Склонение имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка для четвертого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russ.yaz_.4kl.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Упражнение в определении склонений имён существительных.

ЦЕЛЬ: развивать умений  распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже; обобщать знания детей о склонении имён существительных; развивать зрительную память; воспитывать любовь к книгам.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, таблица, компьютер

ТИП: закрепление.

ХОД УРОКА:

I. Актуализация.

1.Проверка домашнего задания.

2.Чистописание.

-Сегодня на чистописании будем писать букву   Шш. Пишем слово  Школа и буквосочетания   ши  ше   шу.

II. Работа над темой.

1. На доске записаны слова. (1 слайд)

ВАНЯ, ИВАН, ДЕДУШКА, ПАПА, СЛАВА, ОТЕЦ,

-Чем похожи эти слова?   (Существительные мужского рода в именительном падеже.)

-Чем отличаются?  (Окончания разные.)

-На какие две группы можно разделить существительные мужского рода?

(Существительные 1-го склонения и 2-го склонения.)

-Значит, чем будем заниматься.

- Определением склонении имен существительных.

2. Игра «Соберите в корзину». (2слайд)

Учитель показывает предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами.  Дети раскладывают предметные картинки соответственно типу склонения.

-Какой урожай собрал первый ученик? (Репа, редька, малина, клюква, рябина, смородина, капуста, клубника.) 

-Что в корзинках второго ученика? (Картофель, кабачок, баклажан, перец, чеснок, лук, помидор, редис.)

-Какие существительные у третьего ученика? (Фасоль, морковь, тетрадь, лошадь, дочь, печь.)

-Напомните: какие существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2-му склонению? К 3-му склонению?   (Тблица.)

III. Формирование умении и навыков.

1. Игра «Не ошибись». (3слайд)

Здесь написаны слова с мягким знаком на конце.  Запишите существительные только 3-го склонения.

ЖИЗНЬ, ПЕЧЬ, ПОМОЩЬ, КАРТОФЕЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, МОРКОВЬ, ТЕТРАДЬ, ЛОШАДЬ, КОНЬ, ДЕНЬ, ПЕНЬ, БОЛЬ.

--Какие существительные 3-го склонения вы записали?  (Жизнь, печь, помощь, морковь, тетрадь, лошадь, боль.)

2.Физкультминутка. (4слайд)

Игра «Доскажите словечко.»

Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два прыжка. Если существительное 3-го склонения – три приседание.

а) Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …. .  (Белка.)

б) Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это … .(Еж.)

в) По ночам во  мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за шутка я?  … .   (Кровать.)

г) Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …. .   (Карандаш.)

д) И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это? …. .   (Палатка.)

е) Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.    (Гармонь.)

ж) То я в клетку, то в линейку.

Написать по-ним сумей-ка!

Можешь нарисовать…

Что такое я? (Тетрадь.)

з) Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается.   (Сообака.)

и) В воде купался,

но сух остался.  (Гусь.)

к) Ты беседуй чаще с ней

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

Словарная работа: ЩЁЛКАЕТ – ЯРУ; КОЛКИЙ – ЧЭНЧУЧЭН, КАДАЛУЧАН; ЗНОЙ – ЭССЕЛЕК.

IV.  Закрепление.

1.Письмо по памяти. (5слайд)

 Ты беседуй чаще с ней

Будешь вчетверо умней.

-Укажите склонение имён существительных..

2.  Игра «Найдите лишнее слово.»   (Устно.) (6слайд)

-Определите, по какому принципу собраны слова в группу и найдите «лишнее» слово.

а) УЛЫБКА, ЮНОША, БОЛЕЗНЬ, ПРИРОДА. (Болезнь – существительное 3-го склонения, остальные – существительные 1-го склонения.)

б) РАДОСТЬ, БОЛОТО, УПРЯМСТВО, ОКНО.  (Радость – существительное 3-го скл., остальные – 2-го скл.)

в) ПАРТА, ПЛОЩАДЬ, ПЫЛЬ, ТЕТРАДЬ.  (Парта  - 1-го скл., остальные 3-го скл.)

г) В ЛЕСУ,  НА СТОЛЕ,  В  ДОМЕ, КАРТИНА.  (Картина – 1-го скл., остальные – 2-го скл.)

-Почему у слова КАРТИНА мы смогли быстро определить склонение? (В именительном падеже.)

-Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (В косвенных падежах.)

-Как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах?

(Нужно поставить существительное в именительный падеж: В ЛЕСУ -  ЛЕС - 2скл.;

НА СТОЛЕ – СТОЛ – 2скл.; В ДОМЕ – ДОМ – 2скл.)

3.Откройте учебники.  Читаем памятку на странице 91.

Упражнение 177,стр.93.

- Спишите, определите склонение существительных.

4. На доске записаны существительные с пропущенными буквами. (7слайд)

….ЛЬБОМ, Г…РОЙ, К…РТИНА, КВ…РТИРА, ЛЕС…Н…ЦА, М…Г…ЗИН, МЕС…Ц, М…Л…ТОК,  ТРАКТ…Р, УЛ…ЦА,  УЧ…НИК, Р…КЕТА, ДОРО…КА, КОРМ…ШКА, ПОДСНЕ…НИК.

-Мальчики выпишут существительные 2-го склонения.  (Альбом, герой, магазин, месяц, молоток, трактор, ученик, подснежник.)

-Девочки выпишут существительные  1-го склонения.   (Картина, квартира, лестница, улица, ракета, дорожка, кормушка.,)

5. Разбор по составу. (8слайд)

КОРМУШКА,  ДОРОЖКА, ПОДСНЕЖНИК...

6. Выполняются задания в рабочем тетради.

7. Тест. (9слайд)

а) Каждое слово из левого столбика соедини с нужным склонением:

ВОРОБЕЙ

ОСИНА

СОЛНЦЕ                                                             1-Е СКЛОНЕНИЕ

ДИМА

ДМИТРИЙ                                                          2-Е СКЛОНЕНИЕ

РЕМЕНЬ

СИРЕНЬ                                                             3-Е СКЛОНЕНИЕ

ДЯДЯ

б) В каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению:

1-Е СКЛОНЕНИЕ                             2-Е СКЛОНЕНИЕ                           3-Е СКЛОНЕНИЕ

ТУРИСТ                                              ТЕЛО                                                 ПАМЯТЬ

ОБЕЗЬЯНА                                        ЭТАЖ                                                  РОДНИК

СТЕНКА                                            СИРЕНЬ                                             СМЕЛОСТЬ

КНИГА                                              УЧЕНИК                                            ПОЛЕ

ДЯДЯ                                                 ЯБЛОКО                                            ЛОШАДЬ

РЕМЕНЬ                                           СНЕГИРЬ                                          ДОМ

РЫБА                                                ОСЕНЬ                                               ЕЛЬ

в) Укажите существительное мужского рода 1 склонения.

ЮРА                                        МИР                                   ДЕД                       ТОПОЛЬ

ВОЛОДЯ                                МИША                              ДЕДУШКА             ДЯДЯ

г) Укажите существительное среднего рода 2 склонения.

КРЕСЛО                                 ПОНЕДЕЛЬНИК                         УТРО
ПОСЕЛОК                              СЕЛО                                           ПОЖЕЛАНИЕ

д) Укажите существительное женского  рода 3 склонения.

МЫШЬ                                   ПАПА                                           МЫСЛЬ
ПАМЯТЬ                                ПЛАНЕТА                                     СТЕНА

V. Итог урока.

-По каким признакам мы определяем  склонение существительных?   (По роду и окончанию.)

Домашнее задание: Упражнение 178, стр.93.  (п.)

Зугра Бадертдинова, учитель начальных классов II квалификационной категории Чатовской начальной школы Актанышского района.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...