Слова, близкие по значению и противоположные.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мирошник Мария Владимировна

Этот конспект, поможет учителю грамотно провести урок на тему "Слово, близкие по значению и противоположные"

Целевой план действий:

  • Обобщить знания об имени прилагательном;

  • Развивать устную и письменную речь;

  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;

  • Повысить интерес к родному языку;

  • Обогащать словарь учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_blizkie_i_protivopolozhnye_po_znacheniyu.odt162.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №

Тема урока: Слова, близкие по значению и противоположные.

Интегрирующая дидактическая цель: Познакомить учащихся с синонимами, антонимами и фразеологизмами

Целевой план действий для учащихся:

  1. Обобщить знания об имени прилагательном;
  2. Развивать устную и письменную речь;
  3. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
  4. Повысить интерес к родному языку;
  5. Обогащать словарь учащихся.

Банк информации:

а) входной контроль

Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте проверим домашнее задание. Тебе нужно было самостоятельно найти границы предложений и записать их в тетрадь.

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. На полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький.

Молодец!

- На слайде написан отрывок из стихотворения Н.А.Некрасов «Славная осень!» Давайте прочитаем его выразительно.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

- Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Здоровый, ядреный,усталые, неокрепший,студеной, тающий)

- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета). На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Я прилежная.

- Теперь давайте прочитаем стихотворение без имён прилагательных. (Чтение стихотворения).
- Как оно изменилось? Для чего используются прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, выразительной и красивой).
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в этом четверостишии? (Об осени).
- Прочитайте ещё раз внимательно это четверостишие, а затем вам нужно будет написать его по памяти. Подчеркнуть имена прилагательные. Как мы подчёркиваем прилагательные? (Волнистой линией).

- Давайте обобщим. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? С какой целью мы употребляем в своей речи имена прилагательные?

б) закрепление ранне изученного материала (лекция с элементами беседы (адаптирование для всех)

- Ребята, как вы думаете, по каким признакам можно сравнивать два предмета? Учитель предлагает наглядные примеры – картинки с изображением высокого дерева и низкого, слона и божьей коровки, конфеты и лимона, белого карандаша и чёрного. (По величине, вкусу, размеру, температуре, цвету и т.д.)

- Давайте сравним два предмета по определённому признаку. У вас на партах лежат карточки с заданием.

Сравните:

По вкусу: перец и мёд.
По ширине: реку и ручей.
По цвету: уголь и мел.
По весу: камень и пушинку.
По величине: орла и воробья .
По смелости: зайца и тигра.

Выполняют в тетради.

Образец: Клюква кислая, а сахар сладкий.

- В каждом предложении подчеркните прилагательные. Как называются такие слова? (Противоположные по значению).
- В русском языке слова, противоположные по значению, называются антонимами.

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

- Можете привести примеры таких слов?
Подберите слова, противоположные по смыслу данным: добрый, громкий, светлый, низкий, вредный.

Ранняя весна – поздняя, высокое дерево – низкое, весёлая песня – грустная (печальная), глубокий пруд – мелкий, солнечный день – пасмурный (ненастный).

V. Физминутка.

- А теперь пришло время отдохнуть. Проводятся упражнения на развитие моторики пальцев рук:

Зайка.

Ушки длинные у зайца –
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.

Дерево.

У дерева ствол –
На стволе много веток,
А листья у веток зелёного цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

- В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.

Слова, которые близки по смыслу,
рознятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!

- В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. Подберите к данным словам прилагательные, близкие по значению.

Заяц робкий – трусливый.
Мальчик смелый – храбрый (отважный, мужественный).
Ответ верный – правильный.
Ученик смышлёный – умный (толковый, сообразительный).
Небо лазурное – голубое (синее).

- Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно.

- А сейчас внимательно послушайте отрывок из знакомой вам сказки. Только когда я дочитаю до конца, вы скажете, кто автор сказки, как она называется и синонимы, которые использовал известный сказочник в своём произведении.

Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка была такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел ...

(Г.-Х. Андерсен. "Дюймовочка").

- Какие синонимы использовал Андерсен? (Малюсенький – крошечный). Какое ещё слово, близкое по значению, можно подобрать к данным словам? (Маленький).
- Обратите внимание, как точно автор подобрал слова для описания эльфа. Не просто маленький, а малюсенький, крошечный.
- А какое слово противопоставляется этим словам? (Прилагательное большая).
- А сейчас я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно.

Мальчик услышал, что старуха, которая пришла в гости, собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.

- Что испугало мальчика? Почему? (Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал).

- Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните. Учитель показывает картинки, а дети называют фразеологизмы и объясняют их смысл:

Заметать следы, сесть в галошу, лить крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, кот наплакал, днём с огнём не сыскать, спать без задних ног.

  1. А теперь вот какое задание.

Уровень А

Задание 1.

Цель: закрепить теоретический материал.

Методический комментарий для учащихся:

1. Соединить пары, противоположные по значению.

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Жить душа в душу

Не покладая рук

Коломенская верста

От горшка два вершка

На ночь глядя

Ни свет ни заря

Уровень Б

Задание 1.

Цель: закрепить теоретический материал.

Методический комментарий для учащихся:

2. Соединить пары, близкие по значению.

Как в воду канул

Валять дурака

Ветер свистит в карманах

Мороз по коже дерёт

Душа уходит в пятки

Как сквозь землю провалился

Бить баклуши

За душой ни гроша

Уровень С

Задание 1.

Цель: закрепить теоретический материал.

Методический комментарий для учащихся:  

- Прочитайте предложения. Какие ошибки допустила ученица? Составьте верные предложения.

  1. В рассказе рассказывается о собачке. (Говорится).
  2. С мальчиком случился необычный случай. (Произошел).

Выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

- К концу подходит наш урок.

Пора нам подвести итог.

- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?

Методический комментарий для учащихся:  

Уровень В

Цель:  установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

- К концу подходит наш урок.

Пора нам подвести итог.

- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?

Методический комментарий для учащихся:

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

- К концу подходит наш урок.

Пора нам подвести итог.

- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?

Методический комментарий для учащихся:

Домашнее задание

- И ещё одно заданье

От меня вам на прощанье.

- Домашнее задание снова будет творческого характера. Вам нужно будет придумать окончание текста, соответствующее данному началу.

Воробей увидел на берёзе скворечник и занял его. Через неделю прилетели с юга скворцы. Поднялся шум.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ckjdf?Слова, близкие по значению

Презентация к уроку русского языка, 2 класс УМК "Перспектива" Тема урока "Слова, близкие по значению"...

Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...

"Слова, близкие по значению".1 класс - презентация

Презентация хороший материал для использования на уроке, есть задания для самостоятельной работы, словарной работы....

Синонимы - слова, близкие по значению"

Урок русского языка во 2 классе....

Русский язык "Слова близкие по значению"

Тема: Слова, близкие по значению.Целевые установки урокаПредметные:·         Углубить знания о словах, близких по значению;·...

Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...