Слова, близкие по значению и противоположные.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Этот конспект, поможет учителю грамотно провести урок на тему "Слово, близкие по значению и противоположные"
Целевой план действий:
Обобщить знания об имени прилагательном;
Развивать устную и письменную речь;
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
Повысить интерес к родному языку;
Обогащать словарь учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_blizkie_i_protivopolozhnye_po_znacheniyu.odt | 162.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема урока: Слова, близкие по значению и противоположные.
Интегрирующая дидактическая цель: Познакомить учащихся с синонимами, антонимами и фразеологизмами
Целевой план действий для учащихся:
- Обобщить знания об имени прилагательном;
- Развивать устную и письменную речь;
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
- Повысить интерес к родному языку;
- Обогащать словарь учащихся.
Банк информации:
а) входной контроль
Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте проверим домашнее задание. Тебе нужно было самостоятельно найти границы предложений и записать их в тетрадь.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. На полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький.
Молодец!
- На слайде написан отрывок из стихотворения Н.А.Некрасов «Славная осень!» Давайте прочитаем его выразительно.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
- Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Здоровый, ядреный,усталые, неокрепший,студеной, тающий)
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета). На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Я прилежная.
- Теперь давайте прочитаем стихотворение без имён прилагательных. (Чтение стихотворения).
- Как оно изменилось? Для чего используются прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, выразительной и красивой).
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в этом четверостишии? (Об осени).
- Прочитайте ещё раз внимательно это четверостишие, а затем вам нужно будет написать его по памяти. Подчеркнуть имена прилагательные. Как мы подчёркиваем прилагательные? (Волнистой линией).
- Давайте обобщим. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? С какой целью мы употребляем в своей речи имена прилагательные?
б) закрепление ранне изученного материала (лекция с элементами беседы (адаптирование для всех)
- Ребята, как вы думаете, по каким признакам можно сравнивать два предмета? Учитель предлагает наглядные примеры – картинки с изображением высокого дерева и низкого, слона и божьей коровки, конфеты и лимона, белого карандаша и чёрного. (По величине, вкусу, размеру, температуре, цвету и т.д.)
- Давайте сравним два предмета по определённому признаку. У вас на партах лежат карточки с заданием.
Сравните:
По вкусу: перец и мёд.
По ширине: реку и ручей.
По цвету: уголь и мел.
По весу: камень и пушинку.
По величине: орла и воробья .
По смелости: зайца и тигра.
Выполняют в тетради.
Образец: Клюква кислая, а сахар сладкий.
- В каждом предложении подчеркните прилагательные. Как называются такие слова? (Противоположные по значению).
- В русском языке слова, противоположные по значению, называются антонимами.
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.
- Можете привести примеры таких слов?
Подберите слова, противоположные по смыслу данным: добрый, громкий, светлый, низкий, вредный.
Ранняя весна – поздняя, высокое дерево – низкое, весёлая песня – грустная (печальная), глубокий пруд – мелкий, солнечный день – пасмурный (ненастный).
V. Физминутка.
- А теперь пришло время отдохнуть. Проводятся упражнения на развитие моторики пальцев рук:
Зайка.
Ушки длинные у зайца –
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.
Дерево.
У дерева ствол –
На стволе много веток,
А листья у веток зелёного цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
- В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.
Слова, которые близки по смыслу,
рознятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
- В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. Подберите к данным словам прилагательные, близкие по значению.
Заяц робкий – трусливый.
Мальчик смелый – храбрый (отважный, мужественный).
Ответ верный – правильный.
Ученик смышлёный – умный (толковый, сообразительный).
Небо лазурное – голубое (синее).
- Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно.
- А сейчас внимательно послушайте отрывок из знакомой вам сказки. Только когда я дочитаю до конца, вы скажете, кто автор сказки, как она называется и синонимы, которые использовал известный сказочник в своём произведении.
Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка была такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел ...
(Г.-Х. Андерсен. "Дюймовочка").
- Какие синонимы использовал Андерсен? (Малюсенький – крошечный). Какое ещё слово, близкое по значению, можно подобрать к данным словам? (Маленький).
- Обратите внимание, как точно автор подобрал слова для описания эльфа. Не просто маленький, а малюсенький, крошечный.
- А какое слово противопоставляется этим словам? (Прилагательное большая).
- А сейчас я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно.
Мальчик услышал, что старуха, которая пришла в гости, собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
- Что испугало мальчика? Почему? (Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал).
- Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните. Учитель показывает картинки, а дети называют фразеологизмы и объясняют их смысл:
Заметать следы, сесть в галошу, лить крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, кот наплакал, днём с огнём не сыскать, спать без задних ног.
- А теперь вот какое задание.
Уровень А
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал.
Методический комментарий для учащихся:
1. Соединить пары, противоположные по значению.
Сидеть сложа руки | Как кошка с собакой |
Жить душа в душу | Не покладая рук |
Коломенская верста | От горшка два вершка |
На ночь глядя | Ни свет ни заря |
Уровень Б
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал.
Методический комментарий для учащихся:
2. Соединить пары, близкие по значению.
Как в воду канул | Валять дурака |
Ветер свистит в карманах | Мороз по коже дерёт |
Душа уходит в пятки | Как сквозь землю провалился |
Бить баклуши | За душой ни гроша |
Уровень С
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал.
Методический комментарий для учащихся:
- Прочитайте предложения. Какие ошибки допустила ученица? Составьте верные предложения.
- В рассказе рассказывается о собачке. (Говорится).
- С мальчиком случился необычный случай. (Произошел).
Выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
- К концу подходит наш урок.
Пора нам подвести итог.
- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?
Методический комментарий для учащихся:
Уровень В
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
- К концу подходит наш урок.
Пора нам подвести итог.
- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?
Методический комментарий для учащихся:
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
- К концу подходит наш урок.
Пора нам подвести итог.
- С какими словами познакомились на уроке? (С близкими и противоположными по значению). Приведите примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?
Методический комментарий для учащихся:
Домашнее задание
- И ещё одно заданье
От меня вам на прощанье.
- Домашнее задание снова будет творческого характера. Вам нужно будет придумать окончание текста, соответствующее данному началу.
Воробей увидел на берёзе скворечник и занял его. Через неделю прилетели с юга скворцы. Поднялся шум.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ckjdf?Слова, близкие по значению
Презентация к уроку русского языка, 2 класс УМК "Перспектива" Тема урока "Слова, близкие по значению"...
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...
"Слова, близкие по значению".1 класс - презентация
Презентация хороший материал для использования на уроке, есть задания для самостоятельной работы, словарной работы....
Синонимы - слова, близкие по значению"
Урок русского языка во 2 классе....
Русский язык "Слова близкие по значению"
Тема: Слова, близкие по значению.Целевые установки урокаПредметные:· Углубить знания о словах, близких по значению;·...
Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс
Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...