Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Визитная карточка урока.
Класс: 3А
Образовательная программа: Система Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова
Учитель: Ющенко Т.В.
Дата: 04 мая 2011
Предмет: Русский язык
Содержательная линия: Орфография и пунктуация.
Планируемый результат: Применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Умения, характеризующие достижение этого результата:
* находить орфограммы в словах;
* определять место орфограммы в слове
* соотносить орфограмму с изученным правилом;
* находить слова с определенной орфограммой
* группировать слова с одинаковой орфограммой
* различать слова с изученными и с неизученными орфограммами
Раздел: Система орфограмм и способы их проверки.
Цель раздела: Систематизация орфографического материала, изученного в 1 – 3 классах.
Задачи раздела: 1) построить классификацию орфограмм;
2) восстановить систему правил, определяющих проверку орфограмм, не связанных с обозначением фонем (пунктуация);
3) составить список орфограмм сильных позиций и актуализировать определяющие их написание специальные правила;
4) восстановить способы проверки орфограмм слабых позиций, не нарушающих закон письма;
5) восстановить и дополнить списки орфограмм слабых позиций, нарушающих закон письма (в различных частях слова), а также актуализировать или открыть, пользуясь орфографическим справочником, способы их проверки (специальные правила);
6)составить схему, отражающую порядок действий при проверке орфограмм в высказывании;
7) поупражняться в проверке орфограмм различных типов и видов.
Тип урока: Урок решения конкретно – практических задач.
Цель типа урока: Формирование навыка и отработка способа действия.
Тема урока: «Способы проверки орфограмм в высказывании»
Представляемый урок - десятый по счету из раздела «Система орфограмм и способы их проверки». Вводится на этапе обобщения.
Цель урока: 1. Составить алгоритм проверки орфограмм в высказывании.
2.Упражнения в проверке орфограмм в соответствии с выработанным алгоритмом.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: интерес к русскому языку; мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроке.
Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение осуществлять контроль своей деятельности; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности.
Познавательные УУД: умение применять модель (алгоритм) для получения информации и умение строить устные высказывания; навыки смыслового чтения текстов; умение вести поиск и выделять нужную информацию; выявлять особенности (признаков, качеств) разных объектов (корень, приставка, суффикс, окончание); выявлять сходства и различия объектов; выбирать основания и критерии для сравнения; классификация объектов.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, одноклассника; умение сотрудничать при решении учебных задач; адекватно оценивать свою работу в группе.
Средства обучения: учебник «Русский язык» В.В. Репкин и др., рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В. Репкин и др., толковый словарь русского языка, орфографический словарь русского языка, карточки для работы в группе, компьютер с мультимедийным проектором.
Структура урока:
1.Постановка учебной задачи.
2.Основная часть:
- выработка алгоритма;
- упражнения на нахождение и проверку орфограмм разного типа и вида.
3. Рефлексия.
4. Подача домашнего задания.
Формы работы на уроке: фронтальная и групповая
Форма домашнего задания: (по желанию) подобрать для одноклассников текст с ошибками для работы на следующем уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс: 3А
Учитель: Ющенко Т.В.
Предмет: Русский язык
Содержательная линия: Орфография и пунктуация.
Раздел: Система орфограмм и способы их проверки.
Тип урока: Урок решения конкретно – практических задач.
Тема урока: «Способы проверки орфограмм в высказывании»
Цель урока: 1. Составить алгоритм проверки орфограмм в высказывании.
2.Упражнения в проверке орфограмм в соответствии с выработанным алгоритмом.
Формируемые универсальные учебные действия:
1.Личностные УУД: интерес к русскому языку; мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроке.
2.Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение осуществлять контроль своей деятельности; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности.
3.Познавательные УУД: умение применять модель (алгоритм) для получения информации; умение строить устные высказывания; навыки смыслового чтения текстов; умение вести поиск и выделять нужную информацию; выявлять особенности (признаков, качеств) разных объектов (корень, приставка, суффикс, окончание); выявлять сходства и различия объектов; выбирать основания и критерии для сравнения; классификация объектов.
4.Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, одноклассника; умение сотрудничать при решении учебных задач; адекватно оценивать свою работу в группе.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.В. Репкин и др., рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В. Репкин и др., толковый словарь русского языка, орфографический словарь русского языка, карточки для групповой работы, компьютер с мультимедийной установкой.
Формы работы на уроке: фронтальная и групповая
Структура урока:
I. Организационный момент. Зарядка для ума.
Деление класса на группы по результатам предыдущего диктанта.
II.Постановка учебной задачи.
У. – Хотите знать, что будем делать на уроке? Тогда продолжим зарядку для ума. В этом кроссворде зашифровано слово, которое поможет нам узнать, чем мы будем заниматься на уроке.
Вам надо ответить на вопросы и вписать нужное слово по горизонтали.
1. Помещение, в котором вы каждый день проводите 5 – 6 часов (класс)
Где собирают урожай ягод и овощей? (огород)
Этот предмет лежит в пенале каждого ученика (карандаш)
Время приема пищи (завтрак)
Место загородного летнего отдыха детей (лагерь)
Она предназначена для полета в космос (ракета)
Дает знания ученикам (учитель)
Овощ, который помогает сохранить зрение (морковь)
Слово – похвала (хорошо)
У. – Прочитайте, какое слово получилось по вертикали.
Д. - Читают слово « КОРРЕКТОР»
У. – Кто может объяснить значение этого слова?
Д. - ?
У. – Где можно найти толкование слова?
Д. – В толковом словаре.
У. – Ищите. ( Поскольку работа со словарем не является целью урока, для быстроты выполнения задания можно сделать закладку на нужной странице).
Д. – Зачитывают значение слова «корректор»
У. – Хотите поработать настоящими корректорами? (В этот момент необходимо добиться от учеников, чтобы они сказали: «Да» или согласно кивнули головой). На доске карточка с текстом (перевернутая), который написали ученики второго класса. Они хотят отправить его в журнал «Добрята». Учительница попросила нас проверить текст.
У. – Поскольку корректору доверяют исправлять тексты в больших книгах, то он должен обладать каким – то очень важным умением. Подумайте, каким?
Д. – Будут высказывать разные предположения. Необходимо добиться ответа: «Умение видеть ошибки».
У. – Прежде, чем я открою текст, предлагаю вспомнить, на какие орфограммы будем обращать внимание и как их проверить.
II основная часть:
У. – На какие две группы делятся орфограммы?
Д. - Орфограммы в высказывании и орфограммы в словах.
У. – (уточняет и по ходу выкладывает на доске карточки с условными обозначениями) Орфограммы, которые не связаны с обозначением фонем, - Б
и орфограммы, связанные с обозначением фонем, - А
У. – Напомните, какие орфограммы нужно проверять в высказывании?
Д. –Б1 – заглавная буква
Б2– пробел между словами
Б3 – знак переноса слова
Б4 – знаки препинания в конце и внутри высказывания
У. – Потренируемся? Каждая группа получает несколько высказываний, которые надо проверить по этим орфограммам.
Задание 1. Умение: находить в предложении орфограммы, не связанные с обозначением фонем.
1) наступила осень как обычно бывает осенью, везде много опавших листьев солнце светит реже часто дует сильный ветер и гонит по небу облака
2)иногдапоказывалосьсолнцевысветляянатротуарахмокрыелистьяизапахпалыхлистьевнаполнялдушунесравнимойтоской
3)осень заглянула всады поспевают осенние яблокив саду слышатся звонкие голоса вясный день садоводы собирают урожай
4) наподстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблокикрасивоони выглядятрядомс желтой антоновкой скоро город получит свежие фрукты
(После выполнения проверки и исправления ошибок тексты вывешиваются на доску. Далее надо определить последовательность частей текста)
У. – Напомните орфограммы, которые обозначаются фонемой.
Д. – Они делятся на две группы: в слабой и сильной позиции.
У. – Выкладывает условные обозначения орфограммы в сильной позиции А
и проговаривает с учениками все орфограммы сильных позиций.
Задание 2.Умение: определять орфограмму сильной позиции
На доске записаны слоги в четыре столбика. Надо дописать слог в начале или конце слова на орфограмму «Гласные после шипящих»
ТУ КУ СЫ КРУ
ПИ РО ВЕЛЬ ДА
ДО ХО ТО МО
ТА КА И ПИ
МЫ У КРЫ ЛЫ
ВОТ НА Е ШКИ
У. – Повторим орфограмму слабой позиции
Обозначить орфограммы в частях слова
Обобщить, что орфограммы попадают под общее правило проверки и часть орфограмм проверяют по особому правилу.
Задание 3.Умение: находить орфограмму, определять ее место в слове, соотносить с изученным правилом
1) подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук, и запиши проверочное слово.
Водичка, цветы, поля, кричит, лесной, большой.
2)запиши слова в столбики в зависимости от того, в какой части слова орфограмма.
Зонтик, (в) ночи, полевой, полеты, (по) домам, (в) доме, побелеть
3)Заполнить таблицу:
Проверяемые безударные гласные в корне слова | Проверяемые парные согласные в корне слова | Непроизносимые согласные |
Травка, больной, сказка, устный, гористый, местный, мясной, книжка, властный
4)Закончить предложения:
В слове ВЕЧЕРНИЙ нужно писать букву Е, потому что__________________________
В слове ПОСМОТРЕТЬ пишется букву О, потому что________________________________
В слове ВАРЕЖКА нужно писать букву Ж, потому что_________________________
В слове СВИСТНУЛ пишем букву Т, потому что _____________________________
В слове ПОДЪЕЗД нужна буква Ъ, потому что _________________________________
В слове МЫШЬ пишется буква Ь, потому что_________________________________
Взаимопроверка. Задание группы 4 проверяет учитель.
Группа 4 проверяет задание группы 3.
Группа 3 проверяет работу второй группы.
Группа 2 проверяет задание группы 1.
Задание 4. Еще раз проговорить алгоритм проверки орфограмм, пользуясь всей схемой.
У. – Теперь я могу доверить вам проверку текста в книге.
Группа 1. Проверяет по карточке
Группа 2. По книге
Группа 3. На доске
Группа 4. В компьютере
( В тексте каждой группы возрастает количество ошибок от 2 до 5)
Текст. Морской царь и Василиса Премудрая.
(руская народная сказка)
Посеял мужик Кузьма рожь, и уродил ему господь на диво: едва мог с поля собрать! Вот привез он снопы домой, смолотил, насыпал и думает: «Теперь – то стану жить, не тужить!» И повадились к кузьме в амбар мышь да воробей; каждый божий день раз по пять слазают, наедятся – и назад: мышь юркнет в свою норку, а воробей улетит в свое гнездо. Жили они так – то дружно целые три года; все зерно приели, остается в закроме самая малость, с четверик – не больше.
Рефлексия.
На экране ответы. Учитель задает вопрос, ученики должны найти и записать номер правильного ответа. Проверить по образцу
Орфограммы, обозначающие фонемы делятся на две группы: в слабой и сильной позиции.
Чтобы проверить безударную гласную корня слова, надо поставить ее в сильную позицию.
Чтобы проверить парную согласную, надо поставить ее под ударение.
Чтобы проверить парную согласную, надо изменить слово так, чтобы после нее стояла гласная.
Чтобы проверить орфограмму в приставке, надо подобрать слово с такой же приставкой
Чтобы проверить орфограмму в суффиксе, надо подобрать слово с таким же суффиксом.
Чтобы проверить орфограмму в личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола.
Чтобы проверить орфограмму в окончании существительного, надо его род и падеж.
Ответы:
VI.Подача домашнего задания.
К следующему уроку подобрать текст с ошибками для работы в классе
Карточки к уроку
наступила осень как обычно бывает осенью, везде много опавших листьев солнце светит реже часто дует сильный ветер и гонит по небу облака
иногдапоказывалосьсолнцевысветляянатротуарахмокрыелистьяизапахпалыхлистьевнаполнялдушунесравнимойтоской
осень заглянула всады поспевают осенние яблокив саду слышатся звонкие голоса вясный день садоводы собирают урожай
наподстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблоки красивоони выглядят рядомс желтой антоновкой скоро город получит свежие фрукты
Подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук, и запиши проверочное слово.
Водичка-_________________, цветы-_______________, поля-_____________, кричит-____________, лесной-____________, большой-__________________.
Запиши слова в столбики в зависимости от того, в какой части слова орфограмма.
Зонтик, (в) ночи, полевой, полеты, (по) домам, (в) доме, побелеть
¬ ^ ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу:
Проверяемые безударные гласные в корне слова | Проверяемые парные согласные в корне слова | Непроизносимые согласные |
Травка, больной, сказка, устный, гористый, местный, мясной, книжка, властный
Закончить предложения:
В слове ВЕЧЕРНИЙ нужно писать букву Е, потому что__________________________
В слове ПОСМОТРЕТЬ пишется букву О, потому что__________________________
В слове ВАРЕЖКА нужно писать букву Ж, потому что_________________________
В слове СВИСТНУЛ пишем букву Т, потому что _____________________________
В слове ПОДЪЕЗД нужна буква Ъ, потому что _________________________________
В слове МЫШЬ пишется буква Ь, потому что_________________________________
Найди 2 ошибки.
Морской царь и Василиса Премудрая.
(руская народная сказка)
Посеял мужик Кузьма рожь, и уродил ему господь на диво: едва мог с поля собрать! Вот привез он снопы домой, смолотил, насыпал и думает: «Теперь – то стану жить, не тужить !» И повадились к кузьме в амбар мышь да воробей; каждый божий день раз по пять слазают, наедятся – и назад: мышь юркнет в свою норку, а воробей улетит в свое гнездо. Жили они так – то дружно целые три года; все зерно приели, остается в закроме самая малость, с четверик – не больше.
Найди 3 ошибки.
Морской царь и Василиса Премудрая.
(руская народная сказка)
Посеял мужик Кузьма рожь, и уродил ему господь на диво: едва мог с поля собрать! Вот привез он снопы домой, смолотил, насыпал и думает: «Теперь – то стану жить, не тужить !» И повадились к кузьме в амбар мышь да воробей; каждый божий день раз по пять слазают, наедятся – и назад: мыш юркнет в свою норку, а воробей улетит в свое гнездо. Жили они так – то дружно целые три года; все зерно приели, остается в закроме самая малость, с четверик – не больше.
Найди 4 ошибки.
Морской царь и Василиса Премудрая.
(руская народная сказка)
Посеял мужик Кузьма рожь, и уродил ему господь на диво: едва мог с поля собрать! Вот привез он снопы домой, смолотил, насыпал и думает: «Теперь – то стану жить, не тужить !» И повадились к кузьме в амбар мышь да воробей; каждый божий день раз по пять слазают, наедятся – и назад: мыш юркнет в свою норку, а воробей улетит в свое гнездо. Жыли они так – то дружно целые три года; все зерно приели, остается в закроме самая малость, с четверик – не больше.
Найди 5 ошибок.
Морской царь и Василиса Премудрая.
(руская народная сказка)
Посеял мужик Кузьма рожь, и уродил ему господь на диво: едва мог с поля собрать! Вот привез он снопы домой, смолотил, насыпал и думает: «Теперь – то стану жить, не тужить!» И повадились к кузьме в амбар мышь да воробей; каждый божий день, раз по пять слазают, наедяться – и назад: мыш юркнет в свою норку, а воробей улетит в свое гнездо. Жыли они так – то дружно целые три года; все зерно приели, остается в закроме самая малость, с четверик – не больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Измерители обученности 4 класс.Русский язык 4 класс.3 четверть.Блок "Как устроен наш язык"
Контрольная работа по русскому языку.4 класс 3 четверть.Блок "Как устроен наш язык" Система учебников"Начальная школа XXI века"...
Тема урокРусский язык.docx
Проблемный урок русского языка....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...