобщение по теме" Наречие"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Лукина Светлана Андреевна

Разработка урока по теме "Наречие" для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_s.a.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: обобщение знаний о наречии.

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания о наречии;

- закрепить умение употреблять наречие в устной и письменной речи; - расширить словарный запас учеников;  

- формировать потребность к новым знаниям;  

- развивать активность, любовь к русскому языку;

- учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме " Наречие"; набор карточек; таблицы; опорные схемы; исследовательские карточки; учебник Поляковой "Русский язык" 4 класс.

Пояснительная записка.

К обобщающему уроку была проведена большая подготовительная работа:

учащиеся работали с исследовательскими карточками, опорными схемами, таблицами, получали нестандартные задания исследовательского и познавательного характера. Ребята самостоятельно готовили презентации и использовали в них занимательный материал, игры, ребусы, тесты, кроссворды, карточки-тренажёры. Всем понравились задания "Образуй наречия",  "Найди ошибку", "Составь наречие", "Это интересно". После экскурсии в лес на уроках развития речи составили словарь наречий по данной теме, написали сочинение-миниатюру "Зимний лес", используя наречия.

Ребята учились работать с дополнительными источниками: справочниками, словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернета.

Данный урок завершает изучение темы "Наречие". В соответствии с целями урока выбран такой вид компьютерной поддержки, как мультимедийная презентация. Она способствует формированию положительно учебной мотивации, даёт возможность учащимся проверить свои знания и умения по изученной теме.

Мультимедийная презентация используется на протяжении всего урока. К каждому этапу урока подготовлены слайды, содержащие теоретическую информацию, и слайды с заданиями, требующими практического применения знаний. И в подборе заданий и при подготовке дидактического материала, и в ходе проведения урока принимали участие сами дети.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

-У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.                                                                             Слайд №1

2.        Проверка домашнего задания «Буриме».

- К сегодняшнему уроку вы получили задание: составить стихотворение по заданным рифмам.                                                    Слайд №2

………………………….молодо              ………………. высоко

………………………….зелено               ………………. далеко

…………………………..хорошо              ………………. весело

……………………………красиво              ……………… глубоко

Далеко над лесами,

Высоко над горами солнце встаёт.

Глубоко, широко и светло всем лучи раздаёт.

И весело птицы поют, и люди смеются, и дружно живут.

***

Мы отправили кораблик очень-очень далеко,

Несмотря на то что в речке было страшно глубоко,

Пролетают в синем небе стая птичек высоко.

И совсем ему не страшно, а скорее весело.

***

На доске лучшая работа                                                                       Слайд №3

В небе сияла звезда высоко,

И отправились волхвы за ней далеко,

С тех пор в рождение Бога-сына

Верят люди глубоко.

И встречают Рождество очень-очень весело.

  1. -Что понравилось в этом стихотворении?
  2. -Назовите наречия.

3. Постановка цели урока. Сообщение темы урока.               Слайд №4

На доске слова:         быстро, думай, медленно, работай, а

- Из данных слов составить высказывание, которое станет девизом нашего урока.

Думай медленно, а работай быстро. 

- Молодцы, правильно составили девиз нашего урока.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока и девиз           Слайд №5

- Как вы  понимаете это высказывание?

- Назовите наречия.

- На какие вопросы они отвечают?

4. Актуализация опорных знаний.

- Используя наречия, скажите как бы вам хотелось работать сегодня на уроке. (правильно, вдумчиво, активно, дружно, аккуратно, творчески).

- Каковы задачи урока?

(Научиться выделять наречия среди других частей речи, ставить к ним вопросы, составлять предложения)

- Прежде всего проверим теоретические знания по теме "Наречие" и проведем блиц-опрос.

Работа в парах.

Дети задают друг другу вопросы по пройденной теме.

  1. Что такое наречие?
  2. На какие вопросы отвечают наречия?
  3. Как изменяются наречия?
  1. Какие разряды наречий вы знаете?
  2. Как образуются наречия?
  3. К какой части речи относятся?
  4. Что обозначает наречие?
  5. Чем обычно являются в предложении?
  6. Главный морфологический признак наречия?

5.Решение учебных задач                                                                 Слайд №6

а)  Ребята давайте повторим как образуются наречия.

  1. Какая часть слова сохраняется при образовании наречия?
  2. Какая отбрасывается?
  3. Какая присоединяется?

Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.                                                                                                 Слайд №7

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, шумно, заново, снова.

б)  Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу.

  1. За всякое дело берись умело.

Как вы понимаете её значение?

Найдите наречие.

На какой вопрос оно отвечает?

К какому слову оно относится?

С каким словом связано это наречие?

Далее ученики выполняют задание самостоятельно.               Слайд №8

  1. Без друга в жизни туго.
  2. Яблоко от яблони недалеко падает.
  3. За край родной иди бесстрашно в бой.
  4. Всё хорошо, что хорошо кончается.
  5. Много спать дело не знать.
  6. Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Проверка задания.

-Объясните свой выбор.

- Что помогло вам правильно выполнить это задание.

в)  Для чего нужны наречия в нашей речи?

-Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной.

-А теперь замените фразеологизмы, словами синонимами, используя наречия.

-Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синоним?                                                                                             Слайд №9

-Каким наречиями можно заменить этот фразеологические обороты?

  1. Пальчики оближешь.
  2. Битый час.
  3. Днем с огнем.
  4. Кот наплакал
  5. На край света.
  6. Откуда ни возьмись.
  7. Чуть свет.
  8. Как снег на голову.

Проверка выполнения задания.

-Устно придумайте предложение с этими наречиями.

6.Физкультминутка.                                                                        Слайд №10

Под музыку дети выполняют действия и называют наречия.

Шагом, влево, вправо, кругом, вверх, высоко, вниз, вприпрыжку, весело, дружно, направо, налево, шагом, спокойно.

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, выполняют задания по карточкам. ?                                              Слайд №11

Карточка № 1.

Запишите к данным глаголам наречия.

Играют-..., сверкает-..., горят-..., катаются-..., едут-..., сияет -., смеются-.., скользят-.., трещит-..., веселятся-...

Карточка № 2.

Допишите глаголы к данным наречиям.

....- весело, .....-кубарем, ....- звонко, ....-быстро. ...-глубоко, ...далеко, ...-дружно, ....-стремглав.

Проверка этого задания осуществляется на электронной доске.

Как образуются наречия?                                                                  Слайд №12

-Почему в одних случаях пишется суффикс О, а в других А?

-От чего это зависит?                                                                       Слайд №13

-Какие приставки имеют наречия с суффиксом А на конце (ИЗ, ДО, С)

-Какие приставки имеют наречия с суффиксом О на конце (В, НА, ЗА)

- Приведите примеры.

г)  Пользуясь опорной схемой, запишите в один столбик наречия с суффиксом -а-, в другой столбик с суффиксом -о-.

Слев.., снов.., досух.., направ.., засветл.., влев..., наглух.., издалек.., докрасн.., издавн...                                                                            Слайд №14

-Кто выполнил работу без ошибок?

Какие знания помогли справиться с заданием?

7. Проверка выполнения заданий на карточках.

8. Практическая работа по применению наречий.             Слайд №15

-Сегодня на уроке мы напишем мини-сочинение на тему "Зимние забавы", используя наречия.

Класс делится на две команды. Кто больше назовет наречий.

(весело, близко, далеко, кубарем вниз, наконец, днем, кругом, втайне, вихрем, налево, направо, прямо, звонко, прямо, свежо, жгуче, хорошо, неуклюже, досуха, докрасна, засветло, добела, сверху, спереди, вблизи, смешно)

Устно учащиеся составляют предложения по заданной теме и записывают их в виде мини-сочинения. Лучшие работы зачитываются.

9.Инструктаж домашнего задания.                                          Слайд №16

-Откройте учебник Поляковой, найдите упражнение №219, прочитайте задания.

10. Рефлексия.                                                                                   Слайд №17

-Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? (ответы детей)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?

  1. На уроке мне было: (выбрать нужные наречия)
  2. Список наречий на слайде
  3. Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.

Литература.

1. Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы.-М., "Просвещение", 2006.

2.Чистякова Н.А., Чистяков С.С. Обучение основным навыкам работы с персональным компьютером.- Великий Устюг, 2004.

3. Ресурсы Интернета.

Мы любим дни морозные,

Кругом упругий лёд,

Здоровый смех весёлый

И шумный Новый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок обобщения знаний по теме "Глагол. Повторение, обобщение изученного" 4 класс

Подробный конспект урока, презентация к уроку, индивидуальные раздаточные карточки, поезд-домино (локомотив + вагоны) и  глаголы-исключения,(для каждой пары учеников),тест,  рейтингова...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Урок обобщения знаний Тема: «Обобщение по теме « Склонение имён существительных»

На этом уроке были поставлены учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения: формирование умения работать  статичных  парах группах в режиме интер...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...