Родительный падеж имен существительных во множественном числе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Родительный падеж имен существительных во множественном числе.
Цель: 1. Научить учащихся правильному употреблению окончаний существительных множественного числа в родительном падеже.
2. Развитие умений и навыков учащихся по применению усвоенных падежей и развитие устной, письменной речи.
3. Воспитание любви к птицам и интереса к русскому языку.
Оборудование: Индивидуальные карточки, компьютер, музыкальный центр, диски, мягкие игрушки.
Материал: Русский язык, 4 класс Р. Х. Ягафарова, стр.69, Русский язык, 4класс Т. Г. Рамзаева, стр.128.
Форма: Объяснение нового материала.
План урока.
- Оргмомент.
- Чтение в жужжании
- - Доброе утро, дети! К нам приехали сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. (здравствуйте.)
-Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам прийти?
- Актуализация опорных знаний.
1.Ответы на вопросы.(вывешиваются правила)
- Мы с вами проходили тему « Изменение имен существительных в единственном числе». Давайте, вспомним сколько падежей есть в русском языке? И на какие вопросы они отвечают?(по очереди дети отвечают и просклоняется слово «зима»)
- Хорошо. А теперь мы с вами начали тему « Изменение имен существительных во множественном числе».
- Как отличить сущест. во множ. числе от сущ. в ед. числе?
- Во множественном числе имена существительные различаются
по склонениям?
-Какие окончания имеют сущ-ые ж.р. в им. падеже мн. числа?
- Какие окончания имеют сущ-ые с.р. в им. падеже мн. числа?
- Какие окончания имеют сущ-ые м.р. в им. падеже мн. числа?
- Скажите, пожалуйста, слова птицы по татарски.
- Какой вопрос ставится к нему на татарском языке?
-В каком числе могут быть вопросы кем? нәрсә?
- А на русском языке это так?
(Дети отвечают на вопросы и правила вывешиваются на доске)
Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов | Во множественном числе имена существительные не различаются по склонениям | В именительном падеже множественного числа имена существительные женского рода имеют окончания – ы, -и: горы, брови. |
В именительном падеже множест-венного числа имена сущест-вительные среднего рода имеют окон-чания –а, -я: сёла, поля, но ухо - уши, плечо –плечи | В именительном падеже множест-венного числа имена существительные мужского рода имеют окончания -ы, -и, -а, -я: ветры, воробьи, города, учителя. | В русском языке к именам существительным во множественном числе ставятся такие же падежные вопросы, как и в единственном числе: кто? – парень, кто? – парни |
- Работа с компьютером
- Мы с вами на прошлом уроке проходили тему « Дательный, творительный, и предложный падежи имен существительных во мн. числе» Сейчас смотрим на монитор. Составим предложения, а эти картинки помогут вам в этом. Определим окончания найденных слов.
Лампочки висят над партами. Тракторы работают на полях.
Я играю с друзьями. Зимой мы катаемся на лыжах.
- Вспомним правила
Во множественном числе в творительном падеже все имена существительные имеют окончание -ами, (ями): отцами, землями, степями. | Во множественном числе в предложном падеже все имена существительные имеют окончание -ах, -ях: отцах, землях, степях. |
- Смотрим на монитор. Продолжим.
Снегирям не страшен холод, а страшен голод.
Дятлам не страшна кора любого дерева, так как у них клюв острый.
Во множественном числе в дательном падеже все имена существительные имеют окончание -ам, -ям: отцам, землям, степям. |
- Дятлы, снегири они какие птицы? Что вы можете о них сказать?
- Да, ребята. Зимующим птицам нужно дать корм. Им найти корм зимой
очень трудно. 3. Проверка д/з.
III. Объяснение нового материала
1.Работа с книгой. Стр. 69. Упр.111 - Заполнение таблицы.
- Открыли книжки. Упр.111. Задание прочитает … . И на доске заполним вот эту таблицу.
Мужской и средний род | Женский род |
|
Выводится правило.
Существительные мужского и среднего рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания –ов, -ев, - ей или нулевое окончание: помидоров, овощей, яблок. | Существительные женского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончания – ей или нулевое окончание: площадей, улиц. |
2.Физкультминутка
IV.Закрепление
- Чистописание.
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
- Это что такое? Еще какие пословицы вы знаете?
- Работа с компьютером. Морфологический разбор.
- Смотрим на монитор. Прочитаем предложения и выбираем существительные только родительного падежа во множественном числе. И сделаем морфологический разбор.
1 ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях.
1.Тихо и плавно падают из облаков легкие снежинки.
Из облаков - …
2.На снегу видны следы зверей.
Зверей – …
3.Каждое утро мы насыпали для синиц крошки и крупу.
Для синиц- …
4.Лиса поедает мышей, зайцев.
Мышей – …
Зайцев- …
- Игра «Найди лишнее слово»
- Надо найти лишнее слово в каждой группе и составить с ними рассказ(устно)
Рыба, зима, лиса, кошка
Скорость, тень, день, ночь
Волк, слон, тигр, снег
Земля, птицы, гараж, мяч
Казань, корм, Пушок, Аня |
- Самостоятельная работа. Индивидуальные карточки.
Карточка №3. Просклоняй существительное в единственном и во множественном числе. Слово книга, друг .(индивидуально)
Детям раздаются карточки с ответами, сами проверяют свои работы по этим карточкам. И сами вставляют оценку.
- Игра «Теремок»
- Сейчас мы играем в одну игру. Вы определите своего героя с помощью этих карточек. / Лягушка, мышка, лисица, зайчик, медведь/ Вы будете этими героями. А наш класс будет Теремком. Хозяин этого Теремка Родительный падеж. Он пускает в Теремок только тех, кто назовет себя в родительном падеже мн. числа.
- Проверка знаний. Карточка №2.
Определить падеж выделенных сущ.-х.
Человек без друзей, что дерево без корней. Жизнь красна не прожитыми днями, а хорошими делами. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Двое пашут, а семеро руками машут.
- Итог урока.
- -Что мы узнали нового?
- Д/з. Упр.112
- Выставление оценок.
Приложение:
- Правила
- Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов
- Во множественном числе имена существительные не различаются по склонениям
- В именительном падеже множественного числа имена существительные женского рода имеют окончания – ы, -и: горы, брови.
- В именительном падеже множественного числа имена существительные среднего рода имеют окончания –а, -я: сёла, поля, но ухо - уши, плечо –плечи, небо – небеса.
- В именительном падеже множественного числа имена существительные мужского рода имеют окончания -ы, -и, -а, -я: ветры, воробьи, города, учителя.
- В русском языке к именам существительным во множественном числе ставятся такие же падежные вопросы, как и в единственном числе: кто? – парень, кто? – парни
- Во множественном числе в творительном падеже все имена существительные имеют окончание -ами, (ями): отцами, землями, степями.
- Во множественном числе в предложном падеже все имена существительные имеют окончание -ах, -ях: отцах, землях, степях.
- Во множественном числе в дательном падеже все имена существительные имеют окончание -ам, -ям: отцам, землям, степям.
- Карточка №2
Обозначь падеж выделенных существительных.
Человек без друзей, что дерево без корней. Жизнь красна не прожитыми днями, а хорошими делами. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Из облаков падают снежинки. Летом мы часто приходили к старым липам.
- Карточка №3.
Просклоняй существительное в единственном и во множественном числе.
Книга, друг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительный падеж имён существительных во множественном числе
Открытый урок по русскому языку 4 классЦели:Познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных родительного падежа во множественном числе.Формировать умение употреблять имена существи...
Урок русского языка в 3-В классе ПНШ, учитель Соловьева М.Г. 13.03.2013г. Тема: Окончания имен существительных во множественном числе в разных падежах.
Урок закрепления знаний...
Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс
Этот материал содержит презентацию для работы учеников с нетбуками....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Трудные случаи образования форм слова. Родительный падеж имен существительных множественного числа.
Данный материал поможет в подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку, научит правильно употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа....
Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...