Развитие фонематического слуха и грамотного письма
статья на тему

Рекомендации для работы на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического слуха и грамотного письма

с помощью творческих и интерактивных заданий в начальной школе »

Ханенко И. А.

ГБОУ СОШ с. Русская Борковка

Цель: повышение качества обучения русскому языку на начальном этапе, освоения курса через развитие творческих способностей и воображения детей.

Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащихся орфографические навыки, но и в том, чтобы всесторонне изучать язык с младшими школьниками. Это означает, что учитель должен познакомить детей со всеми сторонами русской речи: фонетической, лексической, грамматической. Фонетика является первым и основополагающим разделом языкознания.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). 

Внимание и запоминание у младших школьников слабые, особенно, если учение не захватывает. Даже если ребенок будет выучивать все – все со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут мертвым грузом. Да к тому же скука утомляет.

Изучая опыт учителей – практиков, опираясь на свои наблюдения и опыт, на опыт своих коллег в своей работе подбираю на уроки такие задания, чтобы каждый ученик мог работать с интересом, с искоркой в глазах.

Игра "Найди друзей для звука".

Эту игру я проводила в конце урока после того, как был проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, я ставлю магнитный значок в первую клеточку схемы звукового состава слова "мама" и спрашиваю детей, какому звуку они должны найти друзей. На первых этапах знакомства с игрой, мы с учениками ещё раз читали вслух слово "мама", интонационно выделяя этот звук. Затем необходимость в этом действии отпадает.

Поскольку активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, учителю лучше двигаться постепенно от парты к парте, выслушивая ответы каждого ребёнка. Здесь же вводится одно из правил игры: нельзя повторять уже произнесённое слово. Ребята не сразу научатся произносить слово с интонационным выделением нужного звука (а это одна из основных учебных задач этой игры). Я не делаю им замечаний. Это игра. Поэтому, если ребёнок говорит просто слово "молоко", повторяю за ним: "Правильно, мммолоко, есть звук (м)". Если отвечает ученик, который уже может сам выделить интонацией нужный звук, я прошу повторить его слово ещё раз, чтобы все дети услышали в слове звук (м), и ребёнок повторяет: "комм".

В момент, когда я замечаю, что словарный запас детей постепенно истощается, игру можно закончить. Обязательно подводим итоги и называем победителей. Ими становятся те ребята, которые нашли наибольшее количество друзей для названного звука. Как вариант усложнения этой игры, можно предложить следующее задание: "А теперь будем искать друзей для мягкой пары звука (м)".

Учителю всегда приятно, когда игра проходит быстро и без ошибок. Но в классе всегда найдётся ученик, который назовёт слово с мягким согласным вместо твёрдого, либо слово будет походить по смыслу на уже сказанное другим учеником, но не будет иметь нужного звука. Ни в коем случае нельзя пропускать такие ошибки. Учитель ещё раз вместе с учеником повторяет сказанное слово, убеждаемся, что такого звука в нём нет. Если ребёнок затрудняется сам быстро заменить слово, учитель приходит на помощь. Наводящими вопросами выходим на нужное слово. И здесь же обязательно похвалить такого ученика. Он справился с заданием.

Игра "Назови пару".

Эту игру я вводила для отработки следующей учебной операции - различения твёрдых и мягких согласных звуков. Её хорошо проводить с мягким мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным звуком (условия игры оговариваются заранее). Назвать слово с таким же звуком ученику легче.

Например: учитель - "рог", ученик - "рама".

учитель - "рог", ученик - "машина".

учитель - "миг", ученик - "мешок".

учитель - "миг", ученик - "сирень".

Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

Эта игра более сложная по сравнению с предыдущей, но, отрабатывая её на каждом уроке, ребята учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, набираются необходимыми словами, привыкают рассматривать каждое слово и с этой точки зрения.

При проведении этих игр, необходимо очень постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь.

Игра "Бинго"

У каждого ребёнка на парте лежит листок с таблицей. В её строках записаны  слова с одной пропущенной буквой. В большинство слов нужно вставить одну и ту же букву, но присутствуют и слова с другими пропущенными буквами. Ученику нужно определить, какая буква в большинстве пропущена в этом задании. Следующий этап – придумать пять слов с этой буквой. При записывании слов учитывается мягкость-твердость согласного или ударность-безударность гласного, с которого начинаются слова. Например, вот такую таблицу получили ребята:

…естница   па…ьто   о…урец   ка…ендарь   ка…уста  …юк

карусе…ь      …ород    …евша    це…ь

Определили, что пропущена буква л. Она является мягким звуком в данном случае, значит, и придуманные слова будут начинаться с мягкого звука.

Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, даёт об этом знать - громко на весь класс кричит "Бинго!". Заполнение таблиц прекращается. Начинается общее обсуждение.

Игра "Бинго" позволяет включить каждого ученика в процесс восприятия, активизировать внимание ребят в классе.

Для разнообразия деятельности учащихся на уроках я использую интерактивные задания. Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. 

Находкой для меня стал сайт LearningApps.org.  LearningApps.org является приложением  для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно - интерактивность.

На данном сайте собрано множество готовых приложений по всем категориям (учебным предметам). Здесь находится также и интересующий нас учебный предмет – русский язык. В нем заключено большое разнообразие тем.

В данном случае меня интересуют задания, связанные с фонетикой. На сайте имеются несколько модулей заданий данной категории: автоматизация звуков, буквы и звуки, дифференциация звуков, звонкие и глухие согласные, звуки гласные и согласные, звуковой анализ, парные согласные и фонетика.

Интерактивные упражнения представлены по следующим видам:

Выбор -  викторина, викторина с выбором правильного ответа, выделить слова,

кто хочет стать миллионером?, слова из букв.

Распределение - игра "Парочки", классификация, найти на карте, найти пару, пазл "Угадай-ка", соответствия в сетке, сортировка картинок, таблица соответствий.

Последовательность - расставить по порядку, хронологическая линейка.

Заполнение - викторина с вводом текста, виселица, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд.

Онлайн-игры - викторина для нескольких игроков, где находится это?, оцените, папка Challenge, скачки.

Для удобства, по каждому виду есть примерное задание, которое можно просто отредактировать по своему усмотрению, в зависимости от целей и задач вашего урока.

Для создания собственного модуля не нужно владеть основами программирования, вполне достаточно, основных пользовательских навыков. Вопросы для игр могут быть в виде текста (вводится вручную в текстовое поле), картинки или звука, которые загружаются либо с жесткого диска компьютера, либо ссылкой на файл Интернета. Так же к каждому заданию можно сделать подсказку для учеников.

Каждый учитель на сайте может создать свой класс. Для каждого класса существует страница класса, которую может пополнять учитель приложениями. Они будут показаны ученикам, если они нажмут на "Мой класс". Дополнительно можно вставить объяснения.

Использование творческих и интерактивных заданий на уроках русского языка  в моей практике, позволило ученикам по-новому взглянуть на традиционные задания, повысить их познавательный интерес на уроках, обеспечить личную заинтересованность каждого участника в учебной деятельности.

Список источников:

1. М.Р. Львов Школа творческого мышления, Учебное пособие по русскому языку для обучения в нач. классах. М., 1993.

2. Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова, Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов. Пенза 1996.

3. Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова. Методические рекомендации к работе по программе «Речь»,1-4 классы. Пенза, 1995.

4. сайт https://learningapps.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....