суффикс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

суффикс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znakomstvo_s_suffiksom_vosstanovlennyy_fayl.ppt914.5 КБ
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_suffiksom.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Храмова Е.Ю., учитель начальных классов, МОУ СОШ №1

Тема:                                      Состав слова. Суффикс.

Цель:

Дать определение суффикса. Познакомиться с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

1) Образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части  слова;

2) Развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;

3) Воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

4) Здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика,  создание благоприятного психологического  климата, предупреждение утомляемости детей.

Оборудование: Учебник А.В. Поляковой Русский язык, часть 1, мультимедиа проектор, компьютер с подключением к интернету, электронная презентация.

Ход урока.

  1. Минутка чистописания .

 СЛАЙД 1.

Учитель:  - Заполнив клетки кроссворда,  определим букву для минутки чистописания.

(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)

У:  -  Какую букву пишем? (ё)

      -  Что можете сказать об этой букве?

   (Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)

  СЛАЙД 2

   

     У:    Составьте цепочку, используя следующий шифр:

                                                   бёп   вёф   …

      (Берутся парные согласные, между ними «ё»)

У:  -  Какое слово «лишнее»?

   (щенок – не имеет буквы ё;

  Утёнок – начинается с гласного звука;

   Ёж – не обозначает детеныша, это слово нельзя перенести, оканчивается на    звук [ш] .)

  1. Введение в тему урока.

 У:  -  Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?

   (Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень)

СЛАЙД 3

  У:  -  Что заметили, когда выделили корень?

   (Слово «ёж»  имеет только корень, а остальные слова еще и суффикс. Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем –ок, а в остальных  -ёнок)

СЛАЙД 4

У:  -  Итак, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Хотя мы уже с первого класса знаем, где стоит суффикс, как его выделять, но что это такое, еще не учили.

У:  -  Что же такое суффикс?

(Дети дают свое определение суффикса. В моем классе оно прозвучало так:

  -  Суффикс – это кусочек слова, который стоит после корня)

У:  -  Вы правы, только говорят не «кусочек», а часть слова. Посмотрите на экран.

ФЛЕШ - АНИМАЦИЯ №2 . СКАЗКА О КОРНЕ И СУФФИКСЕ

У:  -  Что можете сказать?

Физминутка СЛАЙД 5

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям - физкультпривет!

3. Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов.

СЛАЙД 6

У:  -  У нас на уроке в гостях уравнения, только в математике уравнения с буквой, а у нас с цифрами.

У:  -  Рассмотрите первое уравнение и скажите, что обозначает цифра 2?

(Она говорит о том, что с помощью двух букв из слова «сыр» надо получить слово «сырок»)

СЛАЙДЫ 7 – 11  Аналогичная работа. Образованные слова записывают в тетрадь и выделяют корень.

СЛАЙД 12

У:  -  Проверьте слова.

У:  -  На какие 2 группы можно разделить эти слова?

(Если бы я не уточнила количество групп, то вариантов несколько, но на 2 группы можно разделить только по родам: мужской и женский)

У:  -  Что есть у существительных женского рода, но нет у мужского?

(Окончание А.  Это тема 2-го класса.)

У:  -  Выделите окончания у существительных женского рода.

    -  Выделите суффикс. Как можно уточнить наше правило?

(Суффикс стоит после корня перед окончанием)

У:  -  Для чего же служит суффикс?

(Мы с помощью него образовали новые слова, значит для образования новых слов он и служит)

УЧЕБНИК, стр. 37

У:  -  Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Что можете сказать?

(Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием)

СЛАЙДЫ 13, 14 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

  1. Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.

     

     СЛАЙД 15.

     У:  -  Определите, какое задание предстоит нам выполнить.

(Выбрать из стихотворения слова, подходящие к схемам)

У:  -  Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, потом проверим.

СЛАЙД 16.    Проверка.

У:  -  Что можете сказать о словах? Когда говорят «штанишки», «братишка»?

(Когда хотят сказать ласково)

У:  -  Зачем нам говорить слова ласково?

     -  Вот начало одной известной сказки «Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»

Что скажете? Нравится? А представьте, кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца, если ласковых слов в русском языке не было бы.

   -  Как назвать суффиксы –ИШК, -УШК, -ОШК, -ОК, если они образуют ласковые слова?

ФЛЕШ-АНИМАЦИЯ 1.  УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ

УЧЕБНИК Стр. 37, упр. 56. Самостоятельная работа. Можно организовать по вариантам, если поджимает время.

У:  -  Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы встретились в задании?

(-ок-,  -ик-,  -ёк-.)

У:  -  Какие из них можно назвать орфограммами и почему?

(-ок-  и  -ик-, так как в них может быть безударная гласная)

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

СЛАЙДЫ 17 – 20. Проверка знаний в форме теста

У:  -  Ну а теперь соберем вместе все правильные ответы и еще раз повторим, что же такое суффикс.

СЛАЙД 18.  Итог урока.

Домашнее задание: Стр.37, выучить правило, упр. 59.

Интернет-ресурсы:

Изображения

http://fotki.yandex.ru/users/kiss1997/view/128147/

http://www.weblancer.net/users/Moizey/portfolio/75125.html#item

http://www.chitalnya.ru/work/140123/

http://www.rollerov.net/images/articles/2006/1112/visor_l.jpg

http://pechi-pechi.ru/upload/information_system_15/2/2/0/item_220/information_items_220.jpg

http://www.d-k-d.ru/i/book/389/389-2.jpg

http://www.hais.ru/uploads/posts/2010-08/1281856944_39.jpg

http://profmag.net/images/product_images/popup_images/52665.jpg

http://dcp.sovserv.ru/media/images/7/f/6/221279.jpg

http://www.moykirov.ru/photos/ce/8c/83/ce8c839f39ef013.jpeg

http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/3211/stalker8586.9/0_2275f_f578765c_XL

http://www.broctonteachers.org/images/snow%20man%20animation.jpg

http://fotki.yandex.ru/users/wilderwind/view/28137/

http://www.rb.ru/upload/users/picture/49854/1645788_0_real_2008-12-29_21.43.11.gif

http://moslenta.files.wordpress.com/2010/08/1261062418_039617.jpg

Флешанимации

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"

Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление  раннее изученных суффиксов во 2 классе....

«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»

Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....

«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».

Данная презентация составлена к уроку русского языка....

Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.

Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...