"Различение на слух и на письме слов, сходных при произношении"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: научить различать на слух и на письме слова, сходные при произношении в начале и конце слова.
Задачи:
- Образовательные: повторить написание гласных и согласных букв в соединении; закрепить умение читать закрытые слоги при стечении согласных; формировать понятия «звук», «буква»; обогащать словарь.
- Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
- Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, аккуратность; формировать отношение к себе как носителю языка.
Оборудование: тетради, учебник, карточки со словами, коррекционная таблица, предметные картинки, карточки с буквами, звучащие предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Различение на слух и на письме слов, сходных при произношении (шар – шарф, кран – экран).
Цель: научить различать на слух и на письме слова, сходные при произношении в начале и конце слова.
Задачи:
- Образовательные: повторить написание гласных и согласных букв в соединении; закрепить умение читать закрытые слоги при стечении согласных; формировать понятия «звук», «буква»; обогащать словарь.
- Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, навык каллиграфического письма, фонематический слух, навык чтения (правильность); корригировать артикуляционный навык; развивать психические процессы (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
- Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, аккуратность; формировать отношение к себе как носителю языка.
Оборудование: тетради, учебник, карточки со словами, коррекционная таблица, предметные картинки, карточки с буквами, звучащие предметы.
План:
- Организационный момент (1 мин)
- Артикуляционная и логопедическая разминка (4 мин)
- Развитие моторики (1 мин)
- Минутка чистописания (7 мин)
- Коррекционная разминка (5 мин)
- Сообщение темы и цели урока (2 мин)
- Физическая разминка (1 мин)
- Изучение нового материала (11 мин)
- Закрепление (5 мин)
- Итог урока (3 мин)
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | Посадка детей. - Какой урок по счету? - Как называется урок? | Первый урок. Урок русского языка. |
2. Артику-ляционно-логопедичес-кая размин-ка | -Послушайте чистоговорку: Ша – ша – ша – молочная лапша. Ши – ши – ши – купили мне карандаши. Аш – аш – аш – беру я карандаш. Шом – шом – шом – я пишу карандашом. Ыш – ыш – ыш – шуршит под лавкой мышь. Ошка – ошка – ошка – лови мышку кошка. - А теперь повторяйте за мной по одной строчке: сначала – я, потом – вы. - Молодцы! - А сейчас выучим скороговорку: В пруду у Поликарпа Три карася, три карпа. - Проговариваем вместе со мной хором. - Молодцы! | Повторяют хором каждую строчку. Проговаривают хором несколько раз, потом по одному несколько человек. |
3. Развитие моторики | - Сжали руки в кулачок. Повторяйте за мной: Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. | |
4. Минутка чистописа-ния а) б) в) г) | - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Во время письма обращается внимание на посадку детей. - Сейчас я буду читать загадки, а вам нужно будет угадать о какой букве я говорю. Эту букву я возьму, Если в дождик побегу. - Что это за буква? - Записываем в тетради заглавную и строчную буквы Р (р). Во время письма учитель проходит по классу, следит за правильностью написания. Если захотим присесть, Буква – стульчик у нас есть. - Что это за буква? - Записываем в тетради заглавную и строчную буквы К (к). Эти буквы так похожи, Словно сестры-близнецы, Только маленькие точки Различить помогут их. - Что это за буква? - Записываем в тетради заглавную и строчную буквы Е (е), а затем заглавную и строчную буквы Ё (ё). В зеркало взглянула Е И увидела там… - Что это за буква? - Записываем в тетради заглавную и строчную буквы З (з). - А сейчас, ребята, я вам буду показывать карточки со словами, в которых пропущена первая буква. Вам нужно догадаться и вставить одну из тех букв, которые вы записали. - Записываем слова в тетрадь (1 человек работает у доски). Подчеркните вставленные буквы. | Р. Записывают в тетради, а один человек на доске. К, к. Е, е. Ё, ё. З, з. Рита, рысь, Катя, кит, ель, Елена, ёж, Зина, зима. |
5. Коррек-ционная разминка | - А сейчас, ребята, отложите ручки, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? - То, что вы слышали, как это называется? - На столе лежат предметы (2 стакана с водой, лист бумаги). Как вы думаете, они могут издавать звуки? - Какие? - Сейчас закройте глаза. Послушайте звуки и постарайтесь запомнить какой звук за каким будет следовать, а потом мне скажете. Учитель поочередно создает звуки: шелест бумаги, журчание воды, звон стаканов. - Итак, ребята, какой звук вы услышали первым? - Вторым? - Третьим? - Молодцы! - Посмотрите внимательно на таблицу. Давайте поиграем в игру «Самый внимательный». - Нужно выйти к доске, назвать и показать все геометрические фигуры. - Покажите и назовите все буквы. - Покажите и назовите все цифры. Покажите и назовите всех животных. Покажите и назовите предметы. - Молодцы! | Шум машин, шелест листьев, голоса людей. Звуки, которые нас окружают. Да. Предлагают свои варианты. Шелест бумаги. Журчание воды. Звон стаканов. Выходит 1 ученик. Круг, квадрат, треугольник. Н, а. 4, 12. Дятел, божья коровка. Куртка, шарф, шар. |
6. Сообще-ние темы и цели урока | - Ребята, произнесите еще раз названия предметов. - А теперь я произнесу, послушайте: куртка –шар – шарф. - Какие слова похожи по произношению? - А одинаковые ли это предметы? - Правильно! Хоть слова и похожи, но предметы-то разные и названия у них разные. - Давайте вместе произнесем эти слова и посчитаем звуки на пальцах. - Какой звук добавился? - В каком месте слова? - Сегодня на уроке, ребята, мы с вами будем учиться различать такие слова, которые похожи при произношении, но обозначают разные предметы. | Куртка, шарф, шар. Шарф, шар. Нет. Ш-а-р, ш-а-р-ф (на каждый звук дети загибают по одному пальцу). Звук [ф]. В конце слова. |
7.Физическая разминка | - А теперь немного отдохнем. Выйдите все из-за парт, повторяйте за мной. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – тихонечко за парты сесть. - Молодцы! | Повторяют движения за учителем. |
8. Изучение нового материала а) Работа в тетрадях б) Работа у доски | - На новой чистой строке с большой буквы запишем пару слов: шар – шарф. Подчеркните новую букву во втором слове. Обозначим сколько букв, сколько звуков. шар (3 б., 3 зв.) – шарф (4 б., 4 зв.) На доске вразброс даны карточки со словами: пар, парк, кран, экран, кол, укол, раб, краб. - Найдите похожие по написанию слова. - В каком месте появилась лишняя буква в каждой паре слов? - Записываем эти пары слов в тетрадь. - Сколько букв, сколько звуков? - Ребята, я составила с одной парой слов предложения (запись на доске). Послушайте. В городе красивый пар. От чайника идет парк. - Я правильно составила предложения? - Где ошибка? - Сейчас мы будем записывать предложения, но сначала повторим правила его написания. - А теперь я закрою доску и продиктую вам эти два предложения. Посмотрим как вы умеете слушать. Не перепутайте слова как у меня. - Давайте проверим. В конце первого предложения какое написали слово? - А в конце второго? - Молодцы! | Записывают слова в тетрадь, подчеркивают букву ф. один ученик работает у доски. Пар – парк, кран – экран, кол – укол, раб – краб. В начале слова, в конце слова. Один ученик у доски, остальные в тетради. Нет. Нужно поменять местами карточки со словами. Предложение начинается с большой буквы. Каждое слово в предложении пишется отдельно. В конце предложения ставится точка. Дети записывают под диктовку предложения. Парк. Пар. |
9. Закрепле-ние | - А сейчас мы с вами будем волшебниками. Будем превращать одни слова в другие. А помогут нам в этом буквы и - Что изображено на первой картинке? - На второй? - Подставьте соответствующую букву в начало или в конец слов, чтобы получить новые слова. После получения и называния детьми новых слов на доску вывешиваются соответствующие изображения и карточки с названиями предметов. - Молодцы, ребята! Давайте запишем эти пары слов. | Усы. Рот. Бусы, крот. |
10. Домаш-нее задание | Составить предложения с парами слов (усы – бусы, рот - крот) и записать их в тетради. | |
11. Итог уро-ка | - Чему учились на уроке? Оценки за урок. |
Оформление классной доски
Оформление записей в тетради
б
к
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова сходные по звучанию
русский язык 3 класс...
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....
Дифференциация [П -Б], работа над словесным ударением . Различение и опознавание на слух фраз, словосочетаний и слов связанных с организацией занятий. Текст №2
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в подготовительном классе. План занятия:1.Дифференциация звуков [П -Б] в слогах, словах, фразах.2.Тре...
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.
Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...
Развитие фонематического слуха и грамотного письма
Рекомендации для работы на уроках русского языка...
Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши
Произношение и обозначение на письме слов с жи-ши.Изучить орфографическое правило «Правописание слов с жи-ши в безударной позиции» ....