"ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravopisanie_glagolov.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
"Правописание глаголов".
Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
- Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.
- Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.
- Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.
- Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать связную устную и письменную речь.
- Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), карточки для групповой работы, презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель:
- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.
2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по на водящим вопросам определяют тему урока)
Учитель:- Отгадайте загадку: СЛАЙД
- Илья читает, а мы слушаем и готовим ответ.
Что без меня предметы?
Лишь названья,
Но я приду - всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады,
И рожь в полях растёт.
- Что это?
(О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе) СЛАЙД щелчок
- Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
- А ещё что обозначает глагол? (состояние, например: спать, ждать, замёрзнуть, думать)
- Посмотрите на доску, прочитайте слова: СЛАЙД
Куса[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)кусает; умни[ца]; рису[иш].
- Какое слово лишнее? (умница)
- Почему? (это имя существительное, а остальные слова- глаголы) Докажите.
- Прочитайте глаголы.
- Какие орфограммы вы увидели?
( Правописание –ться, -тся в глаголах, правопис. безуд. оконч. глаголов, правопис. НЕ с глаголами, мягк. знак после шипящих в глаголах)
- Какие известные нам орфограммы глагола не назвали?
Буквы о- ё после шипящих в окончаниях глаголов.
- Сформулируйте тему урока. (правописание глаголов) СЛАЙД
- Правильно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.
- Сформулируйте задачи нашего урока: СЛАЙД
Повторить…… (правописание глаголов)
Учиться …. (правильно писать глаголы)
Развивать… (мышление, внимание, память, орфографическую зоркость )
3. Систематизация и обобщение знаний и умений.
- Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.
Блиц- опрос
Дополните предложение: СЛАЙД
1.Глагол- это …(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать)
ИГРА «НАЙДИ ГЛАГОЛ» СЛАЙД
- Прочитайте текст.
В понедельник я стирала | Чашки в пятницу помыла, |
Пол во вторник подметала, | А в субботу торт купила, |
В среду я пекла калач, | Всех подружек в воскресенье |
Весь четверг искала мяч. | Позвала на день рожденья. |
- Скажите, какие глаголы встретились в тексте.
- Докажите, что это глаголы.
2. У глаголов нет…
(предлогов).
СЛАЙД
Выпишите глаголы, раскрывая скобки. (самост. работа)
(по)тропинке, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (в)ней, (по)говорить, (по)бежать
Взаимопроверка в парах
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.
- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
- Поднимите руку, у кого одна ошибка.
- Какой частью слова являются слова ПО, НА? (приставка)
3. Глаголы имеют………форму
( начальную форму и личную форму.)
(слайд)
- Отгадайте загадку: СЛАЙД
- Читает Сергей.
Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным,
За него тянут, вынуждая что – то сказать,
На нём вертится то, что вот – вот вспомнишь, Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
Что это? ( язык)
Самостоятельная работа. ( 2уч. у доски)
Запишите глаголы в два столбика:
1- начальная форма глагола;2- личная форма глагола.
- Влад Статьёв запишет нам в левый столбик глаголы н.формы, а Влад Поморцев в правый столб. – глаголы в личной форме.
- Ребята, посмотрите, правильно ли записал слова в первый столбик Влад Ст.?
- Правильно ли записал во второй столбик слова Влад П.?
4. Глаголы бывают…………вида
( совершенного и несовершенного вида).СЛАЙД
- Называю глагол, если он сов. вида, вы приседаете, несов. вида- подпрыгиваете.
Писать, верить, убрать, написать, петь, убирать, вылететь, поверить, лететь, запеть.
( С.в.- убрать, написать, вылететь, поверить, запеть;- приседание
Н.в.- писать, верить, петь, лететь)- прыжки
- Как определяли вид глагола?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
СЛАЙД
4. Систематизация и обобщение знаний и умений.
Работа в группах.
- Выполняя предыдущие задания, все орфограммы глаголов мы назвали? (нет)
- Работая в группах, мы вспомним не названные правила.
Каждая группа выполняет свои задания в тетради, через 5 минут проверяем. В каждой группе взаимоконтроль!
5. Проверка работы у доски.
- Прошу рассказать о своей работе по плану:
1. Какая орфограмма встретилась в задании.
2. Как выполняли задание.
- Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.
1 группа. СЛАЙД
Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки. (не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать |
Частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.
2 группа. СЛАЙД
Выпиши глаголы в два столбика. Кури[ца], улыба[ца], ули[ца], учи[ца],верте[ца], умни[ца], пени[ца], верте[ца], балова[ца], умыва[ца] |
Правописание – тся, - ться
- Почему слова в первом столбике написали без Ь?
3 группа. СЛАЙД
Спиши, вставь пропущенные буквы. Печ…т, стриж…т, береж…м, стереж…т, обожж…т |
Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.
Например: стрижём, печём.
Буква о в окончаниях глаголов не пишется.
4 группа. Мягкий знак после шипящих в глаголах СЛАЙД
Выпиши глаголы, раскрывая скобки. Пряч(?), горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), увлеч(?), реч(?), заплач(?), учиш(?)ся, дремуч(?), возвратиш(?) |
- Почему не взяли слова горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?
5 группа. СЛАЙД
Спишите глаголы, вставьте пропущенные буквы. Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, проход…м, черт…шь, бега…шь, дума…шь. |
Правопис. безуд. оконч. глаголов
- Что помогло вам написать правильно окончание глаголов? (спряжение)
- Про какие глаголы мы дожны помнить всегда?
- Давайте вспомним алгоритм, который помогает нам правильно написать безударные окончания глаголов. СЛАЙД
- Сделаем вывод, над какими изученными орфограммами мы сегодня работали?
Резерв.
Работа по учебнику с.131 упр.2 ( самост. работа)
6.Подведение итогов. Рефлексия. СЛАЙД
На доске прикреплены два листа:
Тему «Правописание»
я усвоил хорошо.
Мне нужно
ещё позаниматься
по данной теме.
- Посмотрите на доску. Если кто- то считает, что тему «Правописание» усвоил хорошо- прикрепите магнит под этой записью. Если кто- то считает, что нужно ещё позаниматься по данной теме- прикрепите магнит ниже.
- Я рада, что ребят, усвоивших тему, стало больше, а остальным необходимо будет позаниматься.
Спасибо ВСЕМ, вы хорошо потрудились.
7.Задание на дом
По выбору:
С. 132 упр.4*
С. 132 упр.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок на тему: "Знакомство с возвратной формой глагола.Правописание глаголов с -тся - и -ться"
Русский язык . 4 класс, программа" Школа 2100"...
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"» Пояснительная запискаДанный урок относит...