суффикс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме
суффикс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_suffiksom_vosstanovlennyy_fayl.ppt | 914.5 КБ |
znakomstvo_s_suffiksom.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Храмова Е.Ю., учитель начальных классов, МОУ СОШ №1
Тема: Состав слова. Суффикс.
Цель:
Дать определение суффикса. Познакомиться с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задачи:
1) Образовательная: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;
2) Развивающая: развитие логического мышления, обогащение активного словаря, развитие внимания;
3) Воспитательная: способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
4) Здоровьесберегающая: создание атмосферы успешности каждого ученика, создание благоприятного психологического климата, предупреждение утомляемости детей.
Оборудование: Учебник А.В. Поляковой Русский язык, часть 1, мультимедиа проектор, компьютер с подключением к интернету, электронная презентация.
Ход урока.
- Минутка чистописания .
СЛАЙД 1.
Учитель: - Заполнив клетки кроссворда, определим букву для минутки чистописания.
(Слова: ёж, щенок, утёнок, телёнок, котёнок, ребёнок, цыплёнок)
У: - Какую букву пишем? (ё)
- Что можете сказать об этой букве?
(Обозначает 2 звука: [й о], гласная, если она есть в слове, то всегда под ударением.)
СЛАЙД 2
У: – Составьте цепочку, используя следующий шифр:
бёп вёф …
(Берутся парные согласные, между ними «ё»)
У: - Какое слово «лишнее»?
(щенок – не имеет буквы ё;
Утёнок – начинается с гласного звука;
Ёж – не обозначает детеныша, это слово нельзя перенести, оканчивается на звук [ш] .)
- Введение в тему урока.
У: - Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?
(Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень)
СЛАЙД 3
У: - Что заметили, когда выделили корень?
(Слово «ёж» имеет только корень, а остальные слова еще и суффикс. Среди слов с суффиксами «щенок» лишнее, так как в нем –ок, а в остальных -ёнок)
СЛАЙД 4
У: - Итак, тема нашего урока «Знакомство с суффиксом». Хотя мы уже с первого класса знаем, где стоит суффикс, как его выделять, но что это такое, еще не учили.
У: - Что же такое суффикс?
(Дети дают свое определение суффикса. В моем классе оно прозвучало так:
- Суффикс – это кусочек слова, который стоит после корня)
У: - Вы правы, только говорят не «кусочек», а часть слова. Посмотрите на экран.
ФЛЕШ - АНИМАЦИЯ №2 . СКАЗКА О КОРНЕ И СУФФИКСЕ
У: - Что можете сказать?
Физминутка СЛАЙД 5
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям - физкультпривет!
3. Работа над образованием новых слов с помощью суффиксов.
СЛАЙД 6
У: - У нас на уроке в гостях уравнения, только в математике уравнения с буквой, а у нас с цифрами.
У: - Рассмотрите первое уравнение и скажите, что обозначает цифра 2?
(Она говорит о том, что с помощью двух букв из слова «сыр» надо получить слово «сырок»)
СЛАЙДЫ 7 – 11 Аналогичная работа. Образованные слова записывают в тетрадь и выделяют корень.
СЛАЙД 12
У: - Проверьте слова.
У: - На какие 2 группы можно разделить эти слова?
(Если бы я не уточнила количество групп, то вариантов несколько, но на 2 группы можно разделить только по родам: мужской и женский)
У: - Что есть у существительных женского рода, но нет у мужского?
(Окончание А. Это тема 2-го класса.)
У: - Выделите окончания у существительных женского рода.
- Выделите суффикс. Как можно уточнить наше правило?
(Суффикс стоит после корня перед окончанием)
У: - Для чего же служит суффикс?
(Мы с помощью него образовали новые слова, значит для образования новых слов он и служит)
УЧЕБНИК, стр. 37
У: - Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Что можете сказать?
(Мы были правы, только у нас правило точнее, мы добавили, что суффикс стоит перед окончанием)
СЛАЙДЫ 13, 14 ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Понятие об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
СЛАЙД 15.
У: - Определите, какое задание предстоит нам выполнить.
(Выбрать из стихотворения слова, подходящие к схемам)
У: - Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, потом проверим.
СЛАЙД 16. Проверка.
У: - Что можете сказать о словах? Когда говорят «штанишки», «братишка»?
(Когда хотят сказать ласково)
У: - Зачем нам говорить слова ласково?
- Вот начало одной известной сказки «Жили-были сестра Алена и Брат Иван.»
Что скажете? Нравится? А представьте, кем стал Иванушка, когда попил из козлиного копытца, если ласковых слов в русском языке не было бы.
- Как назвать суффиксы –ИШК, -УШК, -ОШК, -ОК, если они образуют ласковые слова?
ФЛЕШ-АНИМАЦИЯ 1. УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ
УЧЕБНИК Стр. 37, упр. 56. Самостоятельная работа. Можно организовать по вариантам, если поджимает время.
У: - Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы встретились в задании?
(-ок-, -ик-, -ёк-.)
У: - Какие из них можно назвать орфограммами и почему?
(-ок- и -ик-, так как в них может быть безударная гласная)
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
СЛАЙДЫ 17 – 20. Проверка знаний в форме теста
У: - Ну а теперь соберем вместе все правильные ответы и еще раз повторим, что же такое суффикс.
СЛАЙД 18. Итог урока.
Домашнее задание: Стр.37, выучить правило, упр. 59.
Интернет-ресурсы:
Изображения
http://fotki.yandex.ru/users/kiss1997/view/128147/
http://www.weblancer.net/users/Moizey/portfolio/75125.html#item
http://www.chitalnya.ru/work/140123/
http://www.rollerov.net/images/articles/2006/1112/visor_l.jpg
http://pechi-pechi.ru/upload/information_system_15/2/2/0/item_220/information_items_220.jpg
http://www.d-k-d.ru/i/book/389/389-2.jpg
http://www.hais.ru/uploads/posts/2010-08/1281856944_39.jpg
http://profmag.net/images/product_images/popup_images/52665.jpg
http://dcp.sovserv.ru/media/images/7/f/6/221279.jpg
http://www.moykirov.ru/photos/ce/8c/83/ce8c839f39ef013.jpeg
http://img-eburg.fotki.yandex.ru/get/3211/stalker8586.9/0_2275f_f578765c_XL
http://www.broctonteachers.org/images/snow%20man%20animation.jpg
http://fotki.yandex.ru/users/wilderwind/view/28137/
http://www.rb.ru/upload/users/picture/49854/1645788_0_real_2008-12-29_21.43.11.gif
http://moslenta.files.wordpress.com/2010/08/1261062418_039617.jpg
Флешанимации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суффикс как часть слова. Обозначение суффикса на письме
Содержит разного рода материал...
План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".
План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
Интегрированный урок по русскому языку «Суффиксы. Знакомство с суффиксом –ищ-"
Комбинированный урок по русскому языку, на котором происходит знакомство с суффиксом -ищ, продолжалось повторение и закрепление раннее изученных суффиксов во 2 классе....
«Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»
Тип урока - комбинированный. Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока....
«Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса –ок после шипящих».
Данная презентация составлена к уроку русского языка....
Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.
Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание ...