Урок русского языка в 3 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Маслова Лариса Андреевна

 

Тема урока

«Второстепенные члены предложения. Определение»

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

- дать понятие об определении, его основных свойствах;

 - развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;

 - продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Тип урока

проблемный, постановочный.

Основные термины и понятия для изучения

Дополнение, косвенные падежи, определение.

Оборудование

учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.

Формы работи

диалогические формы обучения (беседы, обсуждения); сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;

 

Методические приемы мотивации обучения

Проблемный метод (-У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока).

 - познавательные и дидактические игры,

 - информационно-коммуникативные технологии;

 - активные методы обучения («Поздоровайся локтями» - начало урока);

 - совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);

 - создание ситуации успеха на уроке;

 - создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

 - поощрение учащихся;

 

Методические приемы проверки домашнего задания

Работа по схемам (низкий уровень)

Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось.

 _____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ .

(Ребята ждали прилёта скворцов)

 

_ _ _ _ ====== _______ .

(В зоопарке живут медведи)

 - А как определили в предложении, что данное слово – дополнение?

Составление рассказа с использованием дополнений (средний уровень)

Составление рассказа с использованием дополнений и иллюстрации к нему (средний уровень)

 

Межпредметные связи

Связь с ознакомлением с окружающим миром, литературным чтением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Тема: «Второстепенные члены предложения. Определение»

Цели урока:

  1. учебная:  дать понятие об определении, его основных свойствах;
  2. развивающая: развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;
  3. воспитательная: продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Тип урока: проблемный, постановочный.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.

  1. Организационный момент  

- Здравствуйте. «Минута общения".

- У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Минутка чистописания.

Игра «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

вот и названа …(ежевика)

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким

Как чистюля…(енот)

- Охарактеризуйте эти звуки.

Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы.

Правописание букв Е е Е ее

 Есть терпение – будет и умение.

  1. Словарный диктант

(мультимедийные картинки)

Малина, месяц, урожай, желтый, черный, земляника, горох, коллектив.

  1. Проверка домашнего задания

Работа по схемам (низкий уровень)

Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось.

 _____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ .

(Ребята ждали прилёта скворцов)

_ _ _ _ ====== _______ .

(В зоопарке живут медведи)

 - А как определили в предложении, что данное слово – дополнение?

Составление рассказа с использованием дополнений (средний уровень)

Составление рассказа с использованием дополнений и иллюстрации к нему (средний уровень)

Молодцы!

  1. Повторение теоретического материала

- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)

  1. Работа по теме урока. Постановка проблемы.

Запись предложений под диктовку.

-Подчеркните главные члены предложения.

- Как называется второстепенный член предложения. Объясните.

- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)

- А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.

- Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Почитаем правило с.47 и подумаем, правы ли были мы.

- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?

Молодцы! Вы правильно ответили!

Пришла долгожданная зима!

- Так вы догадались,  какова тема урока?

 Запишем ее в тетради!

Работа с правилом.

(читает «сильный ребенок»)

Физкультминутка

  1. Первичное закрепление
  1. Выполнение упражнения  с. 97 Проверка (слайд)
  2. Самостоятельная работа со

взаимопроверкой.

- Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

Выполнение упр. 97

(читает «сильный ребенок»)

  1. Закрепление

- Запишем под диктовку предложение

- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют?  Есть ли среди них эпитет? Назовите.

Молодцы! Вы правильно ответили!

Наступила долгожданная хрустальная  зима.

  1. Работа в группах

- Напишите  мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать:

- Прочитаем. Молодцы! У вас хорошо получилось!

Оценки, хоть я не успела проверить ошибки, получают ….. Остальные сдают тетради.

Учащиеся делятся на 3 группы

1 в. – пишу сам,

2 в. – прошу помощи,

3 в. – прошу большой помощи.

(«Сильные дети» подчеркивают орфограммы)

  1. Итог урока.

- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?

- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?

- Для чего нужны определения в речи?

- Как называются образные определения?

Молодцы! Вы правильно ответили!

Ответы на вопросы.

Дети оценивают свою работу, используя 3 шкалы:

  1. хотят знать больше;
  2. знают, но могут больше;
  3. затрудняются.

  1. Домашнее задание

По выбору:

  1. Упражнение 100  с. 48  
  1. Найдите в тексте учебника по литерному чтению 3 предложения с определениями.

- Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. Оценки за урок……

Урок окончен, встали.


Подготовка к уроку

Тема урока

«Второстепенные члены предложения. Определение»

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

- дать понятие об определении, его основных свойствах;

 - развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;

 - продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Тип урока

проблемный, постановочный.

Основные термины и понятия для изучения

Дополнение, косвенные падежи, определение.

Оборудование

учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.

Формы работи

диалогические формы обучения (беседы, обсуждения); сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;

Методические приемы мотивации обучения

Проблемный метод (-У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока).

 - познавательные и дидактические игры,

 - информационно-коммуникативные технологии;

 - активные методы обучения («Поздоровайся локтями» - начало урока);

 - совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);

 - создание ситуации успеха на уроке;

 - создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

 - поощрение учащихся;

 

Методические приемы проверки домашнего задания

Работа по схемам (низкий уровень)

Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось.

 _____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ .

(Ребята ждали прилёта скворцов)

_ _ _ _ ====== _______ .

(В зоопарке живут медведи)

 - А как определили в предложении, что данное слово – дополнение?

Составление рассказа с использованием дополнений (средний уровень)

Составление рассказа с использованием дополнений и иллюстрации к нему (средний уровень)

Межпредметные связи

Связь с ознакомлением с окружающим миром, литературным чтением.

Шаблон

разработки урока изучения и первичного закрепления новых знаний

Этап урока

Время, мин.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Организация начала урока

1-2

«Минута общения» «Поздоровайтесь локтями»

- Здравствуйте. «Минута общения".

- У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

Но сначала -  «Поздоровайтесь локтями».

Мотивация учебной деятельности

2-3

Проблемный метод

-У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

6-7

Чистописание

Словарная работа

Проверка домашнего задания

Повторение теоретического материала

Правописание букв Е е Е ее

Малина, месяц, урожай, желтый, черный, земляника, горох, коллектив.

Работа по схемам

- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)

Изучение нового материала

12-13

Постановка проблемы.

Анализ информации и  

вывод об определении.

Работа с правилом.

Запись предложения под диктовку:

Пришла долгожданная зима!

-Подчеркните главные члены предложения.

- Как называется второстепенный член предложения. Объясните.

- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)

- А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.

Почитаем правило с.47 и подумаем, правы ли были мы.

- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?

Первичная проверка усвоения знаний

5-6

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

Упражнения  с. 97

Выполнение упр. 97

Контроль и самопроверка знаний

12-14

Запись предложения под диктовку

Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют?  Есть ли среди них эпитет? Назовите.

Работа в группах

Мини-сочинение из 3 предложений, используя определения.

Учащиеся делятся на 3 группы

1 в. – пишу сам,

2 в. – прошу помощи,

3 в. – прошу большой помощи.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

6-7

Итог урока

Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. Оценки за урок……

С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?

- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?

- Для чего нужны определения в речи?

- Как называются образные определения?

Урок окончен, встали.

Дети оценивают свою работу, используя 3 шкалы:

  1. хотят знать больше;
  2. знают, но могут больше;
  3. затрудняются.

Информация о домашнем задании

2-3

Объяснение. Комментирование

По выбору:

  1. Упражнение 100  с. 48  
  2. Найдите в тексте учебника по литерному чтению 3 предложения с определениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Второстепенные члены предложения"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Главные члены предложения"

На уроке учащиеся работают а паре, используя алгоритм нахождения главных членов предложения...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Главные и второстепенные члены предложения....

Конспект урока в 3 классе по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" (Программа "Начальная школа 21 века")

Данный  урок смоделирован в рамках системно-деятельностного подхода с учетом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОС. На всех этапах урока предполагается во...