"Различение на слух и на письме слов, сходных при произношении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель: научить различать на слух и на письме слова, сходные при произношении в начале и конце слова.

Задачи:

  1. Образовательные: повторить написание гласных и согласных букв в соединении; закрепить умение читать закрытые слоги при стечении согласных; формировать понятия «звук», «буква»; обогащать словарь.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
  3. Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, аккуратность; формировать отношение к себе как носителю языка.

Оборудование: тетради, учебник, карточки со словами, коррекционная таблица, предметные картинки, карточки с буквами, звучащие предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Различение на слух и на письме слов, сходных при произношении (шар – шарф, кран – экран).

Цель: научить различать на слух и на письме слова, сходные при произношении в начале и конце слова.

Задачи:

  1. Образовательные: повторить написание гласных и согласных букв в соединении; закрепить умение читать закрытые слоги при стечении согласных; формировать понятия «звук», «буква»; обогащать словарь.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
  3. Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, аккуратность; формировать отношение к себе как носителю языка.

Оборудование: тетради, учебник, карточки со словами, коррекционная таблица, предметные картинки, карточки с буквами, звучащие предметы.

План:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Артикуляционная и логопедическая разминка (4 мин)
  3. Развитие моторики (1 мин)
  4. Минутка чистописания (7 мин)
  5. Коррекционная разминка (5 мин)
  6. Сообщение темы и цели урока (2 мин)
  7. Физическая разминка (1 мин)
  8. Изучение нового материала (11 мин)
  9. Закрепление (5 мин)
  10. Итог урока (3 мин)

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Посадка детей.

- Какой урок по счету?

- Как называется урок?


Первый урок.

Урок русского языка.

2. Артику-ляционно-логопедичес-кая размин-ка

-Послушайте чистоговорку:

Ша – ша – ша – молочная лапша.

Ши – ши – ши – купили мне карандаши.

Аш – аш – аш – беру я карандаш.

Шом – шом – шом – я пишу карандашом.

Ыш – ыш – ыш – шуршит под лавкой мышь.

Ошка – ошка – ошка – лови мышку кошка.

- А теперь повторяйте за мной по одной строчке: сначала – я, потом – вы.

- Молодцы!

 - А сейчас выучим скороговорку:

В пруду у Поликарпа

Три карася, три карпа.

- Проговариваем вместе со мной хором.

- Молодцы!










Повторяют хором каждую строчку.



Проговаривают хором несколько раз, потом по одному несколько человек.

3. Развитие моторики

- Сжали руки в кулачок. Повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

4. Минутка чистописа-ния





а)








б)





в)








г)

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Во время письма обращается внимание на посадку детей.

- Сейчас я буду читать загадки, а вам нужно будет угадать о какой букве я говорю.

Эту букву я возьму,

Если в дождик побегу.

- Что это за буква?

- Записываем в тетради заглавную и строчную буквы Р (р).

Во время письма учитель проходит по классу, следит за правильностью написания.

Если захотим присесть,

Буква – стульчик у нас есть.

- Что это за буква?

- Записываем в тетради заглавную и строчную буквы К (к).

Эти буквы так похожи,

Словно сестры-близнецы,

Только маленькие точки

Различить помогут их.

- Что это за буква?

- Записываем в тетради заглавную и строчную буквы Е (е), а затем заглавную и строчную буквы Ё (ё).

В зеркало взглянула Е

И увидела там…

- Что это за буква?

- Записываем в тетради заглавную и строчную буквы З (з).

- А сейчас, ребята, я вам буду показывать карточки со словами, в которых пропущена первая буква. Вам нужно догадаться и вставить одну из тех букв, которые вы записали.

- Записываем слова в тетрадь (1 человек работает у доски). Подчеркните вставленные буквы.










Р.

Записывают в тетради, а один человек на доске.





К, к.







Е, е. Ё, ё.






З, з.



Рита, рысь, Катя, кит, ель, Елена, ёж, Зина, зима.





5.  Коррек-ционная разминка



























- А сейчас, ребята, отложите ручки, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите?

- То, что вы слышали, как это называется?


- На столе лежат предметы (2 стакана с водой, лист бумаги). Как вы думаете, они могут издавать звуки?

- Какие?


- Сейчас закройте глаза. Послушайте звуки и постарайтесь запомнить какой звук за каким будет следовать, а потом мне скажете.

Учитель поочередно создает звуки: шелест бумаги, журчание воды, звон стаканов.

- Итак, ребята, какой звук вы услышали первым?

- Вторым?

- Третьим?

- Молодцы!

- Посмотрите внимательно на таблицу. Давайте поиграем в игру «Самый внимательный».

- Нужно выйти к доске, назвать и показать все геометрические фигуры.


- Покажите и назовите все буквы.

- Покажите и назовите все цифры.

Покажите и назовите всех животных.


Покажите и назовите предметы.

- Молодцы!

Шум машин, шелест листьев, голоса людей.

Звуки, которые нас окружают.



Да.

Предлагают свои варианты.









Шелест бумаги.

Журчание воды.

Звон стаканов.





Выходит 1 ученик.

Круг, квадрат, треугольник.

Н, а.

4, 12.

Дятел, божья коровка.

Куртка, шарф, шар.

6. Сообще-ние темы и цели урока

- Ребята, произнесите еще раз названия предметов.

- А теперь я произнесу, послушайте: куртка –шар – шарф.

- Какие слова похожи по произношению?

- А одинаковые ли это предметы?

- Правильно! Хоть слова и похожи, но предметы-то разные и названия у них разные.

- Давайте вместе произнесем эти слова и посчитаем звуки на пальцах.



- Какой звук добавился?

- В каком месте слова?

- Сегодня на уроке, ребята, мы с вами будем учиться различать такие слова, которые похожи при произношении, но обозначают разные предметы.

Куртка, шарф, шар.




Шарф, шар.

Нет.




Ш-а-р, ш-а-р-ф (на каждый звук дети загибают по одному пальцу).

Звук [ф].

В конце слова.

7.Физическая разминка

- А теперь немного отдохнем. Выйдите все из-за парт, повторяйте за мной.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихонечко за парты сесть.

- Молодцы!

Повторяют движения за учителем.

8. Изучение нового материала

а) Работа в тетрадях





б) Работа у доски




- На новой чистой строке с большой буквы запишем пару слов: шар – шарф. Подчеркните новую букву во втором слове. Обозначим сколько букв, сколько звуков.

шар (3 б., 3 зв.) – шарф (4 б., 4 зв.)

На доске вразброс даны карточки со словами: пар, парк, кран, экран, кол, укол, раб, краб.

- Найдите похожие по написанию слова.



- В каком месте появилась лишняя буква в каждой паре слов?

- Записываем эти пары слов в тетрадь.

- Сколько букв, сколько звуков?

- Ребята, я составила с одной парой слов предложения (запись на доске). Послушайте.

В городе красивый пар.

От чайника идет парк.

- Я правильно составила предложения?

- Где ошибка?



- Сейчас мы будем записывать предложения, но сначала повторим правила его написания.






- А теперь я закрою доску и продиктую вам эти два предложения. Посмотрим как вы умеете слушать. Не перепутайте слова как у меня.

- Давайте проверим. В конце первого предложения какое написали слово?

- А в конце второго?

- Молодцы!




Записывают слова в тетрадь, подчеркивают букву ф. один ученик работает у доски.





Пар – парк, кран – экран, кол – укол, раб – краб.

В начале слова, в конце слова.

Один ученик у доски, остальные в тетради.






Нет.

Нужно поменять местами карточки со словами.

Предложение начинается с большой буквы. Каждое слово в предложении пишется отдельно. В конце предложения ставится точка.

Дети записывают под диктовку предложения.



Парк.

Пар.

9. Закрепле-ние

- А сейчас мы с вами будем волшебниками. Будем превращать одни слова в другие. А помогут нам в этом


буквы            и

- Что изображено на первой картинке?

- На второй?

- Подставьте соответствующую букву в начало или в конец слов, чтобы получить новые слова.

После получения и называния детьми новых слов на доску вывешиваются соответствующие изображения и карточки с названиями предметов.

- Молодцы, ребята! Давайте запишем эти пары слов.






Усы.

Рот.



Бусы, крот.

10. Домаш-нее задание

Составить предложения с парами слов (усы – бусы, рот - крот) и записать их в тетради.

11. Итог уро-ка

- Чему учились на уроке?

Оценки за урок.

Оформление классной доски

Оформление записей в тетради

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

                                                                                                                                           

б

к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова сходные по звучанию

русский язык 3 класс...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Дифференциация [П -Б], работа над словесным ударением . Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов связанных с организацией занятий. Текст №2

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в подготовительном классе. План занятия:1.Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.2.Тре...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

Развитие фонематического слуха и грамотного письма

Рекомендации для работы на уроках русского языка...

Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши

Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши.Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции» ....