"ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Малькова Елена Александровна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravopisanie_glagolov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

"Правописание глаголов".

Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
  2. Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.
  3. Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
  4. Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.
  5. Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.

 Развивающие:

  1. Развивать мыслительные операции.
  2. Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Развивать связную устную и письменную речь.
  5. Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

 

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), карточки для групповой работы, презентация.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель:

- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш  урок  получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по на водящим вопросам определяют тему урока)

Учитель:- Отгадайте загадку: СЛАЙД

- Илья читает, а мы слушаем и готовим ответ.

Что без меня предметы?
Лишь названья,
Но я приду - всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья.

Цветут сады,
И рожь в полях растёт.

- Что это?

(О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе) СЛАЙД щелчок

- Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

- А ещё что обозначает глагол? (состояние, например: спать, ждать, замёрзнуть, думать)

- Посмотрите на доску, прочитайте слова: СЛАЙД

Куса[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)кусает; умни[ца]; рису[иш].

- Какое слово лишнее? (умница)

- Почему? (это имя существительное, а остальные слова- глаголы) Докажите.

- Прочитайте глаголы.

- Какие орфограммы вы увидели?

( Правописание –ться, -тся в глаголах, правопис. безуд. оконч. глаголов, правопис. НЕ с глаголами, мягк. знак после шипящих в глаголах)

- Какие  известные нам орфограммы глагола  не назвали?

Буквы о- ё после шипящих в окончаниях глаголов.

- Сформулируйте тему урока. (правописание глаголов) СЛАЙД

- Правильно, сегодня на уроке мы  будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

- Сформулируйте задачи нашего урока: СЛАЙД

Повторить……             (правописание глаголов)

Учиться  ….                  (правильно писать глаголы)

Развивать…                  (мышление, внимание, память, орфографическую зоркость )

3. Систематизация и обобщение знаний и умений.

- Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.

Блиц- опрос 

Дополните предложение:  СЛАЙД

1.Глагол- это …(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать)

ИГРА «НАЙДИ ГЛАГОЛ»  СЛАЙД

- Прочитайте текст.

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

- Скажите, какие глаголы встретились в тексте.

- Докажите, что это глаголы.

        2.  У глаголов нет…

(предлогов).

СЛАЙД

Выпишите глаголы, раскрывая скобки. (самост. работа)

(по)тропинке, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (в)ней, (по)говорить, (по)бежать

Взаимопроверка в парах

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

- Поднимите руку, у кого одна ошибка.

- Какой частью слова являются слова ПО, НА? (приставка)

3. Глаголы имеют………форму

( начальную форму и личную форму.)

(слайд)

- Отгадайте загадку: СЛАЙД

- Читает Сергей.

Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным,

За него тянут, вынуждая что – то сказать,

На нём вертится то, что вот – вот вспомнишь,                                                                           Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Что это? ( язык)

Самостоятельная  работа. ( 2уч. у доски)

Запишите глаголы в два столбика:

1- начальная форма глагола;2- личная форма глагола.

- Влад Статьёв запишет нам в левый столбик глаголы н.формы, а Влад Поморцев в правый столб. – глаголы в личной форме.

- Ребята, посмотрите, правильно ли записал слова в первый столбик Влад Ст.?

- Правильно ли записал во второй столбик слова Влад П.?

4. Глаголы бывают…………вида

( совершенного и несовершенного вида).СЛАЙД

- Называю глагол, если он сов. вида, вы приседаете, несов. вида- подпрыгиваете.

Писать, верить, убрать, написать, петь, убирать, вылететь, поверить, лететь, запеть.

( С.в.- убрать, написать, вылететь, поверить, запеть;- приседание

Н.в.- писать, верить, петь, лететь)- прыжки

- Как определяли вид глагола?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

СЛАЙД

4. Систематизация и обобщение знаний и умений.

Работа в группах.

- Выполняя предыдущие задания, все орфограммы глаголов мы назвали? (нет)

- Работая в группах, мы вспомним не названные правила.

Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль!

5. Проверка работы у доски.

- Прошу рассказать о своей работе по плану:

1. Какая орфограмма встретилась в задании.

2. Как выполняли задание.

- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.

1 группа.  СЛАЙД

Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки.

(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать

Частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.

2 группа. СЛАЙД

Выпиши глаголы в два столбика.

Кури[ца], улыба[ца], ули[ца], учи[ца],верте[ца], умни[ца], пени[ца], верте[ца], балова[ца], умыва[ца]

Правописание – тся, - ться

- Почему слова в первом столбике написали без Ь?

3 группа. СЛАЙД

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Печ…т, стриж…т, береж…м, стереж…т, обожж…т

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

Например: стрижём, печём.

Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

4 группа. Мягкий знак после шипящих в глаголах СЛАЙД        

Выпиши глаголы, раскрывая скобки.

Пряч(?), горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), увлеч(?), реч(?), заплач(?), учиш(?)ся, дремуч(?), возвратиш(?)

- Почему не взяли слова горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?

5 группа. СЛАЙД

Спишите глаголы, вставьте пропущенные буквы.

Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, проход…м, черт…шь, бега…шь, дума…шь.

Правопис. безуд. оконч. глаголов

- Что помогло вам написать правильно окончание глаголов? (спряжение)

- Про какие глаголы мы дожны помнить всегда?

- Давайте вспомним алгоритм, который помогает нам правильно написать безударные окончания глаголов. СЛАЙД

- Сделаем вывод,  над какими изученными орфограммами мы сегодня работали?

Резерв.

Работа по учебнику с.131 упр.2 ( самост. работа)

6.Подведение итогов. Рефлексия. СЛАЙД

На доске прикреплены два листа:

Тему «Правописание»

я усвоил хорошо.

Мне нужно

ещё позаниматься

по данной теме.

- Посмотрите на доску. Если кто- то считает, что тему «Правописание» усвоил хорошо- прикрепите магнит под этой записью. Если кто- то считает, что нужно ещё позаниматься по данной теме- прикрепите магнит ниже.

- Я рада, что ребят, усвоивших тему, стало больше, а остальным необходимо будет позаниматься.

Спасибо ВСЕМ, вы хорошо потрудились.

7.Задание на дом

По выбору:

С. 132 упр.4*

С. 132 упр.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...