Проблематизация определения склонения имен существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
В уроке создается контекст понимания путем знакомства со словом особого типа склонения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skloneniya_sushch_na_sayt.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Прогимназия «Зимородок» работает в русле Школы Коммуникативной Дидактики (авторы концепции В.И. Тюпа, Ю.Л. Троицкий). Приоритетом в учебном процессе для нас являются понимание, предметная коммуникация и диалог согласия. Материал для урока подбирается таким образом, чтобы он провоцировал возникновение двух или более равномощных версий. Также большое внимание уделяется метапредметным УУД – умению сформулировать и задать вопрос, аргументировать, оценить уровень своего знания (незнания) и др. Все это можно увидеть в предложенном уроке русского языка (модифицированная программа Н.В. Максимовой, система РО Эльконина-Давыдова).
Урок во 2 или в 3 классе
Тема: Проблематизация определения склонения имен существительных
Цель: выделение слова с особым типом склонения
Задачи:
- проверить умение детей определять склонения имен существительных
- формировать умение аргументации версии
- формировать умение задать вопрос
- развивать умение слышать другого в учебном диалоге
Оборудование: пластиковые доски формата А4 и маркеры у каждого ученика
Ход урока:
I этап - Восстановление контекста, самооценка
- Ребята, какая задача стояла перед нами на прошлом уроке? (Систематизация изученного о склонении имен существительных).
- Кто особенно помогал нам в работе? Что важного мы вспомнили? (Фиксация на доске детьми признаков склонений).
- Сейчас давайте попробуем оценить свою уверенность в определении склонения на пластиковых досках. (Дети рисуют на доске вертикальную палочку с буквой у – уверенность и оценивают себя.)
II этап - Отработка, коррекция непонимания
- Я вижу, не у всех отметка стоит достаточно высоко. Как нам это исправить? (Выполнить еще несколько заданий на эту тему)
- Тогда запишите в тетради сегодняшнее число и «Классная работа». А на следующей строке 1скл., 2 скл., 3 скл. (Запись детьми)
- Кто сможет придумать для нас такое задание, которое бы проверяло не только умение определять склонение, но и умение задавать вопрос, обращаться к другому по имени, доказывать версию? (Ребенок предлагает классу слово, класс определяет его в нужный столбик. Потом ребенок задает вопрос любому однокласснику, какого склонения слово и почему.)
Когда кто-либо предложит задание, подходящее по критериям, целесообразно спросить, кто понял, какое задание предложил, скажем, Вася. Какова сейчас будет наша задача?
- А я тоже придумала для вас задание. Очень сложное. Попробуйте выяснить, слово какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.
А) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже. (Татьяна Владимировна, это слово женского или мужского рода?)
Б) Я задумала слово мужского рода. (Т.В., это слово с окончанием –а или –я в начальной форме? )
В) Я задумала слово женского рода. (Т.В., у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)
Дети задают вопросы, делают вывод о склонении.
III этап – Физминутка
Когда я называю слово 1 склонения, садимся на корточки. Когда 2 склонения – бежим на месте. Когда третьего – тянемся вверх.
IV этап - Проблемная ситуация
– Кому после выполнения заданий стало легче определять склонение, кто почувствовал большую уверенность? (Многие дети.)
- Раз так, то давайте напишем небольшую самостоятельную работу. Каждый получает карточку, где над словами необходимо подписать склонение.
Слова на карточках: Одеяло, Вова, цель, стол, лампа, время. (На работу 2-3 минуты)
- А теперь объединитесь в группы и сверьте ответы.
- Были ли случаи, когда в группе вы не смогли прийти к единому решению? По какой причине? (Слово время – одни считают, что оно относится к 1 склонению, а другие, что ко 2му.)
Необходимо удивиться, как же так произошло. Вынести версии детей на доску. Записать, кто поддерживает какую. Выслушать аргументацию.
- Как же нам определить склонение этого слова? (Изменить по падежам, ведь склонение – это набор окончаний.)
- Что же тут получается? 1 или 2 склонение? (При изменении получается вообще скорее 3 склонение – совпадение окончаний в родительном, дательном и предложном падежах).
- Какое странное слово! Так какое же у него склонение? (Непонятно, по одному признаку из каждого склонения…Может, это 4ое склонение?)
- Чтоб сделать 4ое склонение, одного слова мало. (Надо поискать еще слова, которые ведут себя подобным образом.)
V этап - Домашнее задание
- Пусть это будет вашим домашним заданием. Но как его записать? (Найти слова среднего рода с окончанием –я)
VI этап – Рефлексия
Какая проблема сегодня была на уроке? Что удивило? Что было трудно, интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...