Закрепление учебного материала по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку на тему

Использование учебника учителем с творческой прибавкой будет способствовать проявлению подлинной самостоятельности учащихся в процессе наблюдения явлений и объектов, их осмысливания, обобщения, применения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakreplenie_materiala.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Закрепление учебного материала по русскому языку.

 Новый материал обязательно должен быть закреплен в классе. С этой целью учитель четко формулирует вопросы, требующие от учеников не только пересказа объяснительного материала, а его анализа. Если знания изучаемого на уроке нужны для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями, которые должны быть небольшими, но разнообразными. Этому помогают упражнения учебника, которые отличаются по характеру заданий. Важное место здесь занимают упражнения в списывании в сочетании с грамматическими заданиями.

Но нельзя ограничиваться только текстом учебника, каким бы хорошим он ни был. Использование учебника учителем с творческой прибавкой будет способствовать проявлению подлинной самостоятельности учащихся в процессе наблюдения явлений и объектов, их осмысливания, обобщения, применения знаний.

В период обучения грамоте на уроках чтения для закрепления понятий «звук» и «буква» я использую задание «Найди лишнюю букву». Из группы данных букв ученики находят лишнюю и объясняют свой выбор.

Фрагмент урока.

У. На уроках обучения грамоте мы уже изучили много букв. Посмотрите на ленту букв. А теперь скажите, чем отличается буква от звука?

Д. Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.

У. Сегодня мы поиграем в игру «Лишняя буква». Вы должны будете найти лишнюю букву из написанных на доске.

1. я  о  е  е

Д. Лишняя буква о, так как она обозначает только один звук, а остальные могут обозначать два звука.

        2. п  в  г  д

Д. Лишняя буква п, так как она обозначает глухой звук, остальные – звонкие.

        3. ч  м  з  к

Д. Лишняя буква ч, так как она обозначает мягкий звук, остальные – и мягкий, и твердый звуки.

4. я  а  и  е

Д. лишняя буква а, так как она является показателем твердости стоящего перед ней согласного.

5. ы  э  а  т

Д. Лишняя буква т, так как она обозначает согласный звук, остальные – гласные.

6. п  к  с  л

Д. Лишняя буква л, так как она обозначает звонкий звук, остальные – глухой.

7. ь  х  у  р

Д Лишняя буква ь, так как не обозначает никакого звука.

        8. д  б  к  о

Д. Лишняя буква о, так как она обозначает гласный звук, остальные – согласный.

        9. ж  н  ш

Д. Лишняя буква н, так как она обозначает твердый и мягкий звуки, остальные – только твердый.

(Учитель  выписывает все выделенные буквы на доску: о п ч а т л ь о н ).

У. Составьте из этих букв слово.

Д. Почтальон.

Одним из приемов закрепления учебного материала разных тем по русскому языку является прием применения ранее изученных знаний в новых ситуациях.

Задание: продолжить логические цепочки из слов, связанных между собой определенной темой, и стоящих в определенной последовательности.  Школьникам необходимо использовать сравнение слов и установить определенные связи между ними.

Составляя эти задания, я старалась создать условия для проявления индивидуальности учащихся.

 Примеры логических цепочек:

  1. Кот, свет, рукав…

Постановка слов в таком порядке обусловлена увеличением количества букв в каждом следующем слове.

  1. Рак, кол, лак, сон…

Чередование в словах гласных А – О.

  1. Рот, театр, рука…

Каждое следующее слово начинается на букву, на которую заканчивается предыдущее слово.

  1. Осина, кот, стол…

В каждом следующем слове буква о смещается на одну букву вправо.

  1. Альбом, бак, ваза…

Начальные буквы слов стоят по алфавиту.

  1. Дом, осина, лом, один…

Чередование ударной и безударной О.

  1. Семья, коньки, платье…

Чередование Ь для разделения и для смягчения.

  1. Лес, пенек, слон…

Чередование слов без суффикса и с суффиксом.

Приведу пример использования логических цепочек на уроке по развитию речи.

У. Продолжите цепочку слов, дописывая по три слова:

  1. Лес, снег, ручей… (Увеличение количества букв в каждом следующем слове).
  2. Весна, лед, река… (Чередование в словах орфограмм: безударная гласная в корне слова – парная по глухости – звонкости в конце слова).
  3. Солнце, лес, почка… (Слова среднего, мужского и женского рода).

У. Можно ли записанные слова каждой цепочки объединить по смыслу, то есть составить предложения?

Д. Да.

Примеры предложений: В лесу тает снег, и текут ручьи.

                                 Весной лед на реке тает.

                                 В лесу светит солнце, на деревьях набухли почки.

У. Объедините все предложения общей темой.

Д. Тема «Весна».

У. Теперь составьте устно рассказ, используя слова всех логических цепочек.

Ответы детей.

У. Я записала небольшой рассказ о весне, но что-то перепутала. Помогите разобраться.

На доске:

Солнышко сияет. На небе тает снег. На крышах домов бегут звонкие ручейки. По канавам быстро шагает весна. По земле треснул лед. На реках и озерах набухли и лопнули почки. На деревьях оживают поля и леса.

Д. Неправильно найдены границы предложений.

У. Запишите рассказ, исправляя ошибки.

 

Понятия разных тем по русскому языку можно закреплять, используя прием «Капустника».

Приведу пример двух заданий, в которых закрепляются понятия о частях речи, о составе слова, о категориях рода существительных и прилагательных и времени глагола.

  1. Задания на группировку слов с последующим дописыванием.

У. Распределите слова на группы и запишите в отдельные столбики: земля, синее, бегут, убежал, соль, звонкая, зонтик.

Д. сущ.          прилаг.        гл.

    земля        синее          бегут

    соль          звонкая       убежал

    зонтик

У. Какое имя существительное может быть лишним? Почему?

Д. Слово «зонтик», так как имеет суффикс –ик, стоит в м. р. ; или слово «земля», так как имеет окончание –я; или слово «соль», так как заканчивается на ь.

У. А какое слово можно дописать?

Д. существительное в ср. р., так как существительные в м. р. и ж.р. уже записаны.

У Какое имя прилагательное можно дописать?

Д. Прилагательное в м.р.

У. Какой глагол можно дописать?

Д. Глагол в будущем времени.

  1. Нахождение слов по данным признакам.

На доске: гора, гористый, багаж, горная, багажный, горячий, багажники.

У. Распределите все слова на две группы. Выпишите каждую группу в отдельные столбики.

Д.   гора                  багаж

       гористый         багажный

       горная              багажники

У. Какое слово не написали? Почему?

Д. Слово «горячий», так как оно не вошло не в одну из групп однокоренных слов.

У. А теперь поиграем в игру «Угадай слово». Я задумала слово, в нем есть суффикс –н, оно стоит в м.р., ед.ч.

Д. Багажный.

У. Это существительное в Т.п. имеет окончание –ой.

Д. Гора.

У. В корне этого слова три буквы, м.р.

Д. Гористый.

У. Это имя существительное, слово состоит из корня, суффикса, окончания.

Д. Багажник.

У. Это слово состоит из букв: о г р а я н.

Д. Горная.

У. Это слово в Р.п. мн.ч. имеет окончание –ей.

Д. Багаж.

На уроках русского языка большое внимание уделяется работе с орфограммами. По данной теме мною накоплен материал из разных источников. Приведу примеры некоторых заданий.

Задание 1.

С данными словосочетаниями составить и записать предложения. Вставить пропущенные буквы.

С.сновые д.р.в.я, м.рская в.да, д.ждливая ос.нь, пл.хая погода, ст.льная л.нейка, р.гатая к.рова, ш.рокая площ.дь, д.лекий путь, в.здушные ш.ры, к.сой за.ц, весенняя гр.за, ж.лтый а.т.мобиль.

Задание 2.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

П.сьмо, под.рил, п.щал, п.сутся, пт.нцы, уг.стил, ст.кло, т.нул, к.лечко, пл.чо, н.сил, н.члег, п.терка, л.нейка, ч.сло, пр.мая, п.тно, зв.рьки.

Раз.езд, под.езд, от.езд, об.ем, под.ем, с.емка, от.ехали, с.ехали, в.ехали, об.явил.

С выделенными словами составьте и запишите предложения.

Задание 3.

Распределите слова на группы по частям речи и запишите каждую группу в отдельный столбик.

Уч.ник, стр.на, уч.т, з.леный, в.юга, пл.сал, гри., н.сет, х.лодный, руч.и, пл.хой, л.дяной, д.рил, гр.чи, с.сна, д.машний, кр.снеет, л.жит, яг.да.

Задание 4.

Списать, вставить пропущенные буквы.

1. Я ст.ю на но.ке толстой,                    Одуванчик з.лотой

    Я ст.ю на но.ке гла.кой                       Пост.рел и стал с.дой.

    Под коричневою ша.кой                     А как только пос.дел-

    С бархатной подкла.кой.                     Вместе с ветром ул.тел.

  1. Белка отвела под кладовую б.л.шое дупло на березе. Тут у нее сложены л.сные орехи и ш.шки. Собирает белка и гр.бы. Их она насаж.вает на сучки с.сны и сушит. З.мой она будет прыгать по ветвям д.рев.ев и подкрепляться сушеными гр.бами. Так и прож.вет белка х.лодную зиму.
  2. Мы л.жали в з.леной тр.ве. На ш.рокой лужайке цв.тут пестрые цв.ты. Вот красный мак. Около красной кашки синий колокольчик. В его синей ч.шечке пч.ла. К ж.лтой лилии подл.тел шмель. Вот прыгает з.леный кузнечик.

Задание 5.

Списать, расставляя, где необходимо, знаки препинания. Вставить пропущенные буквы.

 Ч.сы люди придумали давно а как они узнавали время раньше их выручал петух петух и есть ж.вые ч.сы он кричит в одно и то же время.

Задание 6.

Озаглавьте текст. Спишите. Придумайте и запишите окончание рассказа.

За .кном тр.щал м.роз. Витя делал уроки. Он услышал стук в ст.кло. Стуч.ла синичка. Гл.за – бусинки см.трели на мальчика. Птичка словно пр.сила о помощи.

Задание 7.

Списать. Вставить пропущенные буквы. Где необходимо, поставить запятые.

На ст.ле ст.яли ч.шка с м.локом и кувшин с в.дой. В июн. Со.нце на зиму а лето на ж.ру. Поле з.сеяно пшениц. Огоро. Зас.дили картофелем. Взошло со.нце воздух п.т.плел и природа ож.ла. С утора  был туман но к завтр.ку погода р.згулялась.

Я был у бабушк. В д.ревн.. Ездил на а.тобус. х.дил в лес за ягодами. Там было много м.лины и з.мл.ники. Дедушка пас к.рову а я играл с с.бакой.

Темы по русскому языку можно повторять, используя тексты. Приведу примеры заданий, которые я использую при закреплении понятий разных тем.

Задание 1.

        За окном стих дождь. Последние капельки бежали по стеклам. Из укрытия вышли утки. Они почистили свои перья. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Над рекой легла красавица – радуга. Ребята выбежали во двор. Они стали бегать по лужам. Вода была теплая. Как хорошо летом!

  1. Выписать имена существительные первого склонения ед.ч., поставив их в начальную форму.
  2. Выписать предложения, в которых имена существительные стоят во мн.ч.
  3. Выписать предложение, в котором есть существительные в И.п и В.п.
  4. Выписать имена существительные, к которым можно поставить вопросы Где? Куда? Откуда? Подписать падежи над данными существительными.
  5. Выписать и разобрать по частям речи и по членам предложения пятое предложение.
  6. Разобрать по составу глаголы из четвертого, седьмого предложений.

Задание 2 .

Ребята решили взять с дачи Дружка. Посадили его в чемодан, сели в вагон. Чемодан положили под лавку.

Рядом сел мужчина. Свой чемодан он поставил под лавку. На одной из остановок мужчина взял чемодан и вышел.

Когда мальчики приехали домой, оказалось, что у них чужой чемодан. Пропал Дружок! Ребята были очень огорчены. Они написали объявление. Дружок не находился.

Друзья узнали адрес владельца чемодана. Когда они принесли чемодан мужчине, Дружок выбежал из комнаты и стал лизать мальчикам руки, лицо. Радостная была встреча!

  1. Выписать имена существительные с приставкой –по.
  2. Выписать три слова по схеме      .
  3. Выписать предложения с восклицательной интонацией. Разобрать их по частям речи и по членам предложения.
  4. Выписать три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, записать проверочные слова.
  5. Выписать слова с Ь в два столбика.
  6. Записать план данного рассказа.

Задание 3 . 

                        Шарики на лугу.

За домами раскинулась большая лужайка. Там гуляют цыплята. Пищат, щиплют травку. Нашли они в травке белые шарики. Сколько их на лугу! Стали цыплята играть ими. Один цыпленок клюнул шарик. Другой клюнул. Сразу пропали воздушные шарики. Только стебли остались. Летят по ветру мелкие пушинки. Широко открыли цыплята глаза. Вот так чудо!

  1. Написать одним словом, что за шарики были на лужайке.
  2. Списать рассказ.
  3. Разобрать по частям речи и по членам предложения первое предложение.
  4. Выделить окончания имен существительных в косвенных падежах.
  5. Разобрать по составу слова: белые, шарики, пушинки.

Задание 4.

                        Редкая лошадка.

Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть. А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони легкий бег.

Вот пришла повозка. Туда сели мальчики и девочки. Пони делает один круг, другой, третий. Дети рады.

  1. Выписать слова с парными согласными в корне слова, подписать проверочные слова.
  2. Разобрать по составу слова: лошадка, гладкая, маленькая.
  3. Найти существительные ед.ч., выписать их в столбики по склонениям.
  4. Выписать синонимы к слову лошадка.

Задание 5.

                Лес пахнет дубом и сосной

                За лето высох он от солнца

                И осень тихою вдовой

                Вступает в пестрый терем свой.

                                (И. Бунин)

  1. Списать. Поставить знаки препинания.
  2. Подчеркнуть однородные члены предложения, связанные союзом. Подписать падежи.

Задание6.

                И я там был и мед я пил

                У моря видел дуб зеленый

                Под ним сидел и кот ученый

                Свои мне сказки говорил.

  1. Списать. Поставить знаки препинания.
  2. Обвести союзы, которые соединяют простые предложения в составе сложного.
  3. Подчеркнуть главные члены предложений.
  4. Выписать слова с парными согласными по звонкости – глухости. Записать проверочные слова.

 

Задание 7.

                Отшумела злая вьюга

                Стала ночь короче дня

                Теплый ветер дует с юга

                Капли падают, звеня…

                Улеглись в полях метели

                В свои белые постели

                И весна идет повсюду

                Гонит зиму со двора.

1. Списать. Поставить знаки препинания.

2. Подписать падежи имен существительных.

3. Подчеркнуть главные члены предложений.

4. Разобрать по составу слова: отшумела, полях.

  1. Сколько сложных предложений в стихотворении? Записать полный ответ.

Задание 8.

                Сквозь волнистые туманы

                Пробирается луна

                На песчаные поляны

                Льет печально свет она.

                По дороге зимней скучной

                Тройка борзая бежит

                Колокольчик однозвучный

                Утомительно гремит.

                                (А.Пушкин)

1. Списать. Поставить знаки препинания.

2. Выписать наречия.

3. Подписать спряжения глаголов.

  1. Разобрать второе сложное предложение по частям речи и по членам предложения.

Я думаю, что в процессе обучения учитель должен помочь ученикам подняться на новые ступени интеллектуального и личностного развития, помочь достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможности справиться с различными заданиями, добывать новые в процессе решения учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематичекое планирование учебного материала по русскому языку в 3 классе к учебнику Рамзаевой Т. Г.

Рабочая программа.Календарно-тематическое планированиепо изучению курса русский языкв 3  классена 2012 - 2013 учебный год      В процессе обучения используется УМК Т.Г.Ра...

Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»

Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...

Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку

В работе рассматриваются предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку....

Выступление на МО "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку"

Этот доклад о проблемах неуспеваемости младших школьников и их психологических причинах....

Карточки для закрепления пройденного материала по русскому языку в 3 классе

Карточки для закрепления пройденного материала по русскому языку в 3 классе...