Проблематизация определения склонения имен существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Осинцева Татьяна Владимировна

В уроке создается контекст понимания путем знакомства со словом особого типа склонения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skloneniya_sushch_na_sayt.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Прогимназия «Зимородок» работает в русле Школы Коммуникативной Дидактики (авторы концепции В.И. Тюпа, Ю.Л. Троицкий). Приоритетом в учебном процессе для нас являются понимание, предметная коммуникация и диалог согласия. Материал для урока подбирается таким образом, чтобы он провоцировал возникновение двух или более равномощных версий. Также большое внимание уделяется метапредметным УУД – умению сформулировать и задать вопрос, аргументировать, оценить уровень своего знания (незнания) и др. Все это можно увидеть в предложенном уроке русского языка (модифицированная программа Н.В. Максимовой, система РО Эльконина-Давыдова).

Урок во 2 или в 3 классе

Тема: Проблематизация определения склонения имен существительных

Цель: выделение слова с особым типом склонения

Задачи:

-    проверить умение детей определять склонения имен существительных

  1. формировать умение аргументации версии
  2. формировать умение задать вопрос
  3. развивать умение слышать другого в учебном диалоге

Оборудование: пластиковые доски формата А4 и маркеры у каждого ученика

Ход урока:

I этап - Восстановление контекста, самооценка

  1. Ребята, какая задача стояла перед нами на прошлом уроке? (Систематизация изученного о склонении имен существительных).
  2. Кто особенно помогал нам в работе? Что важного мы вспомнили? (Фиксация на доске детьми признаков склонений).
  3. Сейчас давайте попробуем оценить свою уверенность в определении склонения на пластиковых досках. (Дети рисуют на доске вертикальную палочку с буквой у – уверенность и оценивают себя.)

II этап - Отработка, коррекция непонимания

- Я вижу, не у всех отметка стоит достаточно высоко. Как нам это исправить? (Выполнить еще несколько заданий на эту тему)

  1. Тогда запишите в тетради сегодняшнее число и «Классная работа». А на следующей строке 1скл., 2 скл., 3 скл. (Запись детьми)
  2. Кто сможет придумать для нас такое задание, которое бы проверяло не только умение определять склонение, но и умение задавать вопрос, обращаться к другому по имени, доказывать версию? (Ребенок предлагает классу слово, класс определяет его в нужный столбик. Потом ребенок задает вопрос любому однокласснику, какого склонения слово и почему.)

Когда кто-либо предложит задание, подходящее по критериям, целесообразно спросить, кто понял, какое задание предложил, скажем, Вася. Какова сейчас будет наша задача?

  1. А я тоже придумала для вас задание. Очень сложное. Попробуйте выяснить, слово какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

А) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже. (Татьяна Владимировна, это слово женского или мужского рода?)

Б) Я задумала слово мужского рода. (Т.В., это слово с окончанием –а или –я в начальной форме? )

В) Я задумала слово женского рода. (Т.В., у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

Дети задают вопросы, делают вывод о склонении.

III этап – Физминутка

Когда я называю слово 1 склонения, садимся на корточки. Когда 2 склонения – бежим на месте. Когда третьего – тянемся вверх.

IV этап - Проблемная ситуация

– Кому после выполнения заданий стало легче определять склонение, кто почувствовал большую уверенность? (Многие дети.)

  1. Раз так, то давайте напишем небольшую самостоятельную работу. Каждый получает карточку, где над словами необходимо подписать склонение.

Слова на карточках: Одеяло, Вова, цель, стол, лампа, время. (На работу 2-3 минуты)

  1. А теперь объединитесь в группы и сверьте ответы.
  2. Были ли случаи, когда в группе вы не смогли прийти к единому решению? По какой причине? (Слово время – одни считают, что оно относится к 1 склонению, а другие, что ко 2му.)

Необходимо удивиться, как же так произошло. Вынести версии детей на доску. Записать, кто поддерживает какую. Выслушать аргументацию.

  1. Как же нам определить склонение этого слова? (Изменить по падежам, ведь склонение – это набор окончаний.)
  2. Что же тут получается? 1 или 2 склонение? (При изменении получается вообще скорее 3 склонение – совпадение окончаний в родительном, дательном и предложном падежах).
  3. Какое странное слово! Так какое же у него склонение? (Непонятно, по одному признаку из каждого склонения…Может, это 4ое склонение?)
  4. Чтоб сделать 4ое склонение, одного слова мало. (Надо поискать еще слова, которые ведут себя подобным образом.)

V этап - Домашнее задание

- Пусть это будет вашим домашним заданием. Но как его записать? (Найти слова среднего рода с окончанием –я)

VI этап – Рефлексия

Какая проблема сегодня была на уроке? Что удивило? Что было трудно, интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...